Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Чтение с увлечением

Чтение с увлечением
Думаю, у каждого в запасе припасена в воспоминаниях история о том, «как я подсел на чтение». Или, у кого-то может вспомнится, к примеру, такой вариант: «вот почему я не читаю». В любом случае, путь к увлечению чтением тернист и изменчив. В детстве это во многом зависит от среды, в которой мы растем, а во взрослом возрасте от наших привычек и приоритетов. 
1
     Я не исключение. В нашей семье не было огромного книжного шкафа, сверху донизу набитого книгами. Но книги в доме были: десяток книг из русской классики и поэзии, несколько детских книг со сказками и рассказами, стопочка художественных книг по фантастике, которую любил читать мой отец, и огромное количество технической литературы, которая нужна была ему для работы. Мой папа часто брал книги в нашей сельской библиотеке, штук по 10 точно, и вечерами после работы их читал, а я наблюдала и приставала к нему с вопросами по поводу содержания этих книг. 
    После очередного моего отвлекающего вопроса, отца, наверное, и посетила мысль прихватить меня с собой в библиотеку, в следующий поход за книгами. Я училась во втором классе. Читать уже умела. Отец просто привел меня в библиотеку, показал, где находится детская литература и сказал: «Выбирай». Чувствуете разницу между сегодняшними танцами с бубнами вокруг наших детей, когда мы стараемся обратить внимание  ребенка к нужным нам вещам?

    Со мной никаких ритулов не проводили. Пришла в библиотеку, сама выбрала книгу, прочитала, не особо впечатлилась, но пошла за следующей. Возможно, это и послужило развитию моей привычки самостоятельно выбирать книги для чтения. Терпеть не могу, когда мне советуют, что прочитать. Не помню по какому принципу я выбирала свою первую книгу в библиотеке, но выбирала я долго и тщательно. Интересно, а где был библиотекарь в этот момент? Выбор, конечно, был странный: Чарлз Робертс «Рыжий лис». Я не увлекалась информацией о животных, да и вообще, еще не просматривались у меня хоть какие-нибудь интересы. Что ж, не скажу, что книга меня увлекла с самых первых страниц: страница за страницей, а лис все убегал и убегал от собак, и это для меня казалось утомительным. Папа периодически спрашивал, нравится ли мне книга, а я сначала жаловалась, что ничего интересного пока не происходит. Но книга оказалась увлекательной…
1
     Читать я не бросила. Возможно потому, что мне предоставили самостоятельный выбор, без назиданий и принуждений. Это был мой случай. Самостоятельность при выборе книг и увлечений. Но не всем детям подходит данный способ. В этой статье мы попытаемся рассмотреть эффективные приемы, которые помогут на этом не легком пути – увлечь ребенка чтением.
1
     Сейчас я работаю библиотекарем в детском отделе, и часто слышу от приходящих в библиотеку родителей детей разных возрастов вопрос «Как заставить ребенка читать?» Обратили внимание? Да, чаще всего в вопросе звучит именно  слово «заставить», а не «увлечь», например. Один только подход к проблеме уже заставляет задуматься»: А надо ли, заставлять? И нужно ли, быть ребенку читающим? Родители, вы задумывались об этом?
 1
     Книги-то и в нашей взрослой жизни перестают играть важную роль. В смартфоне заключен целый мир, а в нас – убеждение, что любая информация у нас в кармане. Когда возникает желание узнать о зарубежных странах, мы читаем не Жюля Верна «Путешествие вокруг света за 80 дней», а смотрим обзоры путешествий популярных блоггеров. Если хотим праздно развеяться – листаем ленту в Инстаграм, или смотрим сериал, истории которых не всегда хуже сегодняшней беллетристики. Начитанность и образованность принимает совершенно другую форму даже у нас, взрослых. А дети во всем этот растут сейчас — в свободном доступе к информации на различных носителях. Добавьте к этому еще быстрый темп жизни и нагруженность ребенка в школе, в секциях, на курсах иностранных языков и далее по списку.
1
     И когда мы объясняем ребенку пользу чтения, включая при этом назидательский тон и наши старые установки о том, что книга сделает из него культурного человека и т.д. и т.п., представляете, что в голове у ребенка от всего этого? Я уверена, у каждого найдется одно такое сухое назидание, которым можно пугать детей, чтобы отбить желание брать книгу в руки: «Если будешь читать, станешь умным», «поступки героев научат тебя тому-то», «твоя речь будет правильной» и так до бесконечности можно читать нотации, и заметить, что ребенок начинает зевать от всего вышесказанного. Нет эмоционального закрепления. Но его можно создать.
1

      Так что же это такое, чтение с увлечением?

