Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Лицо и маска Андрея Белого

Лицо и маска Андрея Белого

«Андрей Белый – интереснейший писатель нашего времени. Вся современная русская проза носит на себе его следы…»

Виктор Шкловский

Крупнейший русский поэт, прозаик, мемуарист ХХ века Андрей Белый (настоящее имя Бугаев Борис Николаевич) родился 14 октября 1880 года в семье ученого-математика Николая Васильевича Бугаева и его супруги, одной из первых красавиц Москвы Александры Дмитриевны. Между родителями складывались непростые отношения, что тяжело сказалось на формирующемся характере и психике будущего поэта. В дальнейшем это выразилось в странностях и конфликтах писателя с окружающими. Белый потом напишет, что мать вышла замуж «за уважение», а отец женился на математических «пропорциях красоты». Но ни «уважаемых пропорций», ни «пропорционального уважения», увы, не сложилось. Каждый тянул меня в свою сторону. Они разорвали меня пополам…».

С 1891 по 1899 год Андрей обучался в знаменитой московской гимназии Л.И. Поливанова, где увлекся изучением восточных религий и поэзией французских и русских символистов. В это же время он познакомился с Сергеем Соловьевым, племянником философа Владимира Соловьева. Именно в их доме происходили знакомства Белого с новинками искусства в музыке, живописи, философии, здесь были встречены его первые стихи и придуман творческий псевдоним – Андрей Белый.

После гимназии по настоянию отца Андрей поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. После окончания, которого он поступил еще на историко-филологический факультет, где проучившись два года, написал прошение об отчислении из университета и стал заниматься исключительно литературой.

В 1900 году Белый написал свое первое сочинение – «Северная симфония. 1-ая, героическая», создав тем самым новый литературный жанр – литературную симфонию. Через два года выходит «Северная симфония. 2-ая, героическая» потом «Северная симфония» (1904). В 1904 году состоялось знакомство Белого с Александром Блоком и его супругой Любовью Менделеевой, которое вылилось в любовный «треугольник».

За годы любовной «мороки», была попытка самоубийства и два вызова на дуэль с Блоком – с недавним другом. После разрыва романа с Менделеевой поэт, ощущая себя покинутым всеми, уехал за границу. «Она оказалась картонной куклой, — вспоминал Белый о Любе через два десятилетия. – С кукольной душой. Нет, и кукольной души не было. Ничего не было. Пустота…». Любовные переживания поэта вылились в сборниках «Пепел» и «Урна».

В 1905 году поэт, приехав в Петербург погостить к Дмитрию Мережковскому и Зинаиде Гиппиус стал свидетелем февральской революции, которую воспринял восторженно и посвятил ей поэму «Христос Воскрес» и сборник стихов «Звезда» (1922).

По возвращении в Россию в 1909 году Андрей Белый сблизился с Асей Тургеневой, племянницей писателя Ивана Тургенева, которая сопровождала его в путешествии по Северной Африке и Ближнему Востоку.

В 1912 году в Берлине они познакомились с Рудольфом Штейнером, австрийским основоположником религиозно-мистического учения антропософии и поэт с головой окунулся в это учение, отойдя от прежнего круга писателей, а Ася, будучи талантливой художницей, пополняла иллюстрациями антропософские издания. Это потом он назовет ее «невежественной» и сравнит с вороном, закружившим над его головой. В 1921 году, когда Белый вернулся в Германию после пяти лет пребывания в России, Ася предложила ему разойтись навсегда и посвятила себя полностью служению делу Рудольфа Штейнера. Ее называли «антропософской монахиней». А у Белого в Берлине начнется его знаменитый «танцевальный запой» — танцы-истерики в местных пивных. Танец его «превращался в чудовищную мимодраму», порой непристойную, — пишет поэт Владислав Ходасевич. – То было символическое попрание лучшего в себе, кощунство над собой. Он словно старался падать все ниже…»

В 1923 году Андрей Белый решил вернуться в красную Россию, накануне в ресторане на своих проводах он сказал, что едет в Россию «на распятие»! И действительно будет «распят» в СССР. Троцкий скажет о нем: «Псевдоним его, свидетельствует о его противоположности революции, ибо эпоха революции прошла в борьбе красного с белым…». Это при том, что поэт принял советскую власть.

В 1926 году поэт создал дилогию «Москва», роман «Маски» (1932), написал мемуары — «Воспоминания о Блоке» (1922-1923).

Теоретико-литературные исследования Белого «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929) позволили Владимиру Набокову назвать его «гением въедливости». Исследователь Виктор Шкловский для обозначения влияния Андрея Белого на после революционную литературу использует термин «орнаментальная проза». Это направление стало основным в литературе первых лет советской власти.

8 января 1934 года Андрей Белый умер от инсульта на руках у своей последней жены Клавдии Николаевны Васильевой. Похоронен поэт в Новодевичьем кладбище.

В 2000 году в Москве состоялось открытие единственного мемориального музея Андрея Белого в доме, где писатель прожил первые двадцать шесть лет своей жизни.

Источники:

Нет комментариев. Ваш будет первым!