Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Психологические картины Эдварда Мунка

Психологические  картины  Эдварда Мунка

12 декабря 1863 года, в семье военного врача, родился норвежский живописец Эдвард Мунк. Когда ему было 5 лет, от туберкулеза умерла мать, а через 9 лет, от этой же болезни скончалась любимая сестра – Софи. Эти тяжелые потери не прошли бесследно для впечатлительного мальчика. Позднее он скажет: « Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь».

По настоянию отца Эдвард поступил в Высшую техническую школу, но уже через два года начал обучение в Государственной академии искусств и художественных ремесел. Его ранние работы не позволяют сделать какие-нибудь выводы о дальнейшем развитии творчества молодого художника.

Но в 1885 году Мунк едет во Францию и три недели живет в Париже. Он побывал в Лувре и застал последнюю выставку импрессионистов.

Первой знаменитой картиной художника становится «Больная девочка», посвященная умершей сестре. В ней появляется индивидуальный характер и обостренная чувствительность. Художник писал: «Большинство моих поздних произведений обязано своим происхождением этой картине».

В 1889 году Эдвард Мунк выставляет на персональной выставке 110 своих работ. Он получает государственную стипендию и снова отправляется во Францию, где изучает картины современных мастеров – Мане, Гогена, Сёра. Своеобразным подведением итогов пребывания там можно считать запись в дневнике: «Больше не появятся интерьеры с читающими мужчинами или вяжущими женщинами. Должны быть живые существа, которые дышат, чувствуют, страдают и любят». Главное для художника – изображение состояния души. Недаром его картины носят такие названия как: «Ревность», «Меланхолия», «Разрыв», «Страх».

Развитие темы медленно угасающей жизни стали неотъемлемой частью творческого метода Мунка. Реальные предметы и фигуры людей на его картинах превращаются в черные и белые пятна, пространство помещений обозначается застывшими фигурами, лица похожи на маски. В основе почти всех его произведений всегда лежат личные переживания и неповторимое восприятие жизни. Его картины проникнуты трагическим ощущением бытия, отчаянием и пессимизмом.

На выставке в Берлине в 1892 году было показано 55 полотен норвежского живописца. Они вызвали большие споры и призывы закрыть выставку. Пресса писала о Мунке как о сумасшедшем, а молодые поэты хвалили. Скандал вокруг имени художника принес ему широкую известность за рубежом.

Вскоре Мунк пишет свою самую знаменитую картину «Крик». Так рассказывал он об истории ее создания: «Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к парапету, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».

Картина «Крик» является апогеем психологического обобщения. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном, гнетущем мире. Живопись Мунка в этой картине достигла исключительной напряженности. Это метафора человеческого отчаяния и одиночества. Польский критик Пшибышевский писал о картине: «Вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика, а впереди, на помосте, стоит человек и кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы».

Нет комментариев. Ваш будет первым!