Православная Камчатка
«История Государства Российского, история русской культуры неотделимы от истории христианства. Русской Православной Церкви. Их более чем тысячелетняя история испытала много трудностей. Но неизменным оставалось одно — верное, искреннее служение Богу и своему Отечеству, поддержание в народе высокой духовной силы и нравственной чистоты. Это проявлялось везде и всегда на протяжении тысячелетия, и особенно сильно — в наиболее трудные для России периоды: монголо-татарского нашествия, польско-шведской интервенции, Отечественной войны 1812 года».
Протоиерей Анатолий Суржик
Православная церковь на Камчатке отмечает в 2020 году своё 315-летие. Нa Камчатку Русская Церковь пришла с миссионерской целью: просветить коренное население полуострова. В 1705 году митрополит Тобольский и Сибирский Филофей Лещинский — выдающийся организатор православной миссии среди народов Сибири и Дальнего Востока — направил на Камчатку архимандрита Мартиниана. Эта дата как отправная и принята в истории Православия на Камчатском полуострове.
315-летию Православия на Камчатке и миссионерской деятельности православных священников в XVIII — XIX веках посвящена книжно-иллюстративная выставка в библиотеке №5, отражающая всю хронологию становления Православной церкви на полуострове. Предлагаем читателям более подробно ознакомиться с информацией, представленной на выставке.
Весь XIX в. камчатское население прозябало в условиях раннефеодальных общественных отношений. Производство общественно-полезного продукта, занятие самодеятельного населения в сфере общественного производства, воспроизводство населения как воспроизводство рабочей силы, процессы, которые кардинально изменяют и общественные отношения в сфере материального производства, заботой правительства так и не стали. Труд каждого камчатца, обобществленный только в рамках семьи (сезонно в рамках острожка — для добычи крупного зверя: китов, моржей, сивучей...), направлен был на самообеспечение, выживание. Тяготение к сотрудничеству в материальном производстве поддерживалось лишь натуральным обменом излишними продуктами труда между семьями, острожками и народами (между ительменами и коряками), и внутри народов — между оседлыми и кочевыми. Натуральный обмен поддерживался правительством и Российско-Американской компанией, организацией ярмарок на pp. Анадырь, Колыма и Гижига. Из-за огромных расстояний большая часть камчатцев участвовать в них не могла, кроме коряков-алюторцев и пенжинцев.
Среди оленеводов появились признаки имущественного расслоения, появилась частная собственность и наемные работники — батраки. Правда, батрачество зародилось среди кочевников не как признак капитализма, а, скорее всего, как эволюционировавшая национальная традиция: хозяин стада, потеряв оленей, во все времена шел батрачить к более удачливому соседу или родичу; жених (будущий зять) всегда отрабатывал за невесту бесплатно до пяти и более лет у отца невесты. К тому же коряки-оленеводы (чаучу) всегда считали оседлых коряков (номеллу) своими холопами. Последние сильно зависели от оленеводов: основное сырье для северной одежды.
Не прогрессировала и государственная национальная политика по отношению к аборигенному населению. И только в приходах как паства они все были едины. Прихожане не делились по национальным, сословным, материальным признакам и по общественному положению. Одинаково все были духовными чадами священников, а между собой — духовными братьями и сестрами.
В XIX в христианство приняло камчадальское население (ительмены). К концу 60-х гг. все они были крещены. Церковь, создав устойчивую структуру управления, организовывала жизнь населения полуострова в приходах. Священнослужители строили и содержали храмы, создавали сеть просвещения грамотой, учили грамоте при церквях, в своих семьях, всегда за свой счет.
Батюшки никуда не уезжали, а потому обустраивались в приходах основательно, навсегда, не суетились, обходились малым и пользовались большим авторитетом у камчадалов. Большую роль играло то, что в числе приходских священно — и церковнослужителей было много представителей коренной национальности.
Среди коренных жителей Камчатки возрастал авторитет Русской Православной Церкви. Коряки, эвены, якуты, ительмены стали более внимательно относиться к школьному образованию, видя реальные результаты обучения русской грамоте и ремеслам.
Уже к кон. 70-х гг. XIX в. православная обрядность вошла в жизнь чукчей, юкагиров, эвенов. Они имели в своих жилищах иконы, помнили имена, данные им при крещении, исповедовались и причащались у приезжавших священников-миссионеров, носили нательные крестики. До сих пор многие северяне старшего поколения хранят иконы, которые они достают по воскресеньям, из специальных чехлов и помещают в восточной части традиционного жилища. Это характерно и для эвенов, живущих по берегам Омолона и обоих Анюев на Чукотке, и для ительменов на Камчатском п-ове, и для якутов Республики Саха (Якутия). Из поколения в поколение передавались семейные реликвии — нательные крестики; образки, иконы медного литья. А в основе деревянного календаря эвенов, коряков и ительменов лежит церковный православный календарь. Он представлял собой дощечку с днями почитания тех святых, чьи имена носили члены этой семьи (с точностью примерно до месяца). По семейному календарю давалось имя новорожденному.
В XIX веке открыто пятнадцать церковно-приходских школ. Наиболее талантливые выпускники, среди них и коренные жители, стали священно- и церковнослужителями, учителями. Усилиями священников северных приходов крещено было и несколько сот оседлых коряков.
