Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Грамоте учиться всегда пригодится

Грамоте учиться всегда пригодится

8 сентября отмечается Международный день грамотности. Этот праздник появился в календаре в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. Её участники рекомендовали учредить день, призванный способствовать обучению грамоте людей, проживающих даже в самых неблагополучных уголках земного шара. Главная цель Международного дня грамотности – активизировать усилия общества по распространению грамотности. Что такое грамотность? Это определённая степень владения степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка и один из показателей социально – культурного развития человека и общества.

Несмотря на заметные успехи многих стран в распространении грамотности, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. К сожалению, множество людей, закончивших школу, не соответствуют уровню, который необходим для того, чтобы считать их грамотными в условиях современного мира, который становится всё более сложным.

У грамотного человека гораздо больше возможностей для применения своих способностей. Даже если что – то было упущено в школьные годы, во взрослом возрасте можно заполнить пробелы в образовании.

Как же учились дети в старину? Учебный год начинался 14 декабря, потому что по церковному календарю 14 декабря – день святого Наума Грамотника, которого считали покровителем учения. Именно с этого дня детей начинали учить грамоте. Летом и в начале осени дети работали в поле вместе с родителями, поэтому только зимой они могли учиться. Имя покровителя учения этого дня напрямую связано с учением: имя Наум образовано от слова «ум». День Наума Грамотника – это праздник грамоты, посвящения в ученики. 

Для семьи день начала учёбы был праздником. Родители поднимали детей рано, приговаривали:

«Просыпайтесь ранёхонько,

Умывайтесь белёхонько,

В Божию церковь собирайтесь,

За азбуку принимайтесь!

Богу помолитесь. –

До всего дойдёте:

Святой Наум наставит на ум!

Батюшка Наум, наведи меня на ум!»

Потом все шли в храм, служили молебен, испрашивая благословения на учение отрока. Отроками называли мальчиков десяти – двенадцати лет. Девочки вообще не учились. Считалось, что женщинам грамота не нужна, да и не способны они её постигнуть.

Пословицы и поговорки, посвящённые грамотности, показывают, как высоко ценили учение наши предки: 

Грамоте учиться всегда пригодится.

Красна птица оперением, а человек учением.

Век живи – век учись.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Без муки нет и науки.

Умная голова сто голов кормит, а глупая и себя не прокормит.

Учение в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Сначала отец семейства приглашал учителя в свой дом. Как правило, учителем был священник. Он приносил букварь и плётку.

После службы в церкви дома школьника и учителя встречали с почётом. Учителя сажали на лучшее место, угощали и одаривали. Отец передавал сына учителю, просил не жалеть его, быть с ним построже и научить уму – разуму. Ученик трижды кланялся учителю, а тот трижды ударял ученика плёткой. Делалось это для того, чтобы мальчик не озорничал, а познавал науки прилежно, ценил серьёзность и пользу учёбы.

В старой русской школе была очень строгая дисциплина. Кто учителя не слушался, того ставили в угол или без обеда оставляли. 

Вот как описала процесс обучения детей описала Наталья Кончаловская с своей поэме «Наша древняя столица. Картины из прошлого Москвы»:

«В старину учились дети:

Их учил церковный дьяк, —

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке».

Иногда грамота упорно не хотела входить в голову, тогда её вбивали силой. Этому тоже есть подтверждение в пословицах:

Азбуку учат, на всю избу кричат.

Азбука – наука, всем ребятам мука.

Родителям советовали:

«Учи сына, пока поперёк лавки лежит, а как вдоль ляжет – то поздно учить будет». 

Ученики очень старались научиться всем наукам, но не из страха быть наказанным, а потому что понимали, как важно быть учёным человеком. У них тоже были свои приметы, связанные с учением:

Во время учения нельзя есть, а то заешь выученное.

Закрывай книгу, закончив учить урок, а то всё позабудешь.

Эти приметы актуальны до сих пор.

Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Сначала ребята наблюдали, как работают писцы. Почерк у них был ровный, круглый и назывался уставом. Каждая буква стояла отдельно, а заглавные буквы писались красной краской. Отсюда и появилось выражение «писать с красной строки». Писцы занимались очень тяжёлой работой. Они выводили буквы аккуратно и внимательно, стараясь не закапать текст чернилами. Чтобы чернила засыхали, лист бумаги посыпали песком. Отсюда и появилась поговорка: «На грамоте песок ещё не засох». Гораздо позже вместо песка стали использовать промокательную бумагу.

По окончании учебного года ученик приходил в школу с родителями и приносил с собой горшочек пшеничной каши. В отдельном платочке приносили белый хлеб и угощение. Мальчикам обычно давали съесть только кашу, после чего пустой горшок разбивали во дворе. С той поры школьных товарищей люди стали называть «однокашниками», то есть друзьями, с которыми вы вместе ели кашу во время учёбы.

Окончив школу, юноша становился грамотным. Его стали называть грамотеем, потому что он уже умел читать книги и писать бумаги. Грамотных людей очень уважали. Самые прилежные ученики становились писцами, то есть переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, потому что все люди любили книги, а их в те времена было очень мало.

Международный день грамотности отмечается во всём мире. В этот день присуждаются Международные премии за распространение грамотности. В библиотеках, научных и культурных центрах проводятся конференции, на которых обсуждаются вопросы повышения уровня грамотности среди населения. Учебные заведения организуют проведение различных олимпиад и викторин на грамотность и знание родного языка.

Список литературы:

1. Вначале было слово: 781 млн человек, то есть примерно каждый десятый житель Земли, не умеет читать и писать … // Вокруг света. – 2018. – № 11. – С. 24–25. – (Статистика. Инфографика).

2. Душевина, О. А. Кто грамоте горазд, тому не пропасть / О. А. Душевина // Читаем, учимся, играем. – 2017. – № 6. – С. 76–80.

3. Каркачёва, Н. А. Как учились на Руси / Н. А. Каркачёва // Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 6. – С. 11–14.

4. Круглый год: русский земледельческий календарь / [сост. А. Ф. Некрылова; худ. Е. М. Белоусова]. – Москва: Правда, 1989. – 493, [3] с.: ил.

5. Школьные истории // Детская энциклопедия. – 2010. – № 10. – 64 с. 

Нет комментариев. Ваш будет первым!