Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Николай Чернышевский и "русский треугольник"

Николай Чернышевский и "русский треугольник"

„Патриот — это человек, служащий Родине,

а Родина — это прежде всего народ.“
Н.Г. Чернышевский

В этом году исполняется 195-летний юбилей со дня рождения Николая Гавриловича Чернышевского. Публицист и писатель, философ-материалист и ученый, революционер-демократ, теоретик критического утопического социализма, Чернышевский был личностью выдающейся, оставившей заметный след в развитии социальной философии, литературоведения и самой литературы. А вот почему его называют создателем «русского треугольника» узнает тот читатель, который дочитает статью до конца.

Чернышевский родился 24 июля по старому стилю в 1828 году в семье саратовского священнослужителя. Отец будущего публициста вышел из крепостных крестьян и понимал, насколько важно для человека быть образованным. Именно поэтому глава семьи Чернышевских взял на себя обязанность обучать юношу. Гавриил Иванович подарил своему сыну знания, сделав его грамотным человеком. Также Николай с подросткового возраста любил читать книги. Об этом сам Чернышевский как-то вспоминал: «Я сделался библиофагом, пожирателем книг, очень рано…»

Получив качественное домашнее образование, Чернышевский отправился в Саратовскую духовную семинарию. Обучаясь в этом учебном заведении, Николай Гаврилович не забывал и про самообразование. В юном возрасте он уже прочитал труды крупнейших немецких и греческих философов, учил несколько иностранных языков, осваивал социально-экономические труды.

«По своим знаниям Чернышевский был не только выше своих сверстников-соучеников, но и многих преподавателей семинарии. Время своего пребывания в семинарии Чернышевский использовал для самообразования», — писал в своей статье советский литературовед Павел Лебедев-Полянский.

Огромное впечатление на молодого человека производили теории материалистов и утопистов 18-го века, деятелей Великой французской революции 1789 года. Среди русских авторов у Чернышевского тоже был свой фаворит. Им был критик и публицист Виссарион Белинский, неоднократно в своих статьях выступавший против абсолютной монархии.

Выдающиеся интеллектуальные способности помогли Чернышевскому в 1846 году поступить на историко-филологическое отделение факультета философии Санкт-Петербургского университета.

В это время будущий писатель познакомился с Михаилом Михайловым, который ввел его в круг петрашевцев. Молодой студент не стал посещать их кружок, но на других собраниях иногда бывал. Особенно Николая привлекало общение с Иринархом Введенским – отцом русского нигилизма. Когда петрашевцев арестовали, Чернышевского поразило то, что они даже не думают о средствах своего освобождения, например о восстании.

Время, проведенное в университете, помогло окончательному формированию мировоззрения Чернышевского. Он понял, что уже готов сам вести просветительскую работу. Несмотря на свое семинарское образование и духовную профессию отца, Николай не соглашался с идеологией официального православия.

Спустя два года выпускнику университета предложили должность преподавателя в кадетском корпусе. Он был рад этому приглашению, так как думал, что может распространять там свои идеи. Вместе с женой Николай приехал в Петербург. Ученики полюбили нового педагога за его лояльность, а с коллегами подружиться Чернышевский не сумел. Однажды в учебном заведении произошел довольно крупный скандал с одним офицером, и начинающему учителю пришлось уволиться.

Увольнение из Второго кадетского корпуса послужило стартом для журналистской деятельности Чернышевского. К перу Николая Гавриловича тянуло ещё в годы обучения в Санкт-Петербургском университете. В конце 1840-х гг. Чернышевский создал несколько неоконченных художественных произведений. Чтение различных философов сформировало в молодом Чернышевском собственную систему мировоззрения. Можно предположить, что ещё в студенческие годы у будущего автора романа «Что делать?» появилось желание перенести свои мысли и взгляды на бумагу.

Начал журналистскую деятельность Чернышевский с публикаций небольших статей в таких печатных изданиях, как «Санкт-Петербургские ведомости» и «Отечественные записки». Совсем скоро молодого публициста заметил поэт и руководитель журнала «Современник» Николай Некрасов, и Чернышевский стал работать в его издательстве.

Благодаря публицистической активности и харизме Чернышевский вскоре из перспективного автора статей переквалифицировался во второго руководителя издания, став в один ряд с Некрасовым.

Николай Чернышевский был одним из идеологов превращения журнала в трибуну революционной демократии, что отвернуло от «Современника» ряд авторов, среди которых были Тургенев, Толстой, Григорович и другие. При этом Чернышевский всячески поддерживал Добролюбова, которого в 1856-м привлек в журнал и передал ему руководство отделом критики. С Добролюбовым Чернышевского связывала не только общая работа в «Современнике», но и схожесть ряда социальных концепций, один из самых ярких примеров — педагогические идеи обоих философов. Позже именно Добролюбова Чернышевский назначил главой отдела критики в «Современнике».

Продолжая активную работу в «Современнике», в 1858 году литератор стал первым редактором журнала «Военный сборник» и привлек в революционные кружки некоторых русских офицеров.

