«Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье…»
В 2023 году исполняется 130 лет со дня рождения Владимира Владимировича Маяковского. Романтик, хулиган, революционер, футурист и главный бунтарь русской литературы — Владимир Маяковский отвечал всем этим эпитетам в полной мере. Он мог стать неплохим художником — имел несомненный талант, а стал выдающимся поэтом-трибуном, за которым не сразу можно разглядеть тонкого лирика, ранимого и сентиментального.
Литературное наследие Маяковского поистине бесценное. Его отличает ярко выраженный слог, написанный знаменитой «лесенкой», которая стала его «визитной карточкой».
Будущий поэт родился 19 июля 1893 года в Грузии – в селе Багдати, неподалеку от Кутаиси. Его отец, лесничий Владимир Константинович Маяковский, происходил из запорожских казаков. Мать, Александра Алексеевна, была кубанская казачка. В семье росли еще две дочери – Люда и Оля.
С четырех лет Володя любил, чтобы ему читали, особенно стихи. И мать читала ему Крылова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. А когда она не могла откликнуться на его просьбу, плакал. То, что ему нравилось, легко запоминал и потом выразительно декламировал наизусть.
Отец Владимир Маяковский умер в 1906 году в результате заражения крови. Он сшивал бумаги и случайно проколол иголкой палец. С того самого времени у его сына Владимира появилась фобия – он панически боялся иголок, булавок, заколок и других острых предметов, потому что боялся заразиться.
После смерти Владимира Константиновича семья оказалась в тяжелом положении. Маяковский вспоминал:
«После похорон отца – у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было».
В московской гимназии №5 юный поэт написал свое первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и опубликовал его в нелегальном школьном журнале. Вскоре мальчика исключили из-за неуплаты.
Володя вступил в Российскую социал-демократическую партию. В подполье у Маяковского была кличка «товарищ Константин». Под этим именем Маяковский распространял революционную прессу в молодежных кругах. За такую деятельность Маяковскому приходилось платить свободой. В одиночной камере №103 Бутырской тюрьмы Маяковский провел одиннадцать месяцев, и впоследствии очень боялся одиночества.
В заключении Маяковский прочитал множество книг. Он мечтал о новом искусстве, новой эстетике, которая будет в корне отличаться от классической. Маяковский решил учиться живописи – сменил нескольких преподавателей и в 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – единственное место, куда его приняли без свидетельства о благонадежности.
Здесь молодой художник познакомился с представителями футуризма: Давидом Бурлюком, а позже – с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых. Футуризм — авангардистское литературное течение начала 20 века, отрицавшее художественное и нравственное наследие прошлого, проповедовавшее стремление к новому искусству путем разрушения старых форм и условностей искусства. Маяковский начал писать стихи, от которых его новые товарищи были в восторге. Свой творческий дебют Маяковский описывал так: «Днем у меня вышло стихотворение. Вернее – куски. Плохие. Нигде не напечатаны. Ночь. Сретенский бульвар. Читаю строки Бурлюку. Прибавляю – это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: «Да это же вы сами написали! Да вы же гениальный поэт!» Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушел в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом».
Так Маяковский, любивший творческие эксперименты, настоящий бунтарь по характеру, в 1913 году вступил в ряды поэтов-футуристов. Владимир Владимирович оставил свою подпись под манифестом футуристов «Пощёчина общественному вкусу», в котором нашли отражения революционные идеи начинающих поэтов. В своем стихотворении «А вы могли бы?» он написал:
«Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?»
Футуристы выступали на собраниях — читали стихи и лекции о новой поэзии. За публичные выступления Владимира Маяковского и Давида Бурлюка отчислили из училища. В 1913–1914 годах прошло известное турне футуристов: творческая группа с выступлениями проехала с гастролями по российским городам. Успех был огромный, несмотря на эпатаж:
«Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир...»
(«Нате!», 1913)
Первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырех стихотворений) вышел в 1913 году. Он был написан от руки, снабжен рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим способом в количестве трехсот экземпляров. По мнению Максима Горького, Владимир был единственным настоящим литератором среди его собратьев-футуристов.
