Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Мы календарь перевернули

Мы календарь перевернули

«… Основные формы всякого

бытия суть пространство и время;

бытие вне времени есть такая же

величайшая бессмыслица, как бытие

вне пространства».

Ф. Энгельс

     Окружающий нас мир находится в постоянном развитии. В нем нет ничего неизменного и постоянного, все в нем движется и претерпевает изменения. Все эти изменения протекают во времени, а время, как учит диалектический материализм, является одной из основных форм существования материи. Другая ее форма – пространство. Однако обе формы существования материи – время и пространство – неотделимы друг от друга. 

Мы не можем представить себе Вселенную вне пространства и времени.

     Важным свойством времени является его необратимость, так как течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему. Современная физика подтвердила учение диалектического материализма о времени и пространстве.

     Вся жизнь человеческого общества связана со временем и регулируется периодической сменой дня и ночи, времен года. Для измерения времени в природе найдены такие явления, которые регулярно повторяются: периодическая смена дня и ночи, смена лунных фаз и смена времен года. 

      Эти явления называются суточным вращением земного шара, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца. Эти явления дают основные единицы измерения времени – сутки, месяц и год, положенные в основу различных календарных систем.

     Слово «календарь» происходит от латинских слов «calendarium» и «Calendae». Первое из них в буквальном смысле означает долговую книгу, так как в Древнем Риме было принято проценты по долгам платить первого числа каждого месяца, а первый день каждого месяца и назывался «Calendae» («календарь»). 

 Так, 1-е января римляне называли «Calendae Januariae» (известное выражение «до греческих календ»  («an CalendasGraecas») означает срок, который никогда не наступит, так как в греческом календаре календы не применялись). Под термином календарь мы будем понимать всякую систему счисления продолжительных промежутков времени, использующую периодичность явлений природы, проявляющихся особенно отчетливо в суточном вращении земного шара, видимом движении Луны вокруг Земли и в годичном движении Солнца. Длительные промежутки времени подразделяют на столетия (века), годы, месяцы, недели и сутки. Потребность в измерении времени возникла еще в глубокой древности.

     Накапливая свои наблюдения из поколения в поколение, люди обнаружили определенные закономерности, давшие возможность измерять различные промежутки времени. Так много тысячелетий назад, на заре человеческой культуры, постепенно зародились первые, весьма примитивные календари. При этом первой естественной единицей времени, тесно связанной с чередованием труда и отдыха человека, были сутки. Первоначально счет дней и ночей ограничивался пятью первыми числами – по количеству пальцев на одной руке. Так зародилась пятидневная неделя, которая позднее получила название «малой недели». В дальнейшем по числу пальцев на обеих руках возникла и «большая неделя».

     Другая единица измерения времени – семидневная неделя – возникла не только вследствие суеверного почитания числа «семь» по числу блуждающих небесных тел, к которым кроме пяти планет, видимых простым глазом (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн), присоединяли Солнце и Луну. Появление недели также связано с наблюдениями изменений внешнего вида Луны. Многочисленными наблюдениями было установлено, что четверть лунного месяца, например, от новолуния до первой четверти, составляют около семи дней.

     Лунный календарь зародился у древних пастушеских народов, которые вели кочевой образ жизни. Когда же люди перешли к оседлости и начали заниматься земледелием, появилась необходимость определять сроки посева и жатвы. Эти сроки были связаны со сменной времен года и видимым движением Солнца. Потребность предвидеть наступление зимы, весны, лета или осени привела к появлению первых солнечных календарей и более крупной, чем лунный месяц, единицы измерения времени – солнечного года.

В доисторические времена люди еще не умели писать, и поэтому счет дней им приходилось отмечать при помощи зарубок на пакле или узелков, завязываемых на особых шнурах.

     Узелковыми календарями широко пользовались некоторые народы северной Сибири (якуты, эвенки, манси и другие) еще до конца прошлого столетия. Аналогичный счет дней известен и в наше время среди некоторых негритянских племен Восточной Африки, в Гвинее и среди многих народов Полинезии.

     Во многих царской России даже в конце прошлого века большое распространение имели деревянные календари различных конструкций. Чаще всего они представляли собой шестигранную палку с утолщением посредине. На гранях делались зарубки по числу дней для двух очередных месяцев. Против некоторых зарубок вырезались условные значки, означавшие дни важнейших религиозных праздников.

     Таким образом, при помощи узелков и зарубок некоторым древним народам удалось установить продолжительность новой единицы измерения времени – года. Однако все эти способы определения продолжительности года были весьма примитивны и не давали достаточной точности. Более точное определение года стало возможным лишь после того, как древние египтяне, китайцы и некоторые народы изучили особенности видимого движения Солнца и Луны.

