Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Джузеппе Верди: гений итальянской оперы

Джузеппе Верди: гений итальянской оперы

Великому итальянскому композитору Джузеппе Верди в этом году отмечается 210-летний юбилей. Его музыкальные произведения — это сокровища мирового музыкального искусства, а творчество мастера называют вершиной итальянской оперы XIX века. Он сделал этот жанр таким, каким его знают и по сей день. Верди помнят и любят спустя более чем столетие после смерти.

Родиной будущей гордости итальянской оперы стала небольшая деревушка Ле Ронколе, рядом с городом Буссето. Тогда она территориально относилась к Первой Французской империи, поэтому официально принято считать, что родина Верди — Франция. Именно там 10 октября 1813 года у крестьян Карло Джузеппе Верди и его супруги Луиджи Уттини родился сын, которому суждено было прославиться на весь мир.

Отчий дом Верди в Ле-Ронколе сохранился до наших дней, в нем устроили музей композитора

Полное имя мальчика звучало как Джузеппе Фортунино Франческо Верди. Отец новорожденного владел местным трактиром, мама трудилась пряхой. Будучи беременной, она часто выходила на близлежащий луг, чтобы послушать игру местного пастуха. Незамысловатые мелодии, исполняемые на тростниковой дудочке, ласкали ей слух. Будущая мать закрывала глаза и вслушивалась в нежные переливы, которые выводил мальчик-пастушок, пальцы которого проворно бегали и зажимали то одно отверстие, то другое. Может быть поэтому родившийся малыш очень полюбил музыку и впоследствии стал великим композитором.

Отец Джузеппе делал все, чтобы дать сыну лучшее образование. Уже в четыре года мальчик начал изучать латынь и итальянский язык под руководством деревенского учителя, подрабатывавшего органистом. Заметив музыкальный талант ребенка, тот начал бесплатно давать ему и уроки игры на фортепиано и органе. Чтобы поддержать юного музыканта, родители купили ему спинет — клавишный струнный инструмент, похожий на клавесин.

После смерти учителя Верди заменил его в качестве органиста. На тот момент одаренному ребенку было всего восемь лет. Он продолжал совершенствовать мастерство и вскоре привлек внимание местного мецената и главы филармонии Антонио Барецци, который стал покровителем Джузеппе и способствовал его дальнейшему обучению. Сначала Джузеппе поселился в доме купца, который оплатил его занятия с самым лучшим преподавателем, которого можно было найти в городе, потом за средства того же Барецци Верди отправился в Милан, где продолжил шлифовать свое мастерство. Кроме музыки Джузеппе нравилась и литература, его любимыми авторами стали Шекспир, Данте, Гете, Шиллер. Целью музыканта в Милане была Консерватория, Верди хотел поступить туда учиться, но ему отказали. Причин было две – недостаточный уровень владения игрой на фортепиано и возраст. На тот момент парню уже исполнилось 18, а таких в Консерваторию уже не принимали. Стоит отметить, что в настоящее время консерватория в Милане носит имя прославленного композитора, хотя он там и не учился.                                                                                                                             

       Джузеппе Верди в молодости

Тем не менее пребывание в Милане было ему полезно: дирижер известного театра «La Scala» Винченцо Лавинья углубил музыкальные познания Верди, научил его уважать и любить классические итальянские традиции. Большим событием в жизни молодого музыканта явилось исполнение под его руководством в Милане в 1834 году оратории Гайдна «Сотворение мира». Верди зарекомендовал себя также в качестве композитора инструментальной (концерты, симфонии) и вокальной (кантаты, духовные сочинения) музыки. Вернувшись в Буссето, Верди с 1836 года возглавил местную музыкальную жизнь. В том же году он женился на дочери Барецци.

В 1838 году Верди с семьей вновь переезжает в Милан для постановки своей первой оперы «Оберто, граф Бонифачо», которая состоялась в следующем году. Опера была тепло принята, хотя ни сюжет, ни музыка не обладали чертами яркого своеобразия.

