Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Читаем с подростками

Читаем с подростками

Читают ли библиотекари детские книги?!

Я читаю. Каждый раз, когда приходят новинки подростковой литературы в нашу библиотеку, на моем лице явно проскальзывает выражение – «Моя пре-е-е-лесть». И не только потому, что я работаю в детском отделе и должна следить за всеми детскими новинками, что появляются на писательских просторах творчества. Просто начав углубляться в чтение книг для подростков, мой клубок предубеждений о несерьезности детской литературы стал разматываться. Но об этом в другой раз.

«Когда-нибудь вы станете достаточно взрослыми, чтобы снова читать сказки», – писал Клайв Стейплз Льюис. И Если вы не читали подобную литературу уже давно, и решили возобновить, то один маленький совет: Не оценивайте, не судите эти книги с позиции взрослого. А просто почувствуйте настроение героев, ощутите послевкусие от событий, описанных на страницах, остановитесь и отрефлексируйте. Попробуйте не заострять внимание, если у сюжета окажется предсказуемой развязка, а мораль – незамысловатой. Ведь эти книги в первую очередь адресованы детям. Как бы они оценили и прочувствовали сюжет?

Книги из этого списка очень разные, и затрагивают темы, которые мы не всегда сходу сможем обсудить с детьми: о смерти, о последствиях наших сказанных слов, о чувствах усыновленного ребенка, об отношениях с отчимом. И поскольку они написаны для детской аудитории, читая, мы можем взглянуть на эти вопросы совсем под другим углом зрения.

Откройте несколько новинок подростковой литературы для себя и вы – и вам найдется, о чем поговорить с вашими детьми.

Кадзуми Юмото. Друзья : [для среднего и старшего школьного возраста: 12+] / Кадзуми Юмото; пер. с яп. Е.М. Байбиковой. — М.: КомпасГид, 2018. — 190, [2] с. — (Подросток N).

Что скрывают соседские заборы, занавески и жалюзи? Три друга-школьника, долговязый Кияма, очкарик Кавабэ и Ямашта по кличке Пончик, мечтают взглянуть на чужую жизнь хоть одним глазком. Взять, например, старика-соседа — говорят, что он одинок и не сегодня-завтра умрет. Как он живет? Чем занимается? Заметит ли кто-нибудь, если он перестанет выходить на улицу?

Барсело, Элия. Хранилище ужасных слов = El almacén de las palabras terribles: [для среднего и старшего школьного возраста: 6+] / Э. Барсело; пер. с исп. Е. Толстой. — [6-е изд., стереотип.]. — М.: КомпасГид, 2018. — 98, [6] с. — (Поколение www.).

О том, что словом можно убить, большинство предпочитают не помнить. Ведь это просто слово, думают они, обидное слово, не более того. Так думала и главная героиня Талья, сгоряча крикнув собственной матери, что она ей не нужна и любить-то она ее давно уже не любит. Это же просто слова, но почему-то слезы льются градом, а сердце щемит, словно случилось что-то непоправимое. Мама ушла из дома.
Хотя, возможно, не все еще потеряно. Существует место. Место, которое не каждый может найти. Место, куда Талья должна отправиться сама. Хранилище ужасных слов. Там она поймет значение слов, которые произносятся, и познакомится с Пабло, который, как и она, тоже ищет решение проблемы.
Парр, Мария. Вафельное сердце = Vaffelhjarte: [для среднего школьного возраста: 6+] / М. Парр; пер. с норв. О.Д. Дробот; [ил. С.И. Касьян]. — [7-е изд.]. — М.: Самокат, 2019. — 203, [5] с.: ил. — (Лучшая новая книжка).

В год из жизни двух маленьких жителей бухты Щепки-Матильды — девятилетнего Трилле, от лица которого ведется повествование, и его соседки и одноклассницы Лены — вмещается немыслимо много событий и приключений — забавных, трогательных, опасных… Идиллическое житье-бытье на норвежском хуторе нарушается — но не разрушается — драматическими обстоятельствами. Но дружба, конечно же, оказывается сильнее!
Михеева, Тамара Витальевна. Легкие горы : [повесть: для среднего школьного возраста: 6+] / Т.В. Михеева; [ил. М. Пастернак]. — 2-е изд., испр. — М.: КомпасГид, 2017. — 175, [2] с.: ил.

Дина только-только идёт в школу, только-только находит новую семью, только-только знакомится со взрослыми. Всё в её жизни происходит впервые — и хорошее, и плохое. Хорошее — это друзья, игрушки, бабушкины истории, дивный хвойный лес в Лёгких горах. Плохое — это недопонимание между родителями; хуже всего — что виной тому Дина.
Повесть «Лёгкие горы» полна запоминающихся, живых героев: всякий, кто помнит детство, узнает в них собственных дедушек и бабушек, маминых приятельниц или соседских мальчишек постарше. Все они, даже неродные и даже недружные — как одна большая семья, ведь «в маленьком городе каждый кому-то кум, брат, сват».
Слов «кум» и «сват» Дина ещё не выучила, но сестринские чувства к другим испытывать начинает. А главное, начинает понимать переживания окружающих: оказывается, взрослые не такие уж решительные и всезнающие, да что там — не такие уж идеальные. Взрослеть девочке рано, книга и не о взрослении — она о том, как мир для ребёнка постепенно становится сложнее, богаче, многограннее.
Старк, Ульф. Чудаки и зануды = [повесть] / У. Старк ;[худож. А. Вронская]. — М.: Самокат, 2010. -156, [4] с.: ил. 12+

Героине повести Старка " Чудаки и зануды", двенадцатилетней Симоне, очень непросто жить среди «чудаков и придурков, населивших её дом»: с вечно забывающей все (в том числе день рождения дочери и пса Килроя при переезде) и бросившей попытки «стать нормальной» мамой, ее нелепым мужем. К тому же, в новой школе Симону из-за ее непривычного имени принимают за мальчика — и она вынуждена делать все, чтобы не оказаться в нелепом положении, начиная «мальчишескую карьеру»...
Нет комментариев. Ваш будет первым!