„Календарь на год, а ума на век"
Совсем скоро мы с вами перелистнём последний листок календаря 2020 года и трудно представить, что когда-то этой вещи в жизни человека не существовало. Уже с древних времён по календарю наши прародители, как и мы сейчас, отмечали череду дней, следили за праздниками, черпали из него самую разнообразную информацию по истории, географии, астрономии и даже астрологии. Какова же история календаря?
Систематический выпуск календарей в России начался в эпоху Петра I, который внимательно следил за их изданием. Первый календарь, с которого следует вести отсчет ежегодных изданий, вышел 28 декабря 1708 года. Назывался он так: „Календарь, или Месяцеслов христианский по старому стилю или исчислению на лето 1709. От миробытия 7217. Напечатан в царствующем граде Москве, лета 1708. Декабря в 28 день".
В петровском календаре, небольшом по формату, в виде вытянутой по высоте записной книжки, печатались статьи о затмении Солнца и Луны, о четырех временах года, о войне и мирских делах, о здравии и болезнях. В каждом выпуске составители старались высказать свое отрицательное отношение к войне. Продолжением прозаического текста были вирши неизвестных стихотворцев:
Полно ратовать, меч в ножны влагайте,
Знамена совета тако ж возвышайте.
Что пользы в войне, война разоряет,
Война убожит, а мир обогащает.
Наиболее полный из дошедших до нас петровских календарей — так называемый «Брюсов календарь».
Над его составлением трудился известный книгоиздатель, библиотекарь Василий Киприянов под надзрением его превосходительства генерал-лейтенанта и кавалера Якова Вилимовича Брюса". Имя Брюса овеяно легендами. Одни воспринимали его как сподвижника Петра I, ученого, военачальника, что вполне справедливо, другие — как астролога, чернокнижника. Календарь с предсказаниями только подлил масла в огонь в воображении народа, окрестившего труд Киприянова именем Брюса. Особенно сильно взбудоражили умы сограждан два листа: „Предзнаменование времени на всякий год по планетам" и „Предзнаменование действ на каждый день по течению луны в зодии". В них настойчиво и методично поучали, когда нужно „кровь испущать, отроков в училище отдавать, баталию творить, домы созиждати, шествовать морем, зверей и рыбу ловить". Здесь же рекомендовали, когда „мыться в мыльне, платье кроить, власы стричь, лекарство принимать". Необычайные таблицы были дополнены изображением этих действ. Спрос на таблицы возник немалый. Еще не закончив их выпуск, Киприянов приступает к работе над изданием календаря в форме книги. Ни один храм в те годы не возводился так долго, как это прекрасно оформленное произведение. Издание готовилось около сорока лет. Последний, 47-й лист был отпечатан уже в царствование Елизаветы Петровны. Закончил этот грандиозный труд старший сын Киприянова, тоже Василий. Слава „ Брюсова Календаря" надолго пережила его создателей. Будучи рассчитан на 112 лет, он и в дальнейшем не терял своей притягательной силы, что позволяло его неоднократно переиздавать. Сегодня „Брюсов календарь" воспринимается как памятник истории и просвещения нашего народа, как энциклопедия жизни своей эпохи.
С 1727 года исключительное право издания календарей осуществляла Петербургская Академия наук. Академия ревниво охраняла свою привилегию, поскольку получала от издания календарей изрядные доходы. М. В. Ломоносов интересовался изданием календарей, просматривал их, вносил изменения.
К концу XVIII века академические календари первых выпусков стали библиографической редкостью. Это побудило ученых переиздать все лучшее, что печаталось в календарях по истории, географии, астрономии и другим наукам. В течение восьми лет, начиная с 1785 года, Академия наук трудится над десятитомным „Собранием сочинений, выбранных из месяцеслова на разные годы". Продолжают выходить и ежегодные издания месяцесловов „обыкновенных, исторических и географических и месяцесловов с наставлениями".
Онегин шкафы отворил;
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года:
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
Существует предположение, что А. С. Пушкин имел в виду адрес-календарь — ежегодное справочное издание, содержавшее общую роспись чинов Российской империи. „Календарь осьмого года" назывался „Месяцеслов с росписью чиновных особ, или Общий штат Российской империи на 1808 г.". Он был незаменимым справочником при подаче прошений и обращении к государственным инстанциям, позволял следить за служебным продвижением знакомых и родственников. Та же книга содержала астрономический календарь, который часто использовали как записную книжку и семейную летопись.
Оригинальный юмористический „Календарь „Будильника" на 1882 год принадлежит перу А. П. Чехова. В нем „заведующий календарем" Антоша Чехонте, используя популярную журнальную форму, высмеивал бюрократизм и обывательщину, иронизировал над увлечением черной магией, спиритизмом и астрологией. Календарь разбит на три графы. Первая — число и день недели, вторая — „выдающиеся события, метеорология, пророчества, всеобщая история, коммерция, советы, рецепты и проч.", третья — обеды. Познакомимся с выдающимися событиями одного дня.Март. 17. Среда.