Верди становится популярным композитором: издатели приобретают его музыку, антрепренеры заключают договоры на написание опер. Он приступает к сочинению комедии «Король на день, или Мнимый Станислав». В самом начале работы Верди постигло страшное горе: на протяжении двух месяцев, один за другим, умирают его двое детей и горячо любимая жена. Композитор позднее вспоминал: «У меня больше не было семьи!.. Посреди этих ужасных мук, чтобы выполнить взятые на себя обязательства, я должен был сочинить и закончить комическую оперу!».

Неудивительно, что музыка «Мнимого Станислава» представляет собой вымученную работу, осуществленную без подлинного вдохновения. Постановка оперы в 1840 году провалилась. Верди расторгнул договор; ему казалось, что он более не в состоянии заниматься композиторской деятельностью. Но антрепренер сумел заинтересовать его сюжетом героико-патриотической оперы «Навуходоносор» (в сокращенной итальянской транскрипции – «Набукко»), повествующей о тяжелых страданиях иудеев под игом вавилонского плена. Осенью 1840 года Верди приступил к работе над оперой, через год она была закончена и вскоре поставлена в Милане.

Современная постановка «Набукко» в Ла Скала

Премьера ознаменовалась огромным успехом. Имя Верди стало в один ряд с именами популярнейших национальных композиторов. «Набукко» — это опера, с которой по существу начинается моя артистическая карьера»,— говорил Верди. Прямой путь от героики «Моисея» Россини и пламенной страстности «Нормы» Беллини ведет к музыке этого произведения. Верди нашел свою творческую манеру, наметил свой стиль, обратившись к сюжету, хотя и основанному на библейских преданиях, но близкому современности. Так и был понят этот сюжет итальянскими патриотами, восторженно приветствовавшими двадцатидевятилетнего композитора. Повесть о страданиях угнетенных, угнанных в рабство иудеев воспринималась как рассказ о тяжелых муках, испытываемых итальянским народом под чужеземным игом, а пророчество первосвященника Захарии о грядущем падении вавилонского владычества вселяло веру в неотвратимую гибель поработителей. Путем таких аллюзий (то есть исторических соответствий) оперы Верди наделялись современным содержанием: их мужественные, волевые мелодии становились призывными песнями, служили делу национального объединения Италии, делу революции.

Постановка в 1843 году следующей оперы — «Ломбардцы в первом крестовом походе» — упрочила славу Верди. В запутанном либретто с переплетающимися сюжетными линиями (непримиримая вражда двух братьев и любовь дочери одного из них, плененной мусульманами, к сыну антиохийского тирана) композитор сумел обнаружить яркие моменты для воплощения патриотических идей. Эта запутанная интрига открывала возможность и для других аллюзий: кровавыми распрями, междоусобицами, политическими заговорами, контрастами между благородными порывами, беззаветной преданностью патриотическому делу и подлым предательством, коварным иезуитизмом — подобными противоречиями была раздираема современная Италия. Вот почему Верди часто обращался к таким сюжетам в операх и 40-х («Эрнани», «Макбет»), и 50-х («Трубадур», «Симон Бокканегра»), и даже 60-х годов («Дон Карлос»).

Джузеппе Верди, 29 лет

Афиша к опере «Ломбардцы в первом крестовом походе»

Постановка «Ломбардцев» примечательна еще в одном отношении: осуществление творческих намерений Верди натолкнулось на противодействие реакционных сил общества. По требованию клерикальных властей опера подлежала запрету из-за использования в ее музыке духовных напевов, а также изображения на сцене церковных процессий, обычаев и нравов. С большим трудом друзья и поклонники таланта Верди сумели снять этот запрет. Но отныне почти ни одна из его последующих опер 1840 -1850 годов не избежала в Италии гонений со стороны то ли австрийской полиции, то ли католической церкви.

