Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Язык любви, цветов, ночных лучей

Всё торжество гения, не вмещенное Тютчевым, вместил Фет

А.А. Блок

Русская культура сродни мозаики: в ней есть и очень крупные дорогие камни, почти бриллианты, – гении, чьи музыкальные, литературные или живописные произведения известны во всем мире, есть камушки поменьше – те, чьи творения известны немногим, но от этого они не менее блистательны. Какое место в ней занимает творчество Афанасия Фета, как оценить «огранку» его таланта?

С одной стороны – стихи, поэмы и даже прозаические произведения Фета не отличаются ни остротой, ни едкостью. В них практически нет политического или социального подтекста. Разве что в немногочисленной фетовской публицистике прослеживаются размышления о крепостном укладе хозяйствования, который поэт, как ни странно, одобрял и поддерживал.

За короткой, как вздох, фамилией поэта скрывается тайна его рождения, происхождения, имя, положение, творчество, личная жизнь, смерть. Складывается ощущение, что невозмутимый поэт открыт как на ладони, но его биография пестрит недосказанностью, как прорехами дырявое пальто.

5 декабря 1820 года в усадьбе Новоселки Орловской губернии родился мальчик, которого окрестили православным именем Афанасий. Позже историки долго будут спорить, когда родился Фет 10 или 11 декабря. Сам же поэт отмечал свой день рождения 5 декабря.

Афанасий Афанасьевич Фет прожил долгую жизнь. Он родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года. История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлоте Фёт, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлоты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. 

Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Это ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения.

Вернуть то, что было им, казалось, так непоправимо утрачено, вернуть всеми средствами, не останавливаясь ни перед чем, если нужно, все принося в жертву, стало своего рода навязчивой идеей, идеей – страстью, определившей весь его жизненный путь.

Прежде всего, он окончил университет, где учился сначала на юридическом, затем на филологическом факультете. Затем в 1845 году он круто меняет свой жизненный путь, покидает Москву и поступает нижним чином в один из провинциальных полков. На военной службе скорее, чем на какой-либо другой он мог дослужиться до потомственного дворянства и тем самым вернуть утраченное.

В 1848 году Фет был приглашен на бал в дом бывшего офицера Петковича. Среди дам взор Афанасия Афанасьевича покорила черноволосая дочь отставного кавалерийского генерала — Мария Лазич.

Девушка давно зачитывалась стихами Фета. Прелестная и образованная Мария Лазич оказалась замечательным собеседником, поэт увидел в ней родственную душу. Молодые обменивались письмами, чувство поглотило их. Фет посвятил Лазич множество своих стихотворений.

Не все было так безоблачно, Мария Лазич была бедна, как и сам поэт. Фет сам разорвал отношения с Марией, он пишет ей прощальное письмо.

Судьба Марии Лазич была печальна. Прошло совсем немного времени после расставания с Фетом, когда с девушкой произошла трагедия. Из-за небрежно брошенной спички, платье Марии загорелось. Лазич умерла от многочисленных ожогов. Фет был потрясён случившимся, он с головой уходит в творчество. В этот тяжелый период к нему приходит первая любовь читателей.

Когда Фету было под семьдесят и, говоря его же словами, уже светили «вечерние огни», родилось это поэтическое признание:

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви,

И старый яд цепей, отрадный и жестокий,

Еще горит в моей крови.

Хоть память и твердит,

что между нас могила,

Хоть каждый день бреду

томительно к другой, —

Не в силах верить я,

чтоб ты меня забыла,

Когда ты здесь, передо мной.

В 1850 году Фет публикует свой второй сборник стихов. Критики встретили его творчество благосклонно. Положительные отзывы выходили в «Отечественных записках», «Современнике» и «Москвитянине».

Будучи заграницей, поэт знакомится с сестрой известного критика Боткиной Марией Петровной. В 1857 году Фет женится на Марии Боткиной. Ее нельзя было назвать привлекательной, зато она обладала внушительным состоянием и легким характером. Хотя брак строился не на романтической привязанности супругов, чета жила в мире и согласии.

В 1858 году Афанасий выходит в отставку в чине штабс-ротмистра. Вместе с женой Фет переезжает в Москву.