«В редакции „Калужских губ. ведомостей» произойдет прохождение Венеры через диск Солнца.
Именинники: гг. Потехин, Суворин и богатырь Алеша-попович. Блиох почувствует угрызение совести, но краденого в сей день и в предбудущие не воротит.
Московское общество акклиматизации присудит пекарю Филиппову медаль за разведение лучшей породы мышей и прусаков. На Московско-Брестской ж. д. произойдет столкновение… обер-кондуктора с начальником станции..."
Первый русский революционный календарь вышел в 1883 году в Женеве. Принадлежность к политической партии четко выражена в названии — „Календарь „Народной воли". В его издании приняли участие П. Лавров, С. Степняк-Кравчинский, Г. Плеханов, Н. Чайковский и другие народники, знакомившие народ с историей и документами русского революционного подполья.
В эпоху первой российской революции вышли календари, которые попали в список книг, подлежащих уничтожению. „Календарь для всех на 1908 год" подготовлен по горячим следам борьбы большевистским издательством „Зерно", возглавляемым М. Кедровым. Специально для этого издания В. И. Ленин написал статью „Международный социалистический конгресс в Штутгарте". В календаре выступили М. Ольминский, Н. Батурин, Пл. Лебедев (Керженцев).
„Дума за думой, памятная книга на каждый день" — так назывался календарь, выпущенный в 1885 году „Товариществом М. О. Вольф". Это издание — пример типографского и полиграфического искусства мастеров прошлого века.
Каждая неделя в книге украшена неповторимым орнаментом. В календаре — 52 красочные литографии, по количеству недель в году. На каждой странице помещено по одной-две строфы Пушкина, Рылеева, Дельвига, Крылова, Вяземского, Жуковского, Лермонтова, Тютчева и многих других. Часто оставшиеся под стихами свободные места использовались владельцами календаря для своих записей или для автографов здравствовавших тогда литераторов.
Отечественный календарь всегда имел просветительное значение. Большую роль в этом сыграл издатель Иван Дмитриевич Сытин. Начиная издавать отрывной календарь в 1887 году, Сытин обратился за помощью и за советами к Льву Николаевичу Толстому. Великий писатель был первым наставником издателя в выпуске календарей для народа. Эти календари были очень дешевыми и расходились огромными и по тому (да и по нашему) времени тиражами. Например, „Общеполезный русский календарь" выходил тиражом более 2 миллионов экземпляров. А отрывной календарь, или, как его привыкли называть, численник, печатался тиражом 8 миллионов. Календари Сытина проникали в самые глухие уголки России и делали свое полезное дело.
Редакции московских издательств, выпуская календарь на 1917 год, видимо, не предполагали, что традиционный раздел „Российский Императорский Дом" на этом и закончится. Октябрь 1917 года открыл новую эру в истории человечества.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров издает „Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря". И люди, заснувшие 31 января, проснулись 14 февраля. Погрешность в летосчислении была исправлена.
„Советский календарь" на 1919 год, выпущенный в Москве издательством Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, можно без преувеличения назвать энциклопедическим словарем Советов — так широко и разносторонне раскрыта в нем жизнь республики. Под рубрикой „Светочи человечества" редакция знакомит читателя с биографиями К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Ф. Лассаля, А. Бебеля, К. Либкнехта. Календарь обстоятельно рассказал об истории революционного движения на Западе и в России, о съездах партии и Советов, о конституции и рабочем контроле, о просвещении и медицине, о Красной Армии и центральных учреждениях республики.
Наряду с настольным календарем издательство ВЦИК выпустило в Москве и первый отрывной „Советский календарь" на 1919 год.
В СССР наиболее массовые и популярные календари выпускал Политиздат. Среди них перекидной, отрывные: „Общий календарь", „Календарь для женщин", „Семейный календарь", а также „Настольный календарь", цветные иллюстрированные календари „Родина", „В мире прекрасного", „Молодежный календарь", „Спорт", „Календарь школьника", „Родная природа", „Женский календарь", „Круг чтения".
Выпускались календари и к знаменательным датам. Так, выходили юбилейные издания „Карл Маркс", „Ленин", „Победа", „Октябрь", „КПСС".
Официальным календарём на территории Российской Федерации является григорианский календарь.
Использовать данную календарную традицию обязаны органы законодательной, исполнительной и судебной власти во всех регионах. Представители таких традиционных для РФ конфессий как буддизм, ислам, иудаизм во внутренней документации имеют право использовать традиционные календари.
Русская православная церковь каноничной считает юлианскую традицию (т.н. Старый стиль). Религиозные праздники, считающиеся выходными в РФ, отсчитываются по юлианскому календарю с переводом даты на григорианский. Например, Рождество (25 декабря по юлианскому календарю) является государственным праздником и выходным днём, припадающим на 7 января по григорианскому стилю.