Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

"Вечно живые" или "Летят журавли"

"Вечно живые" или "Летят журавли"

«Если я честный, я должен».

В 1957 году 12 октября на экраны советских кинотеатров вышел легендарный фильм режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли» снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые», в главной роли с Татьяной Самойловой и Алексеем Баталовым.

Русский советский драматург Виктор Сергеевич Розов родился 8 августа 1913 года в Ярославе. В начале Великой Отечественной войны вступил в ряды 8-й стрелковой дивизии народного ополчения Краснопресненского района города Москвы. Осенью 1941 года получил тяжелое ранение и в течение года находился в госпиталях, после чего был демобилизован. Выписавшись из госпиталя, возглавил фронтовую агитбригаду; одновременно учился на заочном отделении Литературного института им. М. Горького и начал работу над первой своей пьесой «Семья Серебрийских», которая была окончена в 1943 году. Тема – нравственный выбор, который ставит перед человеком война. Он решил показать фронтовую жизнь в тылу через историю одной любви, в которую безжалостно вторглась война. По различным идеологическим причинам пьеса была запрещена. «Я отнес пьесу в ЛИТ, — рассказывал драматург, — где получил милый отказ. Старичок – работник ЛИТа – сказал: «Читал, товарищ Розов, вашу пьесу, плакал, но запрещаем». Я ушел довольный, так как старичок плакал».

И только через 13 лет пьеса была опубликована, но уже под названием «Вечно живые» и стала моментально популярной.

В 1956 году этой пьесой в постановке молодого режиссера Олега Ефремова открылся в Москве театр «Современник». Слова главного героя пьесы Бориса Бороздина: «Если я честный, я должен» — стали девизом и нового театра, и поколения «шестидесятников».

В том же году по просьбе известного кинорежиссера Михаила Калатозова «Вечно живые» легли в основу сценария, которую драматург написал для кинокартины «Летят журавли». Сценарий фильма сильно отличался от пьесы – добавились новые эпизоды, ушли на второй план или совсем исчезли многие герои. Долго не могли решить, что делать со сценой измены главной героини, но так как убрать ее из сюжета было невозможно, то ее роль постоянно правили, то что-то добавляя или убирая. Уже на съемочной площадке за правки взялся оператор Сергей Урусевский, который постоянно придумывал нестандартные визуальные ходы, которые передавали эмоции ярче, чем слова. Художник по образованию он доказал, что с помощью кинокамеры можно передать самые глубокие переживания героев. Плюс игра Татьяны Самойловой и Алексея Баталова, исполненная тонкой лирической красотой, и трагедийной силой принесли фильму мировое признание и ряд международных премий. Это не просто фильм о войне, это фильм о странностях и превратностях человеческой души, о любви, которая не знает границ, о вере в добро, которую ничто не может поколебать, о верности и предательстве, о мужестве и трусости.

В 1958 году во Франции на 11-м Каннском кинофестивале фильм «Летят журавли» получил главный приз «Золотую пальмовую ветвь». Оператору Сергею Урусевскому, потрясенный фильмом Пабло Пикассо сказал: «Ты не рисуешь, ты пишешь светом. За последние сто лет я не видел ничего подобного!»

О триумфе фильма на фестивале в СССР сообщили очень сдержанно. В газете «Известия» вышла небольшая заметка без названия и фотографий, где не были упомянуты ни режиссер, ни автор сценария фильма. «Летят журавли» остался в истории советского кино единственным полнометражным фильмом, который получил приз Каннского кинофестиваля.

В кинотеатрах Советского Союза фильм посмотрели 28,3 миллиона зрителей, фильм вошел в число лучших советских фильмов 1950-х годов, став достоянием русской культуры.

«Летят журавли» внесли в книгу рекордов Гиннеса, как самый кассовый фильм из всех, когда либо, получавших Гран-при на Каннском фестивале.

Источники:

Нет комментариев. Ваш будет первым!