     Интуитивно мы все понимаем, что было бы неплохо, если бы наши дети дружили с чтением. Зачем? Важно все же сформировать понимание об этой возможности нам самим, отбросив нравоучения и стереотипы. И признать цифровизацию общества. Без гаджетов, планшетов, электронных развлечений и прочего не существует сегодня современного общества. Это сегодняшние реалии нашего времени.

     Не отходя в сторону от сухих и скучных «за» и «против» чтения, мы упускаем самое важное. Размышляя о том, почему наши дети все реже обращаются к книге, мы забываем о том, что от процесса чтения можно получать удовольствие и положительные эмоции. Если приобщение к чтению рассматривать через эту призму, то и эффективных приемов найдется приличное количество. Проблема лишь в том, насколько мы готовы вкладывать свои человеческие ресурсы для этого, и правильно расставлять свои приоритеты в пользу развития детей.
1
     В дореволюционной России, например, существовали особые традиции, связанные с чтением. Чтение было одним из видов досуга вовсе не потому, что не было телевизора или компьютера. Художественные произведения объединяли людей в переживаниях. Книги читали по вечерам всей семьей, они были наградой и одним из лучших способов проведения досуга как в одиночестве, так и всей семьей.
1
     Так что это за эффективные приемы? И действительно ли они эффективны? Большинство из них знакомы каждому, и применяются многими родителями на ранних этапах развития своего чада. Однако их применение зачастую заканчивается на этапе поступления ребенка в школу, а то и раньше, —  в детский сад. Логика родителей чаще всего стремится к следующему – в саду этому должны воспитывать воспитатели, а в школе – педагоги. Но опыт показывает, что это мнение не всегда верно, поскольку ни детский сад, ни школа, не даст вашему ребенку тот опыт человеческого общения, который может дать семья, взаимодействие внутри семьи, семйные традиции. Вот вам и механизм воздействия. Если хотите взрастить что-то полезное в ребенке, стоит приложить усилия и начать с себя.
1
1
1. Читайте детям вслух
1
   И чем раньше вы начнёте растить маленького читателя, тем лучше. Опираясь на научные психологические исследования, специалисты советуют начинать буквально с первого дня жизни ребенка. Чем больше ребенок слышит вашу речь и слова вокруг себя, тем быстрее он заговорит и проникнется интересом к книгам. Очень важно сохранять ритуал чтения и когда ребенок научиться читать сам. Можно поменяться ролями, и создать традицию, чтобы ребенок читал вслух вам.
1
1
2. Читайте творчески
1
     Это, пожалуй, самый эффективный способ сформировать положительное отношение ребенка к чтению. Но и требующий от вас ресурсов и времени. Но какое это увлекательное занятие – читать «с чувством, с толком, с расстановкой!». Вы – актер, а ребенок — активный зритель. Согласитесь, чем эмоциональнее преподносится текст, тем легче он воспринимается и запоминается. Разве не здорово попробовать на себе разные роли и эмоции: прошептать, пробурчать, промямлить, возразить, выдохнуть, прикрикнуть. А главное, представляете, как ребенку понравится, когда мама или папа заговорит детским голосом, или голосом злого волшебника. И уж точно ваши дети будут в восторге, если вдруг услышат в вашем исполнении, как воет волк на луну или хрюкают поросята от страха. Про этот пункт я расскажу более подробно в следующих статьях на страницах нашего сайта, поскольку творческое и интерактивное чтение раскрывает неограниченное количество идей для развития детского чтения. 
1
  1
3. Разрешите ребенку самому выбирать книги
1
     Безусловно, книги в первую очередь должны соответствовать возрасту ребенка. В противном случае он просто не в состоянии будет получить от прочитанной книги удовольствие или желаемый вами эффект, столкнувшись с непонятными ему еще реалиями. Это стоит учитывать.
1
     В остальном же, дайте ребенку возможность делать пусть не совсем уверенные, но самостоятельные шаги при выборе книги для чтения. Очень часто, сами того не замечая, мы навязываем свои предпочтения, свои любимые книги, или книги, которые были популярны в вашем детстве. Я вам больше скажу, родители даже пытаются советовать книги, которые сами-то не читали, или даже с содержанием не ознакомились. 
1