Опера «Эрнани» (1844) знаменует расширение круга идейно-художественных задач, поставленных перед собой композитором. Он избрал сюжет романтической драмы Гюго потому, что с образом героя, имя которого носит опера, отчетливо связываются идеи борьбы против тирании, пафос свободолюбия; благородный мститель за убийство отца, дворянин по происхождению, но демократ по убеждениям, участник заговора против деспотизма, Эрнани гибнет в борьбе за личное счастье. Патетика пламенных клятв верности долгу, чести, любви, сцена в мрачном подземелье, где заговорщики полны решимости отдать жизнь за правое дело, острые контрасты ликующей радости и жестокой гибели на свадебном пиру — все это находит романтически-приподнятое, сильное выражение в музыке Верди.

  Сцена из постановки «Эрнани»,11 июня 2022 

Ближайшие годы проходят в интенсивной работе. Пока в ней нет достаточной последовательности. Верди привлекают разные литературные источники, различные исторические эпохи, разнообразные творческие задачи, в том числе усвоение традиций французской «большой оперы».

Джузеппе Верди за работой

В созревании индивидуальной творческой манеры композитора значительна роль оперы «Макбет» (1847). Гений Шекспира на протяжении всей жизни привлекал Верди. Поэтому с особой взыскательностью он подошел к воплощению в музыке образов шекспировской трагедии: сам разработал сценарный план, давал подробные указания либреттисту. Многое в этом либретто, равно как и многие средства музыкальной выразительности, не могут нас сейчас удовлетворить. Тем не менее Верди был прав, когда расценивал свое произведение как новаторское, несмотря на некоторые слабые, недостаточно характеристические моменты.

Сцена из оперы Джузеппе Верди «Макбет»

Композитор углубляет элементы музыкального драматизма и психологической разработки образов, находит новые выразительные средства вокальной декламации, особенно в трагической партии  героини оперы. Новым является и суровый колорит оркестра. Сгущенный драматизм порожден тем, что Верди заостряет показ сил зла, отрицательных типов общества; борьба против узурпаторов власти, насилие над волей народа находит свое кульминационное выражение в песне с хором Макдуффа и Малькольма, в которой изобличаются предатели родины. Опера была поставлена в преддверии революции 1848 года: ряд ее сцен, в том числе названная выше, вызывал патриотическую реакцию зала.

Верди не было в Италии, когда в Милане и ряде других городов вспыхнули восстания. За год до того он отправился в свое первое зарубежное путешествие в Лондон для осуществления постановки «Разбойников» (по драме Шиллера, 1847). Ни один итальянский композитор XIX века не был окружен таким почетом в Англии, как Верди. На очень выгодных условиях ему был предложен контракт сроком на три года. Композитор-патриот отверг его: он не мог на такой длительный срок расстаться с родиной.

Тем не менее Верди на некоторое время задерживается во Франции: он сближается с известной певицей Джузеппиной Стреппони, которая оставив сцену, жила в качестве преподавательницы пения в Париже. В 1849 году он женился на ней, но официально оформил брак лишь десятилетие спустя — в 1859 году. Глубокой дружбой и взаимопониманием была освящена их совместная жизнь на протяжении почти полувека.

Портрет Джузеппины Стреппони

Одним из самых любимых творением Верди называл оперу «Риголетто», в основу которой легла пьеса Гюго «Король забавляется». Русскому зрителю эта опера знакома по композиции под названием «Сердце красавицы склонно к измене». Оперу «Риголетто» ставили практически все мировые театры, за эти годы ее успели увидеть миллионы зрителей, она до сих пор не сходит с афиш. Арии шута Риголетто звучали в исполнении Пласидо Доминго, Дмитрия Хворостовского, Муслима Магомаева.

Сцена из оперы «Риголетто»

Через два года выходит еще одна прославленная опера великого маэстро – «Травиата», созданная на основе романа Дюма-сына «Дама с камелиями».

В 1871 году к композитору обратился правитель Египта, который попросил его создать произведение для театра оперы в Каире. 24 декабря 1871 года, прямо в день открытия Суэцкого канала, состоялась премьера нового произведения Верди – «Аида». Любители оперной музыки узнают ее по «Триумфальному маршу».

