Трагические страницы Второй Мировой войны: Л-16

Трагические страницы Второй Мировой войны: Л-16

Под сенью деревьев парка Музея боевой славы в г. Петропавловске — Камчатском стоит монолитный памятник: на фоне боевой рубки подводной лодки – фигура матроса-подводника со склонённой головой. На камне выбиты слова: «Подвига их не забудем, гибели их не простим». Это памятник экипажу подводной лодки «Л-16», трагически погибшей в Тихом океане в 1942 году. 

В годы Великой Отечественной войны в состав действующих Северного и Черноморского флотов влился ряд боевых кораблей Тихоокеанского флота. Беспримерный переход из Владивостока в Полярное через Тихий и Атлантический океаны совершили тихоокеанские подвод­ные лодки «Л-15» (командир капитан-лейтенант В. И. Комаров), «С-51» (командир капитан 3 ранга И. Ф. Кучеренко), «С-54» (командир капитан-лейтенант Д. К. Братишко), «С-55» (коман­дир капитан 3 ранга JI. М. Сушкин) и «С-56» (командир капитан-лейтенант Г. И. Щедрин).

Часть пути подводников пролегала в районах активных бое­вых действий. Каждая подводная лодка находилась в море около 2220 часов и прошла около 17 тыс. миль. Подводная лодка «Л-16», базировавшаяся с 1941 года в Петропавловске – Камчатском, не дошла до пункта своего назначения.

 Подводная лодка Л-16. 1942 г.

Переход готовился тщательно. По договоренности Советского правительства с правительствами США и Англии заранее были намечены маршрут плавания и пункты остановки для ремонта и пополнения запасов топлива и продовольствия (военно-морские базы Датч-Харбор, Сан-Франциско, Коко-Соло, Гуантанамо, Га­лифакс, Рейкьявик).

Немецко-фашистское командование знало о переходе через Атлантику наших подводных лодок, но оно не смогло оказать эффективного противодействия. Несколько раз немецкое радио на русском языке хвастливо заявляло о потоплении в Атлантике трех советских лодок, рассчитывая тем самым запугать наших мо­ряков, но это им не удалось. Подводники, проявляя выдержку и мужество, образцово несли боевую вахту и с каждым днем прибли­жались к родным берегам.

Начали переход вышедшие из Петропавловска 25 сентября 1942 г. подводные лодки «Л-15» и «Л-16» (старший в группе капитан-лейтенант Д. Ф. Гусаров). 29 сентября лодки пересекли 180-й меридиан, линию перемены дат, и вошли в Западное полушарие. Американский сторожевик встретил наши подлодки у о. Уналашка, и 1 октября в 15.40 они ошвартовались у пирса военно-морской базы США Датч-Харбор. Простояли четыре дня. Гусаров и Комаров нанесли визит вежливости командирам ВМБ и флотилии подводных лодок. От них узнали, что здесь базируются береговая авиация, легкие силы флота и подводные лодки, в бухту часто заходят караваны советских судов. Моряки побывали в матросских казармах и на подводной лодке S-31. Все усилия нашего командования, направленные на обеспечение скрытности перехода, были напрасными. На пирсе у наших лодок постоянно толпились зеваки из матросов, солдат и каких-то штатских. Американцы даже не скрывали, что им известно о переходе Л-16 и Л-15, и что вслед за ними идут еще четыре ПЛ типа «С». И это в то время, когда сами камчатцы о них даже не подозревали!

5 октября 1942 г. в 8.00 вновь прозвучала команда: «Отдать швартовы!». Для экипажа «Л-16» она звучала в последний раз в их жизни. В последний раз они видели берег… За сутки раньше ушла в море американская S-31. Поэтому на переходе командиры особое внимание уделяли бдительному несению вахты сигнальщиков. К вечеру сопровождавший фрегат высадил на Л-16 американского офицера связи лейтенанта Я.М. Михайлова и просемафорил: «Добрый путь». Наши корабли остались одни в океане. Шли в надводном положении.

11 октября в 8.30 на лодках произошла очередная смена вахт. Л-16 шла впереди, освещенная солнцем, погода стояла прекрасная. В 11.00 вахтенным командиром Л-15 лейтенантом И. Жуйко был отдан приказ запустить второй дизель, чтобы сократить дистанцию между кораблями до установленной в 3 кабельтовых. Вот что рассказал он сам: «В 11.00 с дистанции 7 кабельтовых я поднял бинокль с сеткой, чтобы определить расстояние до Л-16. Но в окулярах бинокля вместо Л-16 увидел огромный столб воды вперемешку с клубами черного дыма и листами железа. Не поверив глазам, я опустил бинокль и уже невооруженным глазом увидел ту же картину, но только в этот момент почувствовал сильный гидравлический удар о корпус нашей лодки. Через мгновение донесся оглушительный взрыв. Необходимо было уклониться от опасности… Почти машинально я пробил боевую тревогу и дал команду на вертикальный руль: «Право на борт!». В эти же секунды сквозь прогалины в поредевшем дыму с мостика Л-15 я увидел высоко поднявшуюся над водой носовую часть Л-16, которая быстро уходила под воду».

В 7 – 8 кабельтовых от места гибели «Л-16», где растекалось масляное пятно, были обнаружены два перископа. По ним лодкой «Л-15» было сделано 5 выстрелов. Управлял огнём лейтенант И.И.Жуйко, в расчёт входили: старшина 2-й статьи В.А. Поляков, краснофлотцы А.М. Нефедов, В.П. Винокуров, А.Е. Борвинский, М.К. Колесников. Перископы скрылись под водой. Тщательный осмотр места гибели лодки ничего не прояснил. Лодка «Л-15» увеличила ход до полного и продолжила плавание в одиночестве.

Обстоятельства трагической гибели лодки до сих пор остаются невыясненными. До сегодняшнего дня существуют всего лишь версии, но точных доказательств, кто же виноват в гибели лодки «Л-16», нет. По одной из версий 55 человеческих жизней членов экипажа «Л-16» оборвались за несколько секунд из-за ошибочного торпедирования американской подводной лодкой, по другой – японской подводной лодкой И-25 под командованием капитан – лейтенанта Мейдзи Тагами, который впоследствии обмолвился, что выстрелы «Л-15» повредили ему оба перископа. Но прямых доказательств так и не было найдено.

Место гибели подводной лодки «Л-16», переходившей с Дальнего Востока на Северный флот в 1942 году, отмечено на карте «Памятные места славных побед и героической гибели кораблей русского и советского флота». Согласно ритуалу – это место отдания почестей погибшим морякам — тихоокеанцам.

Памятник лодке Л-16 в пос. Рыбачий.

Источник:

Кисличенко И.В. Трагические страницы Второй Мировой войны //Истоки нашего града. — 2013. — №2. — с.7.

Нет комментариев. Ваш будет первым!