     Начало года народы определяли по-разному, но всегда с наиболее важного момента времени года для жизни данного народа, от какого-нибудь заметного природного явления. Чаще всего год начинался с наступления весны, лета, осени или зимы. У древних египтян новый год начинался со времени начала разлива Нила. На некоторых островах Индийского океана начало года определялось по муссонам – устойчивым ветрам, дующим летом с океана на материк, а зимой – с материка на океан. У жителей островов Самоа год начинался с массового хода местного морского съедобного червя палоло.

     Три рода календарей. 

Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к тому, что в разные эпохи были созданы три рода календарей:солнечные, основанные на движении Солнца, в которых стремились согласовать между собою сутки и год; лунные (основанные на движении Луны) целью которых являлось согласование суток и лунного месяца; наконец лунно-солнечные, в которых были сделаны попытки согласовать между собою все три единицы времени.

     В настоящее время почти все страны пользуются солнечным календарем. Лунный календарь играл большую роль в древних религиях. Он сохранился и до настоящего времени в некоторых восточных странах, исповедующих мусульманскую религию. В нем месяц имеет по 29 и 30 дней. Причем количество дней меняется с таким расчетом, чтобы первое число каждого следующего месяца совпадало с появлением на небе «нового месяца». Годы лунного календаря содержат попеременно 354 и 355 дней. Таким образом, лунный год на 10-12 дней короче солнечного года.


Лунно-солнечный календарь применяется в европейской религии для расчета религиозных праздников, а также государстве Израиль. Он отличается особой сложностью. Год в нем содержит 12 лунных месяцев, состоящих то из 29, то из 30 дней, но для учета движения Солнца периодически вводятся «високосные годы», содержащие добавочный, тринадцатый месяц. Простые, т.е. двенадцатимесячные годы, состоят из 353, 354 или 355 дней, а високосные, т.е. тринадцатимесячные, имеют по 383, 384 или 385 дней. Этим достигается то, что первое число каждого месяца почти точно совпадает с новолунием.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О КАЛЕНДАРЕ

1. На сегодняшний день невозможно точно сказать,сколько всего существовало календарей. Вот максимально полный их список: Армелина, Армянский, Ассирийский, Ацтекский, Бахаи, Бенгальский, Буддийский, Вавилонский, Византийский, Вьетнамский, Гильбурда, Голоценский, Григорианский, Грузинский, Древнегреческий, Древнеегипетский, Древнеиндийский, Древнекитайский, Древнеперсидский, Древнеславянский, Еврейский, Зороастрийский, Индийский, Инки, Иранский, Ирландский, Исламский, Китайский, Конта, Коптский, Малайский, Майя, Непальский, Новоюлианский, Римский, Симметричный, Советский, Тамильский, Тайский, Тибетский, Туркменский, Французский, Ханаанейский, Чучхе, Шумерский, Эфиопский, Юлианский, Яванский, Японский. 

2. Коллекционирование карманных календарей называется филотаймией или календаристикой. 

3. За все время существования календаря время от времени появлялись очень оригинальные и необычные календари. Например, календарь в стихах. Первый из них был выпущен на одном листе, в виде настенного плаката. Календарь «Хронология» был составлен Андреем Рымшей и отпечатан в городе Остроге Иваном Федоровым 5 мая 1581 года.

4.Самый первый календарь в виде миниатюрной книги вышел из печати в канун 1761 года. Это «Придворный календарь», который до сих пор можно увидеть в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

5.Первые русские отрывные календари появились в конце XIX века. Их начал печатать издатель И. Д. Сытин по совету, который дал ему никто иной, как… Лев Николаевич Толстой.

6. Первый карманный календарь (размером примерно с игральную карту), с иллюстрацией на одной стороне и самим календарем – на другой впервые был выпущен в России в 1885 году. Он был отпечатан в типографии «Товарищества И. Н. Кушнаерева и К°». Эта типография существует до сих пор, только называется она теперь «Красный пролетарий».

7.Самый маленький календарь в истории весит всего 19 грамм вместе с переплётом. Он хранится в Матенадаране (Армянский институт древних рукописей) и представляет собой рукопись размером менее спичечного коробка. Он содержит 104 пергаментных листка. Он написан каллиграфическим почерком писца Огсента и доступен для чтения только с помощью увеличительного стекла.

8. Самый большой карманный календарь (1400 квадратных сантиметров) был изготовлен в 1976 году Внешторгиздатом для объединения «Совэкспортфильм». Календарь представлял собой блок-сцепку на цельном листе бумаги. Лист имел перфорацию и разрывался на 24 маленьких календаря с портретами советских кинозвезд.

Используемая литература: Селешников С. И. История календаря и хронология / С. И. Селешников. — М.: Наука, 1977. — 224 с. — ил. 

Используемый сайт: https://studopedia.ru/19_38464_interesnie-fakti-o-kalendare.html

Нет комментариев. Ваш будет первым!