Грамоте учиться всегда пригодится
8 сентября отмечается Международный день грамотности. Этот праздник появился в календаре в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. Её участники рекомендовали учредить день, призванный способствовать обучению грамоте людей, проживающих даже в самых неблагополучных уголках земного шара. Главная цель Международного дня грамотности – активизировать усилия общества по распространению грамотности. Что такое грамотность? Это определённая степень владения степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка и один из показателей социально – культурного развития человека и общества.
Несмотря на заметные успехи многих стран в распространении грамотности, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. К сожалению, множество людей, закончивших школу, не соответствуют уровню, который необходим для того, чтобы считать их грамотными в условиях современного мира, который становится всё более сложным.
У грамотного человека гораздо больше возможностей для применения своих способностей. Даже если что – то было упущено в школьные годы, во взрослом возрасте можно заполнить пробелы в образовании.
Как же учились дети в старину? Учебный год начинался 14 декабря, потому что по церковному календарю 14 декабря – день святого Наума Грамотника, которого считали покровителем учения. Именно с этого дня детей начинали учить грамоте. Летом и в начале осени дети работали в поле вместе с родителями, поэтому только зимой они могли учиться. Имя покровителя учения этого дня напрямую связано с учением: имя Наум образовано от слова «ум». День Наума Грамотника – это праздник грамоты, посвящения в ученики.
Для семьи день начала учёбы был праздником. Родители поднимали детей рано, приговаривали:
«Просыпайтесь ранёхонько,
Умывайтесь белёхонько,
В Божию церковь собирайтесь,
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь. –
До всего дойдёте:
Святой Наум наставит на ум!
Батюшка Наум, наведи меня на ум!»
Потом все шли в храм, служили молебен, испрашивая благословения на учение отрока. Отроками называли мальчиков десяти – двенадцати лет. Девочки вообще не учились. Считалось, что женщинам грамота не нужна, да и не способны они её постигнуть.
Пословицы и поговорки, посвящённые грамотности, показывают, как высоко ценили учение наши предки:
Грамоте учиться всегда пригодится.
Красна птица оперением, а человек учением.
Век живи – век учись.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Без муки нет и науки.
Умная голова сто голов кормит, а глупая и себя не прокормит.
Учение в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Сначала отец семейства приглашал учителя в свой дом. Как правило, учителем был священник. Он приносил букварь и плётку.
После службы в церкви дома школьника и учителя встречали с почётом. Учителя сажали на лучшее место, угощали и одаривали. Отец передавал сына учителю, просил не жалеть его, быть с ним построже и научить уму – разуму. Ученик трижды кланялся учителю, а тот трижды ударял ученика плёткой. Делалось это для того, чтобы мальчик не озорничал, а познавал науки прилежно, ценил серьёзность и пользу учёбы.
В старой русской школе была очень строгая дисциплина. Кто учителя не слушался, того ставили в угол или без обеда оставляли.
Вот как описала процесс обучения детей описала Наталья Кончаловская с своей поэме «Наша древняя столица. Картины из прошлого Москвы»:
«В старину учились дети:
Их учил церковный дьяк, —
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В как Веди, Г – Глагол.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке».
Иногда грамота упорно не хотела входить в голову, тогда её вбивали силой. Этому тоже есть подтверждение в пословицах:
Азбуку учат, на всю избу кричат.
Азбука – наука, всем ребятам мука.
Родителям советовали:
«Учи сына, пока поперёк лавки лежит, а как вдоль ляжет – то поздно учить будет».
Ученики очень старались научиться всем наукам, но не из страха быть наказанным, а потому что понимали, как важно быть учёным человеком. У них тоже были свои приметы, связанные с учением:
Во время учения нельзя есть, а то заешь выученное.
Закрывай книгу, закончив учить урок, а то всё позабудешь.
Эти приметы актуальны до сих пор.
Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Сначала ребята наблюдали, как работают писцы. Почерк у них был ровный, круглый и назывался уставом. Каждая буква стояла отдельно, а заглавные буквы писались красной краской. Отсюда и появилось выражение «писать с красной строки». Писцы занимались очень тяжёлой работой. Они выводили буквы аккуратно и внимательно, стараясь не закапать текст чернилами. Чтобы чернила засыхали, лист бумаги посыпали песком. Отсюда и появилась поговорка: «На грамоте песок ещё не засох». Гораздо позже вместо песка стали использовать промокательную бумагу.
По окончании учебного года ученик приходил в школу с родителями и приносил с собой горшочек пшеничной каши. В отдельном платочке приносили белый хлеб и угощение. Мальчикам обычно давали съесть только кашу, после чего пустой горшок разбивали во дворе. С той поры школьных товарищей люди стали называть «однокашниками», то есть друзьями, с которыми вы вместе ели кашу во время учёбы.
Окончив школу, юноша становился грамотным. Его стали называть грамотеем, потому что он уже умел читать книги и писать бумаги. Грамотных людей очень уважали. Самые прилежные ученики становились писцами, то есть переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, потому что все люди любили книги, а их в те времена было очень мало.
Международный день грамотности отмечается во всём мире. В этот день присуждаются Международные премии за распространение грамотности. В библиотеках, научных и культурных центрах проводятся конференции, на которых обсуждаются вопросы повышения уровня грамотности среди населения. Учебные заведения организуют проведение различных олимпиад и викторин на грамотность и знание родного языка.
Список литературы:
1. Вначале было слово: 781 млн человек, то есть примерно каждый десятый житель Земли, не умеет читать и писать … // Вокруг света. – 2018. – № 11. – С. 24–25. – (Статистика. Инфографика).
2. Душевина, О. А. Кто грамоте горазд, тому не пропасть / О. А. Душевина // Читаем, учимся, играем. – 2017. – № 6. – С. 76–80.
3. Каркачёва, Н. А. Как учились на Руси / Н. А. Каркачёва // Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 6. – С. 11–14.
4. Круглый год: русский земледельческий календарь / [сост. А. Ф. Некрылова; худ. Е. М. Белоусова]. – Москва: Правда, 1989. – 493, [3] с.: ил.
5. Школьные истории // Детская энциклопедия. – 2010. – № 10. – 64 с.