Мы дети твои, Камчатка !

Мы дети твои, Камчатка !

Продолжая наш рассказ о коренных народах Камчатки, мы не можем не обратиться к традиционной одежде. Она разнообразная по назначению и предназначена для разных времен года. Женская, мужская, детская: традиционную одежду коряков можно отнести к так называемому глухому типу. Она не имеет разреза спереди и надевается в зависимости от формы одежды как рубаха через голову или комбинезон.

Для зимней одежды коряки употребляли шкуры оленьих телят. Мужская одежда для этого сезона состояла из широкой рубахи – ичг’ын, штанов – ӄонайтэ, капора и обуви – плакыт. Мужская кухлянка, в особенности у оленных коряков, ездящих верхом на нартах, короче женской. Она не достигает колен, женская доходит до икр. Зимняя кухлянка береговых коряков иногда прикрывает колени.

Ямочгып – делалась двойная: нижнюю носили мехом к телу, верхнюю – мехом наружу, но обе рубахи надевались и снимались вместе. В длину кухлянка немного не доходила до голени. Большинство кухлянок шилось с капюшоном, а спереди к вороту пришивался небольшой нагрудник из камусов – в’анолӈын. Первую выкраивали из двух целых шкур: одна составляла спинку, вторая перед: на плечах обе шкуры сливались, а по бокам дополнительно вставляли куски шкуры. Рукава и капюшон выкраивались отдельно. К подолу кухлянки пришивали широкую меховую кайму – ыпган.

Подробнее в нашей статье: http://lib-pk.ru/news/1735-my-deti-tvoi-kamchatka.html

Практиковался и другой способ кроя кухлянок. Он отличался тем, что рукава выкраивались вместе с капюшоном. Зимой в более тёплую погоду и в жилище коряки носили одинарную кухлянку – элымгыки (э-, -ки отрицание “не”, лымгылым “капюшон”). Ёе шили без капюшона, но с воротником или опушкой из длинношерстного меха вокруг ворота.

Женская зимняя обувь – панняплакыт. Они были высокими до колена, заправлялись под штанины комбинезона и по верху стягивались шнурками – кымгытэлӈа. Поверх комбинезона надевали широкую, длинную меховую рубаху, обычно мехом вовнутрь – кагав’лён.

Женские рукавицы – лилит были обязательно двойными, с обшивкой по запястью из собачьего, волчьего или лисьего меха. Верх рукавиц делался из пыжика. Самыми тёплыми и красивыми считались рукавицы из волчьих лап с подкладкой из выпоротки.

Летняя одежда коряков имела тот же крой, что и зимняя, но она изготовлялась из более лёгких материалов – ровдуги (етэм), оленьих шкур со стриженым мехом. Мужчины носили кухлянки из ровдуги или дымлёнки. Часто они летом использовали изношенную зимнюю одежду. Летнюю обувь – чыв’эйит носили без меховых чулок. Шили её из ровдуги, дымлённых или тюленьих шкур. Летняя женская одежда состояла из ровдужного комбинезона, а поверх надевали кагав’лё. Обувь обычно ровдужная. В конце XI века появились у женщин платки – ляв’тыкво (лэв’ыт “голова”, -кв – “покрывать”). Всю одежду носили с поясами – йийит. Подвешивали к ним ножны – в’алаёлго, с ножом – в’ала и футляр с табакеркой – пылёткаёчгын и ялёпъёчгын.

Подготовка погребальной одежды коряков требовала много времени. Как правило, её никогда не заканчивали полностью: существовало представление, что, если закончить погребальную одежду при жизни человека, то это ускорит наступление смерти. Погребальный костюм хранили в незаконченном виде – без опушки у капюшона или у подола одежды, без подошвы у обуви, без пряжки у пояса. Отличительной особенностью погребальной одежды является, прежде всего, богатый и характерный орнамент и цвет меха: обычно шились из белых или светло-серых оленьих шкур. Подол в мужской погребальной рубахе сзади делали не прямым, а удлинённым, наподобие хвоста – ӈойӈын.

Танцевальная одежда

У коряков – оленеводов существовала особая танцевальная одежда мылав’эчг’ын (плясовая кухлянка). По покрою – это кагав’лё мехом вовнутрь, с вшивными рукавами, большим капюшоном, соединённым с нагрудником общей широкой опушкой из собачьего меха. Отличало эту одежду разнообразие украшений, состоящих из бахромы и кисточек, медальонов, расшитых оленьим волосом или цветным бисером, из пронизанного цветного бисера на кожаных ремешках и аппликаций, вырезанных из белой кожи.

Детской одеждой служил комбинезон ӄальӈэкэй, двойной зимний. В нём были соединены вместе поечевая одежда: штаны, обувь и головной убор. Между штанами делали широкий разрез, который закрывали клапаном – мака. Под клапан клали мох – витг’у. Грудным детям делали два комбинезона: дневной и ночной (облегчённый). Такую одежду дети носили до пяти-шести лет.

В конце XIX – XX вв. в одежде стало заметно влияние русской культуры. Появились материалы, отсюда камлейки – манив’ичг’ын.

Ещё в конце 60-х – начале 70-х гг. XX века корякские оленеводы имели для каждого сезона свой комплект одежды.

Поздней осенью, например, большинство пастухов носило только одну, но толстую и пышную кухлянку, сделанную из шкуры оленёнка октябрьского забоя, тонкие брюки из августовского “неблюя” и высокие торбаза – до колен и выше. В декабре одевали двойную кухлянку: тонкую неблюевую рубаху мехом внутрь и вторую мехом наружу. Тонкие брюки менялись на толстые из октябрьского оленёнка, могли одеваться и вторые брюки, потоньше и мехом наружу.

Украшение одежды

Традиционная корякская одежда украшалась орнаментом и подвесками. В качестве украшений носили также браслеты, серьги, подвески, которые переделывались из старых медных и серебряных вещей. Многие украшения играли роль амулетов.

Магическое значение имели прически. Мужчины состригали волосы, оставляя лишь кружок на макушке или узкий ободок вокруг головы. Женщины расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали в две тугие косы, которые украшали ниткой бисера. У некоторых женщин встречались и мужские прически.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2683567-kak-vygljadit-nacionalnyj-kostjum-korjakov-foto-opisanie.html

http://www.kamcnt.ru/traditional_culture/small_nations/672/

Изображения взяты из книги: Арктика — мой дом.- М.,1999.

06:50
380
Нет комментариев. Ваш будет первым!