     Не всегда случается так, чтобы и ваш ребенок был в полном восторге, например, от зачитанных вами в детстве до дыр сказок Долины муми-троллей или от приключений необычных друзей в Изумрудном городе. У ребенка должен быть выбор: есть не только стихи и сказки о природе и животных, а еще и фантастика, юмористические рассказы, или даже детективные истории. Пусть это даже будет «глупый журнал о монстриках» или комиксы. Вам они кажутся не «полезными», а ребенку нравится, он их читает. А нам это и нужно, увлечь чтением, — не все время же он будет читать их, обязательно захочется познакомиться с другими книгами или журналами.  Смиритесь с этим, и используйте комиксы, как инструмнт. Предложите придумать свои варианты для развития сюжета в картинках, или нарисовать свой собственный. А еще можно показать ребенку библиотеку и рассказать о ее возможностях, и если книга не понравится, вернуть ее обратно. Важно закреплять позитивное отношение к выбору.
1
1
4. Не заставляйте ребенка читать
1
     Не принуждайте его дочитывать, если книга ему не понравилась. Чтение не принесет ребенку радости, если вы будете на него давить. И приведет к противоположно желаемому эффекту. А нам нужно, чтобы чтение ассоциировалось с чувством удовольствия.
1
     Не обесценивайте вкусы ребенка, критикуя понравившиеся ему книги. И уж тем более не устраивайте ему экзамен по почитанной книге. Вместо того чтобы требовать от ребенка пересказа текста, просто спросите его, понравилась ли ему книга, грустно ли ему или весело после ее прочтения, кто из героев ему больше симпатичен, или с кем бы он не захотел дружить. А если вы сами знакомы с содержанием выбранной ребенком книги – это отличный способ научить его высказывать свои мысли: в диалоге пообсуждать, например героев книг. На ваши фразы «Терпеть не могу этого противного Драко Малфоя!» или «Да если бы не Гермиона, мальчишки бы вылетели из Хогвартса!» ребенку обязательно найдется, что вам ответить.
1
     Конечно, книги по школьной программе никто не отменял, но это уже работа педагогов во время учебного процесса: рассказывать о реалиях, существующих сотни лет назад, прививать вкус и воспитывать молодые умы. А наша задача вырабатывать у ребенка привычку получать радость от чтения, сначала с нашей помощью. Поэтому и инструменты должны быть другие, не школьные. Если у ребенка появятся любимые книги, то разовьется его способность погружаться в текст. А это уже большое достижение.
1
1
5. Играйте с сюжетом книги
1
     В хороших книгах всегда есть место для игры. Попробуйте обыграть сюжеты полюбившихся книг. Напишите письмо от имени главного героя, например, с просьбой о помощи сделать волшебную палочку, которая была утеряна, или придумать слово для заклинания. А может быть нарисовать карту, спрятать бутыльки с запискми на даче, и окунуться в исследование микромира, как делали это Карик и Валя? Уверена, идей у вас будет много, книги-то в детстве мы все читали, правда? А значит и идей должно хватить.
1
1
6. Выбирайте книги с хорошими иллюстрациями
1
     Иногда юному читателю важно увидеть главных героев и места, где они живут. Картинки, графика, рисунки – все это может ему помочь. Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на яркую обложку и красивые иллюстрации. Сейчас огромный выбор издательств, выпускающих книги с шикарными картинками, они обязательно привлекут внимание даже самого привередливого юного читателя. 
1
     Получая новые детские книги в нашу библиотеку, я каждый раз с трепетом листаю страницы – настолько сейчас качественные и привлекательные иллюстрации в книгах для детей, которые хочется детально разглядывать и изучать. Такие книги приятно читать даже взрослому, они заинтересовывают и увлекают, развивая воображение и фантазию. Однако, не достаточно только иметь дома большое количество красивых книг и красочных энциклопедий, и ждать, что ребенок их будет читать. Вы и сами, наверное, уже обратили на это внимание.
1
1
7. Читайте сами
1
     Пункт находится в конце списка наших советов, но является самой главной и отправной точкой на пути приобщения наших детей к чтению. Пусть дети с ранних лет регулярно видят вас с книгой в руках. И изучают вашу реакцию. Увидев ваше заинтересованное лицо, неужели ему не захочется узнать, в чем же секрет книги, которую вы читаете?
1
     Безусловно, сложно конкурировать с цифровизацией и полностью отгородить детей от электронных девайсов не получится. Это и не нужно. Главное подходить к этому вопросу гибко, не склоняясь в крайности. Важно с умом использовать их возможности, и научить этому ребенка.

     И если вы до сих пор ломаете голову, почему же ребенок не проявляет интереса к чтению, задумайтесь, какие усилия вы прилагаете для того, чтобы его заинтересовать этим процессом. А самый главный вопрос все же состоит в том, когда вы сами последний раз получали удовольствие от чтения книги?

     И тогда станет ясно, почему для вашего ребенка «чтение – мучение», а не «чтение – увлечение».

Нет комментариев. Ваш будет первым!