Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Повелитель музыки

Повелитель музыки

 6 декабря 1915 в Фатеже (Курская губерния) в семье почтового служащего родился будущий композитор, чья музыка стала классикой советского искусства ХХ века, Георгий Васильевич Свиридов.

     Духовная близость между композитором и поэтом не случайна. Искусство Свиридова также отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи. Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствует себя, прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом. В самой жизни Свиридова сосуществуют непосредственные связи с народными истоками и с вершинами русской культуры.

     Ученик Д. Шостаковича, получивший образование в Ленинградской консерватории (1936-1941гг), замечательный знаток поэзии и живописи, сам обладающий выдающимся поэтическим даром, он родился в маленьком городке Фатеж Курской губернии в семье почтового служащего и учительницы. И отец, и мать Свиридова были местными уроженцами, вышли из крестьян близких к Фатежу деревень. Непосредственное общение с сельской средой, как и пение мальчика в церковном хоре, было естественным и органичным. Именно эти два краеугольных камня русской музыкальной культуры – народная песенность и духовное искусство, — жившие с детства в музыкальной памяти ребенка, стали опорой мастера в зрелый период творчества.

     Ранние детские воспоминания связаны с образом южнорусской природы – заливными лугами, полями и перелесками. И тут же — трагедия гражданской войны 1919 года. Когда ворвавшиеся в город деникинцы убили молодого коммуниста Василия Свиридова. Не случайно композитор многократно возвращается и к поэзии русской деревни, и к страшным потрясениям революционных лет.

     Исходная дата искусства Свиридова может быть обозначена весьма точно: с лета по декабрь 1935 в неполные 20 лет будущий мастер советской музыки написал хорошо известный теперь цикл романсов на стихи Пушкина – произведение, прочно стоящее в ряду советской музыкальной классики, открывающее список свиридовских шедевров. Правда, впереди еще были годы учения, войны, эвакуации, творческого роста, овладения вершинами мастерства. Полная творческая зрелость и независимость пришли на грани 40 и 50-х гг., когда был найден свой жанр вокальной циклической поэмы и осознана своя большая эпическая тема (поэт и родина). За первенцем этого жанра последовали Песни на стихи Роберта Бернса (1955), оратории Поэма памяти Сергея Есенина (1956) .

     Композитор избрал путь наибольшего сопротивления, обратившись к поэзии Маяковского. Это было первое в истории музыки мелодическое освоение его стихов. Поистине неисчерпаемые мелодические, даже гимнические возможности раскрыл Свиридов в Маяковском.

     Только в ранние годы учения и творческого становления Свиридов писал много инструментальной музыки. К концу 30 – началу 40-х гг. относятся Симфония; фортепианный Концерт; камерные ансамбли (Квинтет, Трио); 2 сонаты, 2 партиды, Детский альбом для фортепиано. Некоторые из этих сочинений в новых авторских редакциях приобрели известность и заняли свое место на концертной эстраде.

     Но главное в творчестве Свиридова – это вокальная музыка (песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения). Здесь счастливо соединились его удивительное чувство стиха, глубина постижения поэзии и богатое мелодическое дарование. Он не только распел строки Маяковского, Пастернака (кантата Снег идет), прозу Гоголя (хор Об утраченной юности), но и музыкально-стилистически обновил современную методику. Кроме упоминавшихся авторов он положил на музыку многие строки В. Шекспира, П. Беранже, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, Б. Корнилова, А. Прокофьева, А. Твардовского, Ф. Сологуба, В. Хлебникова и других – от поэтов –декабристов до К. Кулиева.

     В музыке Свиридова духовная мощь и философская глубина поэзии выражаются в мелодиях произведений, кристальной ясности, в богатстве оркестровых красок, в оригинальной ладовой структуре.

     Начиная с Поэмы памяти Сергея Есенина, композитор использует в своей музыке интонационно-ладовые элементы древнего православного знаменного распева. Опора на мир старинного духовного искусства русского народа прослеживается в таких хоровых сочинениях, как «Душа грустит о небесах», в хоровых концертах памяти А. А. Юрлова и Пушкинский венок, в изумительных хоровых полотнах, вошедших в музыку к драме А. К. Толстого Царь Федор Иоанович (Молитва, Любовь святая, Покаянный стих). Музыка этих произведений чиста и возвышена, в ней заключен большой этический смысл.

     В документальном фильме «Георгий Свиридов» есть эпизод, когда композитор в музее-квартире Блока (Ленинград) останавливается перед картиной, с которой сам поэт почти никогда не расставался. Это – репродукция с картины голландского художника К. Массиа «Соломея с головой Иоана Крестителя, где отчетливо противопоставлены образы тирана Ирода и погибшего за правду пророка. Пророк – это символ поэта, его судьбы! – говорит Свиридов. Эта параллель 

не случайна. Блок поразительно предчувствовал огненную, вихревую и трагическую будущность наступившего ХХ столетия. А на грозного, блоковского пророчества Свиридов создал один из своих шедевров «Голос из хора» (1963г.). Блок многократно вдохновлял композитора, написавшегося около 40 песен на его стихи: это и сольные миниатюры, и камерный цикл «Петербургские песни» (1963г.), и небольшие кантаты «Грустные песни» (1962г.), «Пять песен о России» (1967г.), и хоровые циклические поэмы «Ночные облака» (1979 г.), «Песни безвременья» (1980г.).

     Два других поэта, также обладавшие пророческими чертами, занимают центральное место в творчестве Свиридова. 

Это Пушкин и Есенин. На стихи Пушкина, подчинившего и себя и всю грядущую русскую литературу голосу правды и совести, подвижнически служившего своим искусством народу, у Свиридова кроме отдельных песен и юношеских романсов написаны 10 великолепных хоров «Пушкинского венка» (1979г.), где сквозь гармонию и радость жизни прорывается суровые размышления поэта наедине с вечностью «Зорю бьют». Есенин – самый близкий и, по всем параметрам, — главный поэт Свиридова (около 50 сольных и хоровых сочинений). Как ни странно, композитор познакомился с его поэзией лишь в 1956 году. Строка: «Я — последний поэт деревни» потрясла и сразу стала музыкой, тем ростком, из которого выросла «Поэма памяти Сергея Есенина» — произведение этапное для Свиридова, для советской музыки и вообще для осознания нашим обществом многих сторон нашей жизни тех лет. Есенин, как и другие главные соавторы Свиридова, обладал пророческим даром – еще в середине 20-х годов он прорицал страшную судьбу русской деревни. «Железный гость», грядущий на тропу голубого поля, — это не машина, которой будто бы боялся Есенин, это образ апокалиптический, грозный. Мысль поэта почувствовал и раскрыл в музыке композитор. Среди его есенинских сочинений – волшебные по своей поэтической насыщенности хоры «Душа грустит о небесах», «Вечером синим», «Табун», кантаты, песни разных жанров вплоть до камерно-вокальной поэмы «Отчалившая Русь» (1977г.).

     Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создавшихся столетиями, ибо над всеми этими народными богатствами в наш век тотальной ломки устоев и традиций, в век пережитых злоупотреблений реально нависла опасность уничтожения.

Музыка Свиридова стала классикой советского искусства ХХ века благодаря ее глубине, гармоничности, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.

Используемая литература:

1. Творческие портреты композиторов: популярный справочник. – М.: Музыка, 1989. – 444 с.
 

Нет комментариев. Ваш будет первым!