Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Бардовская песня – возможность отдыха души…

Бардовская песня – возможность отдыха души…

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения, музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».

Платон

В первый день октября отмечается праздник, о котором знают во всех уголках земли – Международный день музыки.

Музыку любят многие, но каждый по-своему. Для некоторых она только приятное развлечение в часы досуга, не требующее никакого активного внимания. А иногда даже и не развлечение, а просто привычный звуковой фон для повседневных занятий. Чтобы полюбить музыку по-настоящему, надо стремиться не просто слушать, а вслушиваться в неё, стараясь глубже проникнуть в суть произведения, лучше понять его. И тогда непременно захочется больше узнать и о самом сочинении, и об его авторе, и о времени, когда он жил и творил.

И сегодня мы расскажем об авторской песне, заглянем во времена, когда этот жанр только зарождался, познакомим с творчеством наиболее ярких его представителей.

Кажется, что авторская песня была всегда. В разное время таких певцов называли по-разному: бардами, ашугами, менестрелями. Чем же было вызвано появление менестрелей в России ХХ века? Начало истории авторской песни относят к концу 1950-х – началу 1960-х годов. Кончилась война. Пора прекрасных военных песен миновала. В эфир и на концертные подмостки выплеснулась мутная волна низкопробных песенок, ничего не дающих ни уму, ни сердцу слушателей. Образовался «песенный вакуум». Этот пробел стали заполнять песни, сочиняемые молодыми людьми для узкого круга друзей. Эти молодежные песни звучали в походах, в стройотрядах, в студенческих общежитиях. Одной из самых популярных песен того времени признана песня «Глобус», ставшая вторым студенческим гимном.

«Я не знаю, где встретиться

Нам придётся с тобой, -

Глобус крутится, вертится,

Словно шар голубой.

И мелькают города и страны,

Параллели и меридианы,

Но таких ещё пунктиров нету,

По которым нам бродить по свету…

…Кто бывал в экспедиции,

Тот поёт этот гимн.

И его по традиции

Мы считаем своим.

Потому, что мы народ бродячий,

Потому, что нам нельзя иначе,

Потому, что нам нельзя без песен,

Потому что мир без песен тесен…»

Первая передача об авторской песне, прозвучавшая на радиостанции «Юность», была названа «Барды и менестрели». Название передачи носило шутливый характер, однако именно с тех пор и укоренилось в нашей речи слово «бард», обозначающее теперь широкий круг исполнителей авторской песни. Популярность этого музыкального жанра росла. Из большого числа исполнителей выделилась группа авторов, имевших постоянный успех. Это были Михаил Анчаров, Глеб Горбовский, Юлий Ким, Юрий Визбор, Ада Якушева. Их песни, простые и лиричные, были особенно любимы.

«Вечер бродит по лесным дорожкам...

Ты ведь тоже любишь вечера.

Подожди, постой ещё немножко,

Посидим с товарищами у костра.

Вслед за песней позовут ребята

В неизвестные ещё края,

И тогда над крыльями заката

Вспыхнет яркой звёздочкой мечта твоя…»

А. Якушева «Вечер бродит…» 1959

В лучших авторских песнях тесно переплелись «вечные» темы любви и красоты природы. Песня В. Вихорева «Я бы сказал тебе…» — лучшее тому подтверждение.

«Я бы сказал тебе много хорошего

В тихую лунную ночь у костра.

В зеркале озера звёздное крошево

Я подарю тебе вместо венца.

Бархатом трав лесных плечи укутаю

И унесу тебя в млечную даль,

Чтоб не искала ты встречи со скукою,

Звонкою радостью гнала печаль.

Песнею тёплою стужу развею я,

Чтобы оттаяли искорки глаз.

И расскажу тебе, если сумею я,

Как я люблю тебя, тысячу раз».

1962

Очень скоро авторская песня превратилась в широкое движение. В столице и других российских городах возникли клубы самодеятельной песни (КСП). Они проводили фестивали, которые в разное время прошли в Москве, в Архызе, в Домбае, на берегу Волги у Жигулёвских гор. Наиболее известным в наши дни стал фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина.

Валерий Грушин был весельчаком и балагуром, неутомимым путешественником, любимцем самарской молодёжи. Любил людей, острые ощущения, водный туризм. Учился он в Куйбышевском авиационном институте. А еще он писал и пел в кругу друзей свои песни. Путешествуя по бурной сибирской реке, Валерий погиб, спасая тонущих ребятишек. В память о нём самарские молодёжные организации вот уже пятьдесят пять лет проводят фестивали авторской песни. На первый Грушинский фестиваль собралось всего 600 человек. Но через год там было уже 10 тысяч, а через 5 лет – 100 тысяч человек. Бардовская песня была любима и вызывала большой интерес у народа. Но Грушинский фестиваль пережил и трудные времена. Власти запрещали его, пытались заменить фестивалем патриотической песни. Ничего из этой затеи не вышло. Несмотря на запреты властей, фестиваль жил. Проводится он и теперь. Люди с гитарами идут, едут, летят из самых отдалённых уголков нашей огромной страны, везут и несут с собой «на гитару» самое лучшее, что смогли и успели написать. В разные годы участниками Грушинского фестиваля были Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Визбор, Ю. Ким, С. Никитин, О. Митяев и другие замечательные барды. Ежегодно в первое воскресенье июля Грушинский фестиваль собирает друзей авторской песни.

