Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Чиполлино и его друзья

Чиполлино и его друзья

Джанни Родари сыграл большую роль в развитии детской литературы не только итальянской, но и мировой. Его талантливые книги для детей проникнуты духом современности и, в то же время, они сохраняют связь с народной традицией.

Он родился 23 октября 1920 года в небольшом городе Оменья на севере Италии. У отца была небольшая пекарня и магазин при ней. В семье царила счастливая семейная атмосфера, но когда мальчику исполнилось 9 лет, отец умер. Чтобы прокормить Джанни Родари и два его брата, мать устроилась служанкой в богатый дом.

Учился Джанни в духовной семинарии. Там не только учили, но и бесплатно кормили и одевали. После получения диплома учителя, в возрасте 17 лет он начал преподавать в начальных классах сельской школы.

Родари любил работать с детьми, ему нравилось придумывать для них веселые и поучительные истории. Скучным учителем он не был.

В детскую литературу он пришел после работы журналистом. В газете «Унита» («Единство») по воскресеньям выходила рубрика «Детский уголок», где печатались первые стихи и сказки Родари. Многие его стихотворения родились из итальянского детского фольклора. Их герои – дети, живущие в хижинах и подвалах: сын рыбака, маленький босоногий почтальон, чистильщик сапог. Живо и образно рассказывает поэт о радости труда, смеется над богатыми бездельниками. Большое место в творчестве Родари занимают темы социальной справедливости, дружбы, борьбы против войны. Но все эти темы доступны для восприятия ребенка.

В конце 1950 года на страницах журнала «Пионьере» появилась повесть – сказка «Приключения Чиполлино». Это произведение – одна из самых больших удач писателя. Фантазией Родари была создана целая фруктово-овощная страна. Синьор Помидор, сестры Вишни, барон Апельсин, кум Тыква и другие ее герои известны всему миру. А Чиполлино, находчивый мальчик-луковка, стал любимым героем миллионов мальчишек и девчонок. Автор в понятной детям сказочной форме объясняет, что мир порой устроен несправедливо, но смелость и настоящая дружба помогают преодолеть все препятствия. Этот сказочный мир, где все люди похожи на какие-нибудь овощи и фрукты, очень похож на Италию. В конце повествования Чиполлино и его друзья свергают принца Лимона и устанавливают Свободную республику, где все дети могут ходить в школу.

Успех Чиполлино побудил Родари написать еще несколько сказок: «Путешествие Голубой стрелы», «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону», «Торт в небе» и др. Все это веселые сказки, в которых всегда звучит правда о жизни современной Италии. Так, в «Путешествии Голубой стрелы» рассказывается о судьбах бедных детей, родители которых не в состоянии заказать рождественской фее подарки для своих ребятишек. В «стране лжецов», куда попадает мальчик Джельсомино, закон о всеобщем вранье исходит от властителя – бывшего пирата Джакомона.

Особенно поэтичны «Сказки по телефону», в которых звучат фольклорные мотивы. Пословицы и поговорки материализуются в реальных образах. Насмешливые сказки предостерегают детей от безделья и чванства, обжорства и грубости.

Произведения Родари враждебно встречались итальянской критикой, которую пугала остро социальная направленность его стихов и прозы. Однако книги Родари проложили себе путь к сердцам детей, многие из них отмечены литературными премиями. Родари – лауреат Международной премии имени Х.К. Андерсена.

В 1978 году появился перевод на русский язык «Грамматики фантазии». В предисловии Родари писал, что готовил книгу в течение 30 лет, постоянно занося тексты сказок и сам метод их создания. Идея книги проста: воображение — это не привилегия, им наделены все. «Грамматика фантазии» стала пособием для педагогов и студентов, занимающихся детской психологией и методикой преподавания.

Нет комментариев. Ваш будет первым!