Учимся быстрому чтению

Учимся быстрому чтению

Медленное чтение приводит к тому, что человек постоянно отвлекается, быстро устаёт, а главное — не успевает за растущим объёмом цифровой информации.

Между тем с седьмого класса, то есть примерно в 13–14 лет, мозг готов осваивать более быстрые скорости чтения. Существует несколько приёмов, которые помогут развить навык скорочтения. 

Методик обучения скорочтению существует великое множество. Среди них есть и традиционные, и аппаратные, подразумевающие использование специальных тренажеров. Появились даже современные компьютерные тренажеры, позволяющие научиться быстро читать. Все существующие методы тренировки быстрого чтения направлены на преодоление рефлекторных реакций, его замедляющих.

Однако обучение скорочтению на тренажере тренирует лишь физиологические реакции, мало затрагивая процессы, происходящие в коре больших полушарий. Поэтому тренажерное обучение дает лишь кратковременных эффект. Наилучший результат дают упражнения, которые направлены на формирование новых реакций головного мозга, а также на тренировку памяти и внимания.

Для обучения быстрому чтению необходимы регулярные занятия, которые направлены на приобретение новых когнитивных навыков. Поскольку чтение осуществляется в основном подсознательно, не помешает самовнушение (аутогенная тренировка), которое ощутимо повышает эффективность обучения.

Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует следующие методики:

Разминка «2–3–5»

Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, автор советует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.

Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.

Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.

Возвратные движения глаз

При чтении мы часто возвращаемся к уже прочитанной части текста. Это отрицательно влияет на понимание и снижает скорость.

Чтобы не перечитывать одно и то же, проводите пальцем или карандашом под строкой в процессе чтения. Выглядит этот приём быстрочтения «по-детски», зато он очень эффективен.

Техника развития скорочтения «Сбор урожая»

Этот приём также описан в книге Павла Палагина.

Когда вы прочли интересный параграф с полезной информацией и принялись за следующий, это не означает, что знания перешли из книги к вам. Ваш мозг запоминает следующее: «Полезная информация в книге. Если надо будет вспомнить её, то придётся перечитать книгу».

Чтобы информация стала частью вас и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, представить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты.

Три шага техники быстрочтения «Сбор урожая»:

  1. Стоп. Как только вы дочитали законченный смысловой блок до конца, остановите процесс чтения, отведите глаза от текста и сделайте короткую паузу.
  2. Суть. Представьте основу прочитанного текста в виде образа, схемы, ситуации и тому подобного. У вас в голове должны возникнуть главные аспекты новой информации и тот смысл, который они несут.
  3. Проговаривание основы. Постарайтесь ёмко и коротко описать своими словами суть текста, которую вы представили себе. Чем короче, тем лучше.

При этом во время самого чтения важно избегать артикуляции (проговаривания текста). Для этого можно плотно сжимать губы и прикусывать язык. А ещё больше «урожая» можно собрать, вооружившись текстовыделителем и отмечая важные моменты в тексте (не больше 10 слов на одну мысль).

Необходимо также выполнять упражнения, тренирующие внимание. Научившись не отвлекаться на посторонние факторы, можно ускорить прочтение текста без ущерба для усвоения прочитанного. Имея тренированные память и внимание, читателю легче расширить поле зрения, удерживая в нем не абзац или предложение, а страницу целиком, что также позволяет повысить скорость получения и усвоения информации.

Выполняя упражнения, увеличивающие скорость чтения, необходимо понимать, что результат не будет моментальным. Как и большинство других навыков, скорочтение приобретается постепенно при выполнении упражнений с нарастающей сложностью. Чтобы занятия были эффективны, они должны быть организованы правильно. Занятия должны происходить регулярно, в одно и то же время. Их продолжительность не должна превышать полутора часов, в течение которых необходимы небольшие перерывы, а после – полноценный отдых. На рабочем месте должны отсутствовать отвлекающие факторы, а само чтение должно происходить в удобной позе.

Нет комментариев. Ваш будет первым!