Погружение в мир оперы Джузеппе Верди «Аида»

За всю свою творческую жизнь Верди стал автором двадцати шести опер и Реквиема. В то время оперой интересовались все слои населения, поэтому в театре рядом с вельможами можно было встретить и бедняков. Наверное, по этой причине Верди стал для итальянцев народным композитором. Он писал музыку, понятную для всех, каждый находил в ней что-то свое, для простых людей она звучала, как призыв бороться с несправедливостью устройства мира. Верди обладал необыкновенным умением извлекать музыку из любых звуков, даже звуков улицы. Он всегда носил с собой нотную тетрадь, в которую записывал все свои музыкальные впечатления от прожитого дня. Детский плач, выкрики лодочника или мороженщика, ругань строителей – все превращалось в музыкальную тему. Верди заседал в сенате и однажды написал фугу по мотивам выступлений законодателей!

Стоит отметить, что вечным «соперником» Верди в те годы считали Рихарда Вагнера, который был его ровесником. Их творчество спутать невозможно, но оба они внесли свой вклад в реформаторство оперного искусства. Они знали о существовании друг друга, но встретиться им ни разу не довелось. И, тем не менее, их музыкальные произведения больше походили на полемику двух великих композиторов.

Композиторы Джузеппе Верди и Рихард Вагнер

«Фальстаф» (1893) — последняя опера Верди. В ней использовано содержание как «Виндзорских проказниц», так и комических интермедий из исторической хроники Шекспира «Генрих IV». Произведение восьмидесятилетнего мастера поражает юношеской жизнерадостностью, причудливым сочетанием веселой буффонады с острой сатирой (в изображении мещан Виндзора), светлой шутливой лирики (влюбленной пары Нанетты и Фентона) с глубоким психологическим анализом основного образа Фальстафа, про которого Верди сказал, что «это не просто характер, а тип!». В пестрой смене эпизодов, где большую роль играют мастерски отточенные ансамбли (квартет и нонет 2-й картины, искрящаяся остроумием заключительная фуга), возрастает объединяющая роль оркестра, на редкость блестящего и разнообразного в использовании индивидуальных тембров. Однако оркестр не заслоняет, а оттеняет богатство мелодических характеристик вокальных партий. В этом отношении «Фальстаф» завершает те итальянские национальные традиции комической оперы, непревзойденным образцом которых являлся «Севильский цирюльник» Россини. Одновременно в разработке методов музыкально-драматургического воплощения стремительно разворачивающегося сценического действия «Фальстаф» открывает новый этап в истории музыкального театра. Эти методы были усвоены молодыми итальянскими композиторами, в первую очередь Пуччини.

Сцена из оперы Джузеппе Верди «Фальстаф»

До последних дней жизни Верди сохранял ясность ума, творческую пытливость, верность демократическим идеалам. Он умер в возрасте восьмидесяти семи лет 27 января 1901 года.  Его похороны переросли в большую процессию, проводить композитора в последний путь пришло более 200 000 человек. И никто ни разу не вспомнил, что его любовь к музыке началась с пения на торжествах в домах соседей и с появления в доме видавшего виды спинета, играя на котором он видел себя композитором и мечтал сочинять оперы.

Об этом до конца жизни помнил только он сам…

Источники:

https://www.belcanto.ru/03062005.html

https://biographe.ru/znamenitosti/dzhuzeppe-verdi

https://kulturologia.ru/blogs/101016/31727/

https://www.calend.ru/calendar/tema/dzhuzeppe-verdi-derevenskij-talant/

https://24smi.org/celebrity/6164-dzhuzeppe-verdi.html

https://www.iteatridellest.com/roma-ernani-giusepp...

https://www.toledoblade.com/a-e/music-theater-danc...

http://www.informatia-zilei.ro/sm/seara-aniversara...

заглавное изображение https://stylishbag.ru/2-foto/dzhuzeppe-verdi-kartiny-96-foto.html

Нет комментариев. Ваш будет первым!