В XIX в. население южной части полуострова (от устьев р. Тигиль на западном побережье и р. Уки на восточном) перешло к спокойной и размеренной приходской жизни. Миссионерские труды благочиния с помощью командиров Камчатки были направлены на продвижение христианства на север — в районы компактного проживания коряков. К тому были объективные причины. С одной стороны, давно закончились насильственные действия казаков в связи с объясачиванием коренного населения. С другой стороны, принятие ительменами православной веры, а также многих элементов русской культуры оказались привлекательными и для их северных соседей. Не только коряков, но и чукчей. В первой половине века построены церкви и образованы приходы на р. Лесной (церковь и приход затем перенесены в Палану), на р. Дранке, начата миссионерская деятельность на р. Анадырь. Нужно иметь в виду также, что Гижига (Ижига) утратила значение военной крепости и превратилась в смешанное русско-корякское село с церковью и духовной миссией.
Духовные отцы — миссионеры отправляли богослужения, принимали роды, крестили, становились поневоле лекарями, педагогами, заботились о нравственности, создавали новые семьи среди прихожан, отправляли в последний путь умерших. Важную роль сыграло духовенство и в формировании новой культуры у коренного населения: овладении камчадалами русским языком, переселении их из чумов и землянок в рубленые дома, передаче опыта в выращивании овощей и картофеля, развитии животноводства.
Священники стали, по сути, не только духовными, но истинными отцами больших семей, дав пастве свои фамилии и отчества.
Не забудем, что на Церкви была обязанность вести демографическую статистику на территории (метрикация). Батюшки в своем приходе знали все: численность населения, его национальность, вероисповедание, здоровье, социальную принадлежность, материальное положение, настроение людей и т.д. Во многом благодаря объективной информации (отчетам перед епархиальным управлением) историки сегодня имеют объективную картину государственной, хозяйственной, социальной, духовной и культурной жизни территории. В отличие от чиновничества, которое порой намеренно искажало истинное положение вещей (см. примеры из произведений А. С. Сгибнева, протоиерея Прокопия Громова и др.).
Характер и методы миссионерства среди народов Севера во многом несли отпечаток эпохи, порой увязывались с политическими, целями. Но это не умаляет духовного подвига прославленных и безвестных христианских миссионеров, чье служение в самых суровых и диких уголках России требовало от них истинной веры, стоицизма и мужества; оно во многом способствовало развитию просвещения и культуры северных народов. Митрополит Иннокентий Вениаминов, прот. Прокопий Громов, иеромонах Гедеон — талантливейшие люди, обладающие разносторонними знаниями и умениями. Так, первые переводы на местные языки богослужебных книг и текстов, выполненные миссионерами, дали толчок к появлению в дальнейшем национальных грамматик, букварей, а затем и книг.
«Умение миссионера объясняться с дикарями на родном их языке, его величавая наружность, столь ценимая дикарями, его ловкость при управлении байдаркой, умение тут же, на глазах дикарей, сделать ту или другую вещь произвели на диких сильное впечатление. «Адак* («отец» — с алеут.) мудрый, — сказали об о. Вениаминове дикие, — он все знает». И возымели они к о. Иоанну полное доверие.» А. Сильницкий.
Коренные народы камчатки, шагнув в ХVIIIвеке из первобытно-общинного строя в век буржуазных государственных и социальных деформаций, из каменного века- в век просвещения, машин, научно-технического прогресса, в ХIХ веке оказались на расстоянии одного шага от пика достижений общечеловеческой цивилизации. Этот бесценный подарок, щедро преподнесенный им Россией посредством своей культуры и православного вероисповедания, был колоссальным прогрессом для северян.
Духовенство трудилось спокойно, честно и добросовестно, выполняя все, что ему было поручено, равно как и все то, что добровольно брало на себя. труды камчатских батюшек были настолько эффективны, качественны и основательны, насколько это было возможно в условиях, созданных для них правительством и святейшим синодом.
В последнее десятилетие XX в. в стране сформировался неверный, но достаточно стойкий стереотип, согласно которому Россия как до революции, так и в советское время по отношению к национальным окраинам играла негативную роль колонизатора. Русской православной культуре отводится тоже не самое благовидное место.
Исторически (и нравственно) это несправедливо.
Литература:
1. Кисличенко И.В. Миссионерство на Камчатке в ХIХ веке: его влияние на быт и культуру коренных народов // Материалы Международных исторических и Свято-Иннокентьевских чтений. — Петропавловск-Камчатский, 2010.
2. Белашов А. И. Очерк истории Петропавловской и Камчатской епархии. Кн. вторая. ХIХ век. Первейшая необходимость и священнейшая обязанность. – Петропавловск – Камчатский: Скрижали Камчатки, 2003.
3. Филяновский И. священник. Держись мира и сотвори любовь. – М.: «Православная педагогика», 2002.
4. Дитмар К. Путешествие и пребывание в Камчатке в 1851 – 1855 гг. –
СПб, 1901.
5. Арктика – мой дом. Кн. 1. История освоения Севера вбиографиях знаменитых людей. – М.: Северные просторы, 2000.
6. Арктика – мой дом. Кн. 3. Народы севера Земли. Культура народов Севера. – М.: Северные просторы, 2000.
7. История и культура коряков. — СПб.: Наука, 1993.
8. Крузенштерн И. Ф. Путешествие вокруг света в 1803 – 1806 гг. – Владивосток.: Дальиздат,1976. – С. 267 – 268.