На приданое Марии Петровны супруги Фет приобрели имение Степановка в Орловской губернии. Поэт занимался развитием усадьбы: выращивал зерновые культуры, создал конный завод, выращивал птиц, овец, коров. Создал водоем для разведения рыб. Труд семейства окупился, через несколько лет основным доходом четы Фет была выручка, полученная с имения. В год они получали около 5-6 тысяч рублей.

В 1867 году Фет становится мировым судьей, эту должность он будет занимать одиннадцать лет.

Только в 1873 году Афанасий Фет вернет себе фамилию Шеншин и дворянский статус. Однако, поэт уже приобрел известность и поэтому подписывать свои литературные труды продолжит фамилией Фет.

Фет выпускает сборник «Вечерние огни» в 1883-1891 годы, состоящий из четырех частей. 

В этом сборнике поэт все дальше углубляется в мир природы, все больше у него сопоставлений, параллелей с человеческой жизнью. Природа и человек – составные части единого мира, и, познавая природу, человек лучше понимает себя; он должен учиться у нее стойкости, умению надеяться на лучшее.

Учись у них – у дуба, и березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Его лирические произведения – это возвышенная эстетика, преклонение перед красотой. В легких и лаконичных фразах, в простых рифмах ему удавалось рисовать живописные картины.

Фет пристально и любовно вглядывается в жизнь природы. В его стихах она полна гармонии и поэтичных событий. Розы грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике. Из плавных мелодичных строчек Фета рождаются воздушные очерки мотылька и бабочки. Мы слышим голоса соловья, жаворонка, стук вертлявого дятла. Словно впервые видим лукавую рыбку, пчел, ласточек, петуха, серебристого зайца, коня. В стихах поэта весь этот пестрый, ладный мир движется, дышит, радуется жизни! Вот, например, как он описывает сентябрьскую розу:

За вздохом утренним мороза,

Румянец уст приотворяя,

Как странно улыбалась роза

В день быстролетный сентября!

Перед порхающей синицей

В давно безлиственных кустах

Как дерзко выступать царицей

С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной –

С холодной разлучась грядой,

Прильнуть последней, опьяненной

К груди хозяйки молодой.

Для Фета – природа храм: и пейзажным картинам и зарисовкам свойственно зачаровывающее романтическое звучание:

Что за крик в полумраке вечернем? Бог весть, -

То кулик простонал или сыч.

Расставанье в нем есть, и страданье в нем есть

И далекий неведомый клич.

Точно грезы больные бессонных ночей

В этом плачущем звуке слиты; -

И не нужно речей, ни огней, ни очей –

Мне дыхание скажет, где ты.

В 1890 году поэт публикует свою биографию «Мои воспоминания», где рассказывает о себе как о помещике. В 1893 году после смерти Фета выходит дополнение к жизнеописанию Афанасия Афанасьевича «Ранние годы моей жизни».

Смерть Фета несет в себе еще одну загадку. По некоторым данным, накануне кончины Афанасий Афанасьевич пытался покончить с собой. Умер же поэт 21 ноября 1892 года в Москве от сердечного приступа. Захоронен Фет был в родовом имении Шеншиных, в Клейменово.

При жизни Фета его поэзия не нашла должного отклика у его современников. Только двадцатое столетие по-настоящему открыло Фета, его удивительную поэзию, которая дарит нам радость узнавания мира, познания его гармоничности и совершенства.

Его поэзия завораживает нас своим звучанием. Она отражает живую жизнь, одновременно раскрывая внутренний мир человека, красоту русской природы, воспитывает любовь к русским просторам, выражает радость и светлую восторженность.

Читаешь Фета – и сдается: вся еще твоя жизнь впереди. Сколько доброго сулит идущий день. Стоит жить! Таков Фет.

Источники:

Афанасий Фет: русский поэт-лирик (1820-1829) URLhttp://a-fet.ru/(дата обращения: 02.12.2020).-Текст: электронный.

Биобиблиографический словарь: в 3 томах.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.-Т.3.- С.425-427.-Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН: [сайт].- URLhttp://lib.pushkinskijdom.ru (дата обращения: 03.12.2020).-Текст: электронный.

Нет комментариев. Ваш будет первым!