Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Топонимика Камчатки. Посёлок Козыревск

Топонимика Камчатки. Посёлок Козыревск

Продолжая тему топонимики Камчатки? сегодня мы с вами совершим путешествие в посёлок Козыревск и познакомимся с его удивительным прошлым, а также с историей названий географических объектов, расположенных в непосредственной близости от этого камчатского селения.

Степан Петрович Краше­нинников первым из истори­ков внес путаницу в причи­ны названия реки Козыревки (Козыревской). Он писал в книге «Описание земли Камчатки»: «Колю река… те­чение имеет с левой стороны и считается между знатными реками, кото­рые в Камчатку устьем впадают, однако не столько по величине своей, сколько по из­рядным местам и угодным к пашне. Тамош­ние казаки прозвали оную Козыревскою в память бывшего при покорении Камчат­ки казака Ивана Козыревского, а для какой причины, того я не мог проведать. Верстах в 30 от ее устья есть при ней камчатской острожек Колю ж называемой».

Советский историк И.И. Огрызко в комментариях к изда­нию книги «Описание земли Камчатки» в 1949 году, ссылаясь на архивные ма­териалы, даёт пояснение: «На чертеже Камчат­ки, составленном Иваном Козыревским, мы находим ясный ответ на этот вопрос: «Река прозвищем Козыревская. С началу иноземцов в ясак привел отец мой Петр Козырев­ский». 

Другое название — Колю Накшин (по имени тойона Накша)». В острожке, состоящем из двух земляных юрт (зимние жилища) и 11 балаганов (летние жилища), про­живало 14 «плательщиков ясака» — пять собольников и девять лисичников.

Козыревские появляются на Камчатке в 1701 году в отряде первого камчатского приказчика Тимофея Кобелева. Но история появления здесь этой семьи не была типичной. Фактически Петр Федо­рович Козыревский был сослан на Камчатку. В свое время в газете «Камчатская правда» известный ленинградский историк Борис Петрович Полевой опубликовал большую статью о трех поколениях Козыревских.

Первым из них был уроженец Великого княжества Литовского, вошедшего в состав федерации Речи Посполитой, Федор Иоанно­вич Козыревский, попавший в русский плен под Смоленском в 1654 году. Он был сослан в казачью службу в Якутск и служил в чине сына боярского приказчиком в различных зимовьях и острогах воеводства. В 1667 году женился, и у него в Якутии родились трое сы­новей — Петр, Семен и Дмитрий.

Федор, как и многие другие сибирские приказчики, занимался незаконным вино­курением и приучил к этому сыновей. По его стопам пошел и сын Петр Федорович, ко­торый был верстан в дети боярские на мес­то своего отца, постригшегося в монахи. Но Петр Федорович не только курил вино, но и сам бражничал. В 1695 году в заимке Киренского Троицкого монастыря пья­ный Петр Федорович убил свою жену Анну и, спасаясь от наказа­ния, бежал с детьми в тайгу в верхо­вьях Лены. Из Сибирского приказа в Москве, куда дошла весть о слу­чившемся, писали: «Буде явится, что он без причины ее убил и в том повинится, и за то его казнить самово смертью, велеть повесить в той же монастырской заимке, а буде по розыску явится, что он убил жену за какое воровство, и его смертью не казнить, бить нещадно, что он, не бив челом, самовольно жену свою убил...»

Вот такова была юридическая казуистика в России 17-го сто­летия: испросил бы разрешения убить, вообще бы, наверное, ника­кого наказания не было...  2 июля 1700 года Петр Федоро­вич винился. На следующий день его пытали. А 4 июля на торговой площади Якутска его били кнутом и отпустили на свободу под руча­тельство якутских казаков. Из спи­ска казаков он был исключен.

А в это самое время шло фор­мирование отряда для камчатского гарнизона. Козыревский обращается с просьбой к царю (так было положено — верстали казаков на службу по царскому ука­зу) поверстать его снова в казаки на убылое место и назначить служить на Камчатку.

Пока бумаги шли в Москву и обратно, воевода Траурнихт принимает решение не послать, а сослать Козыревского с детьми на Камчатку. В 1701 году отряд прибывает в Камча­дальское зимовье, по­строенное атласовским казаком Потапом Серюковым, и приступа­ет к строительству двух укрепленных поселе­ний — Верхнему и Ниж­нему Камчадальским сначала зимовьям, а впоследствии и остро­гам (военным укрепле­ниям). Вот тогда Петр Ко­зыревский, назначен­ный в силу своего опы­та и былого положения ясачным сборщиком, начал ведать сбором ясака на реке Коль.

Новый камчатский приказчик черкашенин Михаил Зиновьевич Многогрешный в 1704 году взял с собой Петра Федоровича сопровождать казенную пушнину в Якутск. Обратно Козыревский возвращался вместе с новым приказчиком Федором Василье­вичем Протопоповым (Верхотуровым), но в стычке с воинственными коряками погиб в районе острова, получившего впослед­ствии название Верхотурова.

В 1706 году на убылое место отца верстан Иван Петрович Козыревский — один из первооткрывателей Курильских островов. Примечательно, что данные, собранные Козыревским о Курилах и Японии, активно использовались последующими русскими мореплавателями и исследователями. Однако до сих пор в биографии И. Козыревского остаются «белые пятна». К тому же в литературе образ этого человека трактуется весьма неоднозначно: он обвиняется в убийстве В. Атласова, ему приписываются такие черты, как авантюристичность, бунтарство. 

И все же нельзя игнорировать и достоинства И.П.Козыревского: стремление познать окружающий мир, целеустремленность, самоотверженность, любовь к России. Именно поэтому его жизнь представляет интерес для современников и последующих поколений. Думаю, мы посвятим отдельную публикацию этой неординарной исторической личности.

