Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Хранительницы прекрасного

Хранительницы прекрасного

Красота, острый ум, яркий талант — вот черты, которые во все времена отличали женщин-библиотекарей. Сама история опровергает миф о вечной «серой мышке», сохраняя известные имена женщин, работавших библиотекарями с древних времён. Сегодня, в преддверии Дня библиотек, мы хотели бы рассказать о некоторых из них.


Гипатия (Ипатия) Александрийская

Юная Гипатия (Ипатия) работала вместе с отцом, Теоном, в знаменитой Александрийской библиотеке. Известность, авторитет и красота  Гипатии были столь велики, что со всех концов огромной Римской Империи, из дальних стран Малой Азии и всего Средиземноморья люди отправлялись в Александрию, чтобы встретится с ней, выслушать ее суждения о философии, астрономии, математике, поработать под её руководством в прославленной Александрийской библиотеке.

Когда фанатичные христиане разгромили и сожгли Александрийскую библиотеку, Гипатия пользуясь случайно уцелевшими, спасенными из огня экземплярами рукописей Диофанта, Апполония Пергского и др. великих мыслителей древности, писала комментарии к их сочинениям, по листку, по странице восстанавливала вместе со своими помощниками эти бесценные творения человеческого ума.

Так мог поступить только человек, безгранично веривший в конечное торжество разума, убежденный в необходимости сохранить для будущих поколений драгоценные семена истины. Именно в это время наиболее активно проявилась научная деятельность Гипатии, еще более возросли её слава и авторитет.

История не сохранила для нас ни единой строчки из её научных сочинений, так как после смерти Гипатии Александрийская библиотека была вновь сожжена и уже окончательно уничтожена в VII веке при завоевании Египта арабами. Но дело её жизни, её преданное служение книги и знаниям остались жить в нас, в нашей профессии.


Евфросиния Полоцкая

В 1037 г Ярослав Мудрый основал библиотеку в Киеве при Софийском соборе. Это собрание считается первой библиотекой на Руси. У князей, бояр и других людей, “насытившихся “сладостью книжной”, имелись собственные манускрипты.

На становление одной из крупных русских “книгохранительниц”  существенное влияние оказала деятельность знаменитой просветительницы ХII в. княгини Евфросинии (имя в миру Предслава). Евфросиния Полоцкая считается первой женщиной-библиотекарем на Руси. Юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в церкви Святой Софии в боковой комнатке – “голубнице”, т. е. в чердачной пристройке, где имелось помещение для хранения книг. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Часть переписанных Евфросинией книг продавалась богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Для бедных церквей она делала списки Евангелия бесплатно. Евфросиния писала стихи, переводила с греческого языка, а возможно, и с латинского, создавала молитвы, пополняла Полоцкую летопись.

Княжна мечтала о том, чтобы перепиской книг в Полоцке занимались не единицы, а десятки грамотных людей. Мечта воплотилась в реальность после основания ею двух церквей – Св. Спаса и Пресвятой Богородицы. При церкви Св. Спаса Евфросиния основала женский монастырь, а при церкви Пресвятой Богородицы – мужской. В созданных ею монастырях она организовала школы. Здесь обучались и сестры Евфросинии – Гордислава и Звенислава, которым после пострига в монахини дали имена Евдокия и Евпраксия. При монастырях были созданы скриптории – мастерские по переписке книг, в которых существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы и заголовки, второй – миниатюры, третий – переплеты. В основанных Евфросинией монастырях создавались прекрасные памятники книжного искусства, например Погодинское Евангелие ХI в.


Любовь Борисовна Хавкина

Любовь Борисовна Хавкина была не просто выдающимся библиотекарем и библиотековедом, она стала основательницей библиотек и большой подвижницей библиотечного дела.

В 1891 г. выступает одним из организаторов первой харьковской бесплатной библиотеки. В том же году поступает на работу в Харьковскую публичную библиотеку, где трудится, с перерывами, до 1918 г. В 1898—1901 гг. Хавкина изучала библиотековедение в Берлинском университете, посетила Всемирную выставку 1900 года в Париже, где познакомилась с методами Американской библиотечной ассоциации и идеями её основателя Мелвила Дьюи, оказавшими на неё большое влияние. Кроме того, Хавкина параллельно с работой в библиотеке окончила Харьковское музыкальное училище по специальности «Теория музыки», что позволило ей в 1903 г. организовать и возглавить в Харьковской публичной библиотеке первый в российских общедоступных библиотеках музыкальный отдел с абонементом; Хавкина также публиковала в харьковских газетах музыкальные рецензии и обзоры.

Библиотековедческие труды Хавкиной берут начало с книги «Библиотеки, их организация и техника» (СПб.: Издание А. С. Суворина, 1904), получившей широкое признание в России и удостоенной золотой медали Всемирной выставки 1905 года в Льеже. На протяжении 1900—1910-х гг. Хавкина сотрудничает с журналами «Русская школа», «Просвещение», «Вестник воспитания», «Для народного учителя», пишет несколько статей для «Народной энциклопедии». В 1911 г. выходит написанное Хавкиной «Руководство для небольших библиотек» (М.: Издание Товарищества И. Д. Сытина), выдержавшее шесть изданий (вплоть до 1930 г.); за эту книгу Хавкина избирается почётным членом Российского библиографического общества. В этот же период Хавкина публикует научно-популярные книги «Индия: Популярный очерк» и «Как люди научились писать и печатать книги» (обе — М.: Издание Товарищества И. Д. Сытина, 1907).

С 1912 г. Любовь Хавкина делит свою жизнь между Харьковым и Москвой, где в 1913 г. при Народном университете Шанявского открываются, на основе составленного ею проекта, первые в России курсы библиотекарей, о необходимости которых Хавкина говорила ещё в 1904 г. в своём докладе на Третьем съезде российских деятелей технического и профессионального образования. Хавкина совмещает преподавание на курсах целого ряда дисциплин с работой для Харьковской публичной библиотеки (в 1914 г. её избирают в правление библиотеки) и зарубежными поездками — в 1914 г., в частности, Хавкина знакомится с опытом организации библиотечного дела в США (Нью-Йорк, Чикаго, Калифорния, Гонолулу) и Японии, описывая этот опыт в книге «Нью-Йоркская публичная библиотека» и в различных докладах. На американском опыте основана и работа Хавкиной «Авторские таблицы Кеттера в переработке для русских библиотек» (1916) — правила расстановки книг на библиотечных полках и в библиотечных каталогах на основании принципов, разработанных Ч. Э. Каттером; эти таблицы используются в русских библиотеках по сей день и именуются в просторечии «таблицы Хавкиной» (таблицы авторского знака).

Нет комментариев. Ваш будет первым!