Валерий Грушин

Грушинский фестиваль

Авторская песня прочно вошла в нашу жизнь, что порой бывает непросто определить, где песня, написанная профессиональным композитором, а где – авторская. Одна из таких песен – «Царевна Несмеяна». Многие раньше думали, что ее написал профессиональный поэт, но автор её — биолог Ген Шангин-Березовский. Друзья упрекали его в том, что он «открыл много полезных ископаемых», но «зарыл в землю свой талант», написал всего одну песню. Зато какую!

«Ты стоишь у окна –

Небосвод высок и светел, -

Ты стоишь и грустишь

И не знаешь – отчего...

Потому, что опять

Он прошел и не заметил,

Как ты любишь его,

Как тоскуешь без него….

… Все пройдет, все уйдет,

Станет поздно или рано

Тихим сном, дальним сном

Этот вечер голубой.

Не грусти и не плачь,

Как царевна Несмеяна, -

Это глупое детство

Прощается с тобой».

1960

Прекрасные песни писал выпускник Ленинградского горного института, в будущем замечательный ученый, поэт и бард Александр Городницкий.

«Когда на сердце тяжесть

И холодно в груди.

К ступеням Эрмитажа

Ты в сумерки приди,

Где без питья и хлеба,

Забытые в веках,

Атланты держат небо

На каменных руках…»

«Атланты» 1963 г.

А многие стихи вологодского поэта Ярослава Смелякова положены композиторами на музыку.

«Если я заболею,

к врачам обращаться не стану,

Обращаюсь к друзьям

(не сочтите, что это в бреду):

постелите мне степь,

занавесьте мне окна туманом,

в изголовье поставьте

ночную звезду…»

«Если я заболею…» 1940

Сказать что-то новое о творчестве Булата Окуджавы трудно. Всё, что надо было сказать о себе, он сказал, всё, что надо было спеть, — спел. Нам остается только любить и беречь то, что создано им. Родился Б. Окуджава в Тбилиси. Когда началась война, ему было 17 лет, но прибавил себе годы и добровольцем ушёл на фронт. Воевал, в бою под Моздоком был ранен и списан в запас. Затем была учеба в Тбилисском университете, работа школьным учителем в сельской школе в Калужской области. Одновременно Окуджава писал стихи. В Калуге в 1956 году вышел его первый сборник «Лирика». Поэт хотел жить в Москве, быть в центре культурной жизни. Но ему, сыну репрессированных родителей, путь в столицу был закрыт. Но вот наконец возвратилась из лагеря его мать, и они переехали в Москву. Сначала песни поэта приобрели известность в кругу московских литераторов, а примерно с 1959 года он начал выступать публично.

Б. Ш. Окуджава

Вот как рассказывал Булат Окуджава о рождении своей первой песни: «Первая песня появилась у меня почти случайно в 1946 году. Тогда я был студентом первого курса университета. Я очень гордился этим своим новым званием и решил – так как я писал стихи – написать студенческую песню. И как-то однажды я подсел к пианино и двумя пальцами стал подбирать музыку к стихам «Неистов и упрям, гори огонь, гори…». Получилась песенка. Друзья её подхватили».

«Неистов и упрям,

Гори, огонь, гори,

На смену декабрям

Приходят январи.

Нам все дано сполна:

И радости, и смех,

Одна на всех луна,

Весна одна на всех...»

В конце 1950-х годов на экраны страны вышел фильм о жизни подростков «Друг мой, Колька!». Песни к нему написал Б. Окуджава. Фильм уже почти забылся и на телеэкранах появляется редко, а вот песня живет до сих пор. Её с удовольствием поют девчонки и мальчишки.

«Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше,

Когда дворники маячат у ворот.

Ты увидишь, ты увидишь, как весёлый барабанщик

в руки палочки кленовые берёт…

…Грохот палочек то ближе он, то дальше.

Сквозь сумятицу, и полночь, и туман...

Неужели ты не слышишь,

как веселый барабанщик

вдоль по улице проносит барабан?!

Как мне жаль, что ты не слышишь,

Как веселый барабанщик

Вдоль по улице проносит барабан!»

«Весёлый барабанщик!» 1961

Успех окрылил поэта. Он пишет песни и музыку к многосерийным телевизионным фильмам «Кортик», «Бронзовая птица», снятым по одноименным повестям А. Рыбакова. Тесная дружба связывала Булата Окуджаву с кинорежиссером В. Мотылем. Он предложил поэту написать песню к фильму «Белое солнце пустыни», съемки которого начались в 1967 году. Окуджава блестяще справился и с этой задачей. Так родилась замечательная песня «Ваше благородие, госпожа разлука».