1731 год был ознаменован на Камчатке знаменитым Харчинским бунтом — той­он (вождь) одного из острогов, располо­женных на реке Еловке (одного из круп­нейших притоков реки Камчатки) Федор Харчин и его дядя, тойон камчадальского острожка на реке Камчатка Голгоч подня­ли бунт против казаков, захватили и со­жгли Нижнекамчатский острог, который в то время располагался на месте совре­менного поселка Ключи. Несколько публикаций на данном сайте подробно рассказали об этом трагическом событии в истории Камчатки.

Виновные, как русские, так и камчадалы, были нака­заны. Жители камчадальского острож­ка, тойоном которого был Голгоч и ко­торый располагался также на Ключах, рядом с уничтоженным Нижнекамчат­ским острогом, были выселены на реку Козыревку, а на Ключах были поселены крестьяне, прибывшие поднимать зем­лепашество на Камчатке из Усть-Илимского края.

Нижнекамчатский острог был также перенесен ниже по течению в район Шантальского (Азабачьего) озера, почему не­которое время и назывался Нижнешантальским острогом.

В 1740-х годах в результате деятель­ности Камчатской Духовной Миссии все камчадалы при крещении получили рус­ские фамилии. В документах встречаются и первые фамилии жителей Козыревска — Шадрины, Холщевниковы.

Но в 1800 году в долину реки Камчатки прибыл для несения «ланд-милицкой» службы (то есть охранной и земледельческой одновременно) Сомовский полк из Иркутска. Солдаты занес­ли на Камчатку оспу, в результате которой камчатские остроги в долине реки Камчатки обезлюдели — некоторые, такие как Козыревск, полностью.

А коренные жители этих поселений несли две важные обя­занности. Первая, известная, — плата налога пушниной (ясак). Вторая — каюрная гоньба: то есть обеспечение транспортной связи между поселениями и административными центрами в зимнее время на собачьих нартах.

Поэтому первое, что сделала администрация Камчатки, переселила в эти мертвые поселения жителей окрестных сел, где сохранилось еще какое-то количество людей. Так в Козыревске оказываются Чуркины из соседнего села Кирганик.

Но в окрестных селах и своих людей оставалось очень мало. Тогда в долину реки Камчатки начали переселять кам­чадалов с западного побережья полуострова, которых обошла стороной смертельная болезнь.

Так в Козыревске появляются камчадалы Черных и Сысо­евы с северных рек западного побережья. Но и этого было мало. Тогда было решено заменить коренное камчадальское на­селение Козыревска русскими крестьянами из села Ключи.

Сегодня ключевские камчадалы мучаются в камчатских судах различных инстанций, добиваясь признания своих этнических прав, а вот правительство дореволюционной Камчатки поступало чрезмерно просто: когда Кречетов, Рыков или Тюменцев приписывались к Козыревску, то они становились коренными камчадалами, а когда возвращались в Ключи — то вновь превращались в русских крестьян. Двести лет назад правительство Камчатки прекрас­но понимало и давало себе полный истори­ческий отчет в том, что и коренные камча­далы, и русские старожилы представляют на Камчатке одну общую семью народов, породнившуюся за годы совместного про­живания на полуострове.

Еще один интересный вопрос: как слу­чилось, что современное местоположение поселка Козыревск сменилось с бассейна реки Козыревки на бассейн реки Камчатки?

Как это уже происходило не раз в исто­рии Камчатки — в силу или природных, или социальных, или экономических причин и катаклизмов. Частые наводнения (по при­чине расположения в зоне активно действу­ющих вулканов и таяния на них снежников и ледников, резко поднимающих уровень воды в реках), поселение новых партий рус­ских крестьян для возрождения земледелия в долине реки Камчатки или создание новой — лесопромышленной — отрасли при советской власти и создание первого на Камчатке Козыревского леспромхоза с цен­тральной базой на новом месте — на берегу реки Камчатки. То есть причин для этого было множество.

Но в итоге про реку Козыревку и ее исто­рию забыли. И придумали новые легенды об истории поселка, связанные уже с име­нем знаменитого первооткрывателя север­ных Курильских островов и создателя в 1726 году уникального чертежа Камчадальского Носа с описанием не только всех островов Курильской гряды, но и Японии...

Поэтому памятник первопроходцам — Ивану Козыревскому и Данилу Анцыферову — воздвигнут в Северо-Курильске, а не в Козыревске, как это думают некоторые из наших читателей.

Козыревск сегодня — камчатская тури­стическая Мекка. Сюда в летнее время сте­каются, сбегаются, слетаются туристы из разных уголков мира, чтобы почувствовать мощь и суровую красоту того, что творят на Земле извергающиеся вулканы.

Именно по этой причине знаменитый уже на всю страну «Вулканариум» — музей вулканов на Кам­чатке, созданный супругами А. и С. Самойленко, — разрабатывает совместно с главой Усть-Камчатского района В.И. Логиновым проект создания в Козыревске Лава-ленда — культурно-развлекатель­ного комплекса для тури­стов и жителей Камчатки в непосредственной бли­зости от Толбачинской группы вулканов. Пожелаем им удачи в реализации этого интереснейшего проекта.

Литература:

1. Вахрин С.И. Камчатка. Россия. Мир. Путешествие по времени. — Петропавловск-Камчатский: Издательство «Камчатпресс», 2020. — 268 с.

2. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки /С.П. Крашенинников. — М.: Эксмо, 2010. — 480 с.

3. Полевой Б.П. Избранное /Серия «Из фондов музея». — Петропавловск-Камчатский: «Новая Книга», 2021. — 384 с.

1052
Нет комментариев. Ваш будет первым!