В качестве первого раздела этот сборник вошел в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916). Также его стихи появлялись на страницах футуристских альманахов «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и печатались в периодических изданиях. Вот одно из стихотворений – «Ночь»:
«Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.
Бульварам и площади было не странно
увидеть на зданиях синие тоги.
И раньше бегущим, как желтые раны,
огни обручали браслетами ноги.
Толпа — пестрошерстая быстрая кошка -
плыла, изгибаясь, дверями влекома;
каждый хотел протащить хоть немножко
громаду из смеха отлитого кома.
Я, чувствуя платья зовущие лапы,
в глаза им улыбку протиснул, пугая
ударами в жесть, хохотали арапы,
над лбом расцветивши крыло попугая».
В эти же годы поэт заинтересовался драматургией. Он написал трагедию «Владимир Маяковский», которая была поставлена в театре «Луна-парк». Режиссером и исполнителем образа главного героя этой постановки тоже был Маяковский. Произведение основывалось на бунте вещей и это доказывало тесную связь поэта с футуристами.
1914 год ознаменовался еще одним серьезным шагом в биографии поэта. Он захотел стать добровольцем, но власти решили не рисковать, помня о его политической неблагонадежности. В итоге на фронт он так и не попал, и вскоре выпустил произведение под названием «Вам», в котором оценивает царскую армию. Помимо этого, он стал автором гениальных стихотворений «Война объявлена» и «Облако в штанах».
«Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?
Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..
Если он приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре … буду
подавать ананасную воду!»
Революционные потрясения 1917 года Маяковский, как и следовало ожидать, встретил восторженно: организовал группы «Комфут» (коммунистический футуризм) и ЛЕФ (Левый фронт искусств), сотрудничал с агитационными «Окнами РОСТА» (серия агитационных плакатов Российского телеграфного агентства в период Гражданской войны), написал поэмы «150 000 000» и «Владимир Ильич Ленин» и множество программных стихотворений.
«Принять или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция», – утверждал в 1918 году поэт. В стихотворении «Приказ по армии искусства» он пишет:
«Довольно грошовых истин.
Из сердца старое вытри.
Улицы – наши кисти.
Площади – наши палитры.
Книгой времени
тысячелистой
революции дни не воспеты.
На улицы, футуристы,
барабанщики и поэты!"
Вообще, представить Маяковского вне исторического контекста невозможно. Не просто Серебряный век, не только авангард и модерн, но и в первую очередь ломка старых устоев. Город, технический прогресс, заводы, индустриализация – все это есть в каждом агитационном стихотворении поэта.
Вместо образов и «поэтичностей» – лозунги и жаркий плакатный язык, вместо лирики и «высокого штиля» – рубленые слоги и знаменитая «лесенка» – прием, необходимый, чтобы точно передать на письме устные акценты. В своем знаменитом «Левом марше» он пишет:
«Глаз ли померкнет орлий?
В старое ль станем пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!»
Маяковский много работал для театра. Так, в ноябре 1918 года прошла премьера его пьесы «Мистерия-буфф». Ее поставил в Театре музыкальной драмы Всеволод Мейерхольд, а оформил в лучших традициях авангарда Казимир Малевич.
Мейерхольд вспоминал о работе с поэтом: «Маяковский был сведущ в очень тонких театральных, технологических вещах, которые знаем мы, режиссеры, которым обучаются обычно весьма длительно в разных школах, практически на театре и т.д. Маяковский всегда угадывал всякое верное и неверное сценическое решение именно как режиссер».
Лояльное отношение властей к «главному советскому поэту» постепенно сменилось прохладой. Особенно «не в чести» стал поэт после гибели Сергея Есенина. Смерть Сергея Есенина потрясла Маяковского. Он признавал великую силу творчества своего соперника и был обижен и разочарован из-за его смерти. Этой трагедии для всего русского народа Маяковский посвятил большое стихотворение «Сергею Есенину».