После отмены крепостного права в 1861 году Чернышевский стал идейным вдохновителем революционной группировки «Земля и воля», не согласной с условиями, на которых император Александр II освободил крестьян. По подозрениям в связях с революционной эмиграцией Чернышевского заключили в Петропавловскую крепость. Чернышевского окрестили «врагом Российской империи номер один», против него вели следствие больше года. Комиссия для подтверждения виновности Чернышевского использовала и незаконные методы – показания подставных свидетелей, фальшивые документы. Чтобы привлечь внимание к несправедливости, узник объявил 9-дневную голодовку, но это не помогло. Даже в тюрьме ученый продолжал работу, написав больше 200 листов текста. В заточении он закончил роман «Что делать?». Интересный факт – произведение приняли и опубликовали, несмотря на положение его автора.

В 1864 году Николаю Гавриловичу объявили приговор: 14-летняя каторга в Сибири и пожизненное поселение там же. По личному пожеланию императора каторжный срок был уменьшен вдвое, однако в итоге писатель провел в ссылке 19 с лишним лет. Гражданская казнь Чернышевского – унизительное наказание в виде публичного лишения всех чинов и привилегий – состоялась 19 мая 1864 года на Конной площади Санкт-Петербурга.

Во время пребывания в ссылке Николай Гаврилович продолжал заниматься творчеством. Он написал роман «Пролог» и несколько неоконченных повестей.

Сторонники революционных идей, для которых Чернышевский был примером для подражания, ждали возвращения публициста из Сибири. Известно, что революционеры даже пытались дважды организовать побег Чернышевского из заключения. Однако обе попытки провалились, а их организаторов арестовали.

Писатель был женат. Его избранницей стала Ольга Сократовна Васильева, с которой они обвенчались в 1853 году. Оля была живой, бойкой, кокетливой и грациозной. Она любила жизнь простой и честной любовью: зимой ей нравилось танцевать и кататься на санях, летом – ездить на пикники, гулять и собирать цветы. На масленицу был случай: большой компанией поехали кататься, лошадь понесла, сани перевернулись. Все кричали и визжали от ужаса, только Оля смеялась от переполнявших ее чувств. Когда вернулись, Чернышевский увидел Олю такой, какой теперь будет видеть всегда: сияющей, раскрасневшейся, счастливой. «У нее именно такой характер, какой нужен для моего счастья и радости», — решил он.

При знакомстве Чернышевский честно предупредил, что увлекается «вещами, которые пахнут каторгой», но Ольгу это не остановило. Получив ее согласие на брак, писатель завел «Дневник моих отношений с той, которая теперь составляет мое счастье» и начал воплощать в семейной жизни свои революционные идеи.

Чернышевский заявлял, что оба супруга равны по правам и обязанностям, что для того времени было весьма смелой позицией. В браке он предоставил Ольге полную свободу, вплоть до измен, считая, что она вправе распоряжаться собой, как пожелает. Когда у жены начался роман с другом семьи Иваном Савицким, он предложил отпустить ее, уверяя, что ничего не желает так, как ее счастья. Ольга, восхитившись таким великодушием, предпочла остаться с мужем.

Личный опыт Чернышевского позже лег в основу любовной линии романа «Что делать?», а описанные им отношения одной женщины и двух мужчин надолго остались в западной литературе под названием «русский треугольник».

Родственники Николая Гавриловича смотрели на его избранницу «косо», а в родном Саратове о личной жизни пары постоянно ходили неприятные сплетни и слухи. Отъезд молодой семьи в Петербург больше напоминал бегство от предрассудков и старых устоев. Масла в огонь подливал и тот факт, что свадьба состоялась слишком поспешно – незадолго до этого у Николая Гавриловича умерла мать, однако он отказался выдерживать положенный траур.

Вместе Чернышевские прожили 9 лет, но судьба отобрала у них целых 20 лет семейного счастья. Из сибирской ссылки философ написал жене 300 писем, но позже прекратил переписку, решив, что чем скорее Ольга забудет его, тем лучше.

К моменту его отъезда у супругов уже подрастали трое сыновей – Михаил, Виктор и Александр, и, оставшись без мужа и отца, семья узнала горькую нужду. Ольге пришлось подрабатывать штопкой и вязаньем. В 1866-м она, взяв младшего ребенка, отправилась навестить супруга. Путь занял полгода, а провести вместе они смогли всего 4 дня. Николай Гаврилович умолял Ольгу отказаться от него и выйти замуж снова, но она так и не захотела этого сделать.

В 1883 году Чернышевский был освобождён. Публицист поселился в Астрахани, а позже переехал в родной Саратов. Однако каторжный труд сломил его здоровье, и в 55 лет писатель был немощным стариком. Осенью того же года он заболел малярией и скоропостижно скончался. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг.

Могила Николая Гавриловича Чернышевского находится на Воскресенском кладбище Саратова.

Чернышевский стал идеологом для нескольких поколений русских революционеров. Публицистическое наследие автора романа «Что делать?» высоко оценивали Георгий Плеханов и Владимир Ленин.

Источники:

Нет комментариев. Ваш будет первым!