«Ваше благородие, госпожа разлука,

Мы с тобой родня давно, вот какая штука,

Письмецо в конверте погоди не рви.

Не везет мне в смерти, повезет в любви…

…Ваше благородие, госпожа удача.

Для кого ты добрая, а кому иначе.

Девять граммов в сердце, постой, не зови.

Не везет мне в смерти, повезет в любви.

Ваше благородие, госпожа победа.

Значит моя песенка до конца не спета.

Перестаньте черти клясться на крови!

Не везет мне в смерти, повезет в любви».

1967

Юрий Визбор – личность в нашем искусстве значимая и на удивление многогранная. За свою жизнь он испытал себя во многом: был учителем, горнолыжником, живописцем, киноартистом и даже летчиком, писал рассказы, повести, стихи и песни. Визбор обладал какой-то притягательной силой, всегда был душой компании, всегда что-то негромко напевал, аккомпанируя себе на гитаре.

«Ты у меня одна,

Словно в ночи луна,

Словно в году весна,

Словно в степи сосна.

Нету другой такой

Ни за какой рекой,

Ни за туманами,

Дальними странами…

…Можешь отнять покой,

Можешь махнуть рукой,

Можешь отдать долги,

Можешь любить других,

Можешь совсем уйти,

Только свети, свети!»

«Ты у меня одна». 1962

Юрий Визбор любил родину, ее поля, леса, реки, горы. Любил людей: рабочих, колхозников, студентов, водителей. Для них писал и пел свои песни.

«Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены,

Тих и печален ручей у янтарной сосны,

Пеплом несмелым подёрнулись угли костра,

Вот и окончилось всё — расставаться пора.

Милая моя,

Солнышко лесное,

Где, в каких краях

Встретишься со мною?..»

«Милая моя». 1973

Как-то между «скептиков» и «оптимистов» зашёл спор об авторской песне, о её месте в нашей жизни. Одни пророчили авторской песне скорое забвение, другие горячо утверждали, что ей обеспечена долгая жизнь. Основным аргументом «скептиков» было то, что авторскую песню создают непрофессионалы, а там, где нет настоящего профессионализма, не может быть настоящего искусства. С этим, конечно, можно не спорить, но вместо этого кто-то из «оптимистов» начал читать…

«Любовь моя, Россия,

Люблю, пока живу,

Дожди твои косые,

Полян твоих траву,

Дорог твоих скитанья,

Лихих твоих ребят.

И нету оправданья

Не любящим тебя.

Любовь моя, Россия,

Ты с каждым днём сильней.

Тебя в груди носили

Солдаты на войне,

Шинелью укрывали

И на руках несли,

От пуль оберегали,

От горя сберегли.

Любовь моя, Россия,

Немало над тобой

Невзгоды моросили

Осеннею порой.

Но ты за далью синей

Звездой надежд живёшь,

Любовь моя, Россия,

Спасение моё!»

«Россия». 1960

Аргументов против поэтического таланта Юрия Визбора у «скептиков» не нашлось и спор прекратился. Читая его стихи, слушая простые, идущие от сердца песни, понимаешь, что Ю. Визбор живет среди нас: в ролях, сыгранных в кино, в повестях, стихах и песнях, которые успел написать, в новой звезде, открытой астрономами и названной его именем, в горных вершинах, тоже носящих его имя.

Юрий Визбор

В истории авторской песни довольно много еще ярких представителей: Александр Галич, Вилли Токарев, Владимир Высоцкий, ставший кумиром большинства своих соотечественников. В нынешнее время поклонники авторской песни наслаждаются творчеством таких талантливых исполнителей, как Александр Розенбаум, Сергей Трофимов, Вероника Долина, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Суханов, Владимир Бережков, Олег Митяев.

Авторская песня занимает большое значение в нашей современной культуре. Ей не нужны украшения и спецэффекты. Она должна идти от сердца к сердцу. Сила её — в оптимизме. Все они согреты добром, юмором, стремлением к правде и чистоте. Они являются школой жизни, философского мировоззрения и нравственной чистоты. 

Источники:

Авторская песня. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – 512 с.

Люди идут по свету. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 399 с., ил.

Окуджава Б. Ш. Стихотворения. – М.: Эксмо, 2019.

Визбор Ю. Ты у меня одна. – М.: Эксмо, 2013.

https://www.chitalnya.ru/work/1908973/?ysclid=ln3zg5awie784781895

Источники изображений:

https://ru.wallpaper.mob.org/image/music-guitar-1502912.html — заглавное изображение

https://samaragis.ru/za-tri-dnja-grushinskij-festival-posetili-50-tysjach-chelovek/

https://stylishbag.ru/2-foto/valerij-grushin-prezentaciya-84-foto.html

https://iz.ru/876328/aleksei-korolev/pod-upravleniem-liubvi-pochemu-my-do-sikh-por-slushaem-bulata-okudzhavu

https://dzen.ru/a/ZJOGHf49fT08dXi-

8786
Нет комментариев. Ваш будет первым!