В 1930 году ему впервые не одобрили выезд за границу. На поэта стала яростно нападать официальная критика. Его упрекали за сатиру по отношению к явлениям, якобы побежденным, например, той же бюрократии и чиновничьим проволочкам.
Маяковский решил провести выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты.
В день открытия зал для гостей был переполнен. Однако на открытие не пришел никто из представителей литературных организаций. Да и официальных поздравлений поэта с двадцатилетием работы тоже не было.
Ольга Берггольц в своих мемуарах писала: «Никогда не забуду, как в Доме печати на выставке Владимира Владимировича «Двадцать лет работы», которую почему-то почти бойкотировали «большие» писатели, мы, несколько человек-сменовцев, буквально сутками дежурили около стендов, физически страдая от того, с каким грустным и строгим лицом ходил по пустующим залам большой, высокий человек, заложив руки за спину, ходил взад и вперед, словно ожидая кого-то очень дорогого и все более убеждаясь, что этот дорогой человек не придет».
В начале апреля 1930 года из сверстанного журнала «Печать и революция» изъяли приветствие «великому пролетарскому поэту по случаю 20-летия работы и общественной деятельности». В литературных кругах пошли разговоры о том, что Маяковский «исписался».
14 апреля 1930 года Владимир Маяковский покончил с собой. Поэт Николай Асеев нашел очень точные слова на смерть Маяковского, которая глубоко потрясла его: «Пошлость, не оспаривая его у жизни, оспаривала у смерти. Но живая, взволнованная Москва, чуждая мелким литературным спорам, стала в очередь к его гробу, никем не организованная в эту очередь, стихийно, сама собой признав необычность этой жизни и этой смерти. И живая, взволнованная Москва заполняла улицы по пути к крематорию. И живая, взволнованная Москва не поверила его смерти. Не верит и до сих пор». Скорбь о гибели друга соединилась у него с осознанием потери величайшего поэта современности.
Смерть поэта до сих пор вызывает споры. Очень драматично и гротескно выглядели похороны пролетарского поэта.
С 15 по 17 апреля тело Маяковского в гробу было выставлено для прощания в московском клубе писателей. Оформителем гроба в футуристическом стиле выступил знаменитый скульптор-оформитель Антон Лавинский. За три дня клуб посетило около 150 тысяч человек.
17 апреля 1930 года гроб с телом Маяковского погрузили в кузов грузовика, обшитого железного листами. Никаких цветов, у гроба – единственный железный венок из молотов, маховиков и винтов с лаконичной надписью «Железному поэту – железный венок». За гробом шла огромная толпа людей, движение в центре было фактически парализовано.
Весь архив поэта отошел Осипу и Лиле Брик, с которыми Маяковский познакомился в 1915 году. Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, хотела создать мемориальную комнату, но постоянно натыкалась на бюрократические препоны. Поэта почти не издавали.
Тогда Брик написала письмо Сталину. В своей резолюции Сталин назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Резолюцию напечатали в «Правде», произведения Маяковского стали издавать огромными тиражами, а его именем называть улицы и площади Советского Союза.
Между тем железный, пролетарский поэт был очень искренен в любви. В его стихах о любви угадывается нежная ранимая душа, некоторые стали песнями. Своеобразным лейтмотивом о любви можно привести строки из поэмы «Люблю», посвященной Лиле Брик:
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих стокоперстый,
клянусь -
люблю
неизменно и верно!
- Источники:
- https://biographe.ru/znamenitosti/vladimir-mayakovskiy
- https://ren.tv/longread/1120576-stradat-volode-polezno-zhizn-liubimye-zhenshchiny-i-doch-maiakovskogo
- https://diletant.media/articles/25370055/
- https://www.culture.ru/poems/20088/vyvod-otryvok-iz-poemy-lyublyu
- https://dzen.ru/a/YHrWOerHID11ioRj
- https://trafaret-decor.ru/mayakovskiy-fon-dlya-prezentacii заглавное изображение
- https://m.lenta.ru/articles/2015/11/14/mayakovsky/