Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

«Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье…»

«Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье…»

В 2023 году исполняется 130 лет со дня рождения Владимира Владимировича Маяковского. Романтик, хулиган, революционер, футурист и главный бунтарь русской литературы — Владимир Маяковский отвечал всем этим эпитетам в полной мере. Он мог стать неплохим художником — имел несомненный талант, а стал выдающимся поэтом-трибуном, за которым не сразу можно разглядеть тонкого лирика, ранимого и сентиментального.

Литературное наследие Маяковского поистине бесценное. Его отличает ярко выраженный слог, написанный знаменитой «лесенкой», которая стала его «визитной карточкой».

Будущий поэт родился 19 июля 1893 года в Грузии – в селе Багдати, неподалеку от Кутаиси. Его отец, лесничий Владимир Константинович Маяковский, происходил из запорожских казаков. Мать, Александра Алексеевна, была кубанская казачка. В семье росли еще две дочери – Люда и Оля.

С четырех лет Володя любил, чтобы ему читали, особенно стихи. И мать читала ему Крылова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. А когда она не могла откликнуться на его просьбу, плакал. То, что ему нравилось, легко запоминал и потом выразительно декламировал наизусть.

Отец Владимир Маяковский умер в 1906 году в результате заражения крови. Он сшивал бумаги и случайно проколол иголкой палец. С того самого времени у его сына Владимира появилась фобия – он панически боялся иголок, булавок, заколок и других острых предметов, потому что боялся заразиться.

После смерти Владимира Константиновича семья оказалась в тяжелом положении. Маяковский вспоминал:

«После похорон отца – у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было».

В московской гимназии №5 юный поэт написал свое первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и опубликовал его в нелегальном школьном журнале. Вскоре мальчика исключили из-за неуплаты.

Володя вступил в Российскую социал-демократическую партию. В подполье у Маяковского была кличка «товарищ Константин». Под этим именем Маяковский распространял революционную прессу в молодежных кругах. За такую деятельность Маяковскому приходилось платить свободой. В одиночной камере №103 Бутырской тюрьмы Маяковский провел одиннадцать месяцев, и впоследствии очень боялся одиночества.

В заключении Маяковский прочитал множество книг. Он мечтал о новом искусстве, новой эстетике, которая будет в корне отличаться от классической. Маяковский решил учиться живописи – сменил нескольких преподавателей и в 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – единственное место, куда его приняли без свидетельства о благонадежности.

Здесь молодой художник познакомился с представителями футуризма: Давидом Бурлюком, а позже – с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых. Футуризм — авангардистское литературное течение начала 20 века, отрицавшее художественное и нравственное наследие прошлого, проповедовавшее стремление к новому искусству путем разрушения старых форм и условностей искусства. Маяковский начал писать стихи, от которых его новые товарищи были в восторге. Свой творческий дебют Маяковский описывал так: «Днем у меня вышло стихотворение. Вернее – куски. Плохие. Нигде не напечатаны. Ночь. Сретенский бульвар. Читаю строки Бурлюку. Прибавляю – это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: «Да это же вы сами написали! Да вы же гениальный поэт!» Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушел в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом».

Так Маяковский, любивший творческие эксперименты, настоящий бунтарь по характеру, в 1913 году вступил в ряды поэтов-футуристов. Владимир Владимирович оставил свою подпись под манифестом футуристов «Пощёчина общественному вкусу», в котором нашли отражения революционные идеи начинающих поэтов. В своем стихотворении «А вы могли бы?» он написал:

«Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?»

Футуристы выступали на собраниях — читали стихи и лекции о новой поэзии. За публичные выступления Владимира Маяковского и Давида Бурлюка отчислили из училища. В 1913–1914 годах прошло известное турне футуристов: творческая группа с выступлениями проехала с гастролями по российским городам. Успех был огромный, несмотря на эпатаж:

«Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я — бесценных слов мот и транжир...»

(«Нате!», 1913)

Первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырех стихотворений) вышел в 1913 году. Он был написан от руки, снабжен рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим способом в количестве трехсот экземпляров. По мнению Максима Горького, Владимир был единственным настоящим литератором среди его собратьев-футуристов.

В качестве первого раздела этот сборник вошел в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916). Также его стихи появлялись на страницах футуристских альманахов «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и печатались в периодических изданиях. Вот одно из стихотворений – «Ночь»:

«Багровый и белый отброшен и скомкан,

в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон

раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно

увидеть на зданиях синие тоги.

И раньше бегущим, как желтые раны,

огни обручали браслетами ноги.

Толпа — пестрошерстая быстрая кошка -

плыла, изгибаясь, дверями влекома;

каждый хотел протащить хоть немножко

громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,

в глаза им улыбку протиснул, пугая

ударами в жесть, хохотали арапы,

над лбом расцветивши крыло попугая».

В эти же годы поэт заинтересовался драматургией. Он написал трагедию «Владимир Маяковский», которая была поставлена в театре «Луна-парк». Режиссером и исполнителем образа главного героя этой постановки тоже был Маяковский. Произведение основывалось на бунте вещей и это доказывало тесную связь поэта с футуристами.

1914 год ознаменовался еще одним серьезным шагом в биографии поэта. Он захотел стать добровольцем, но власти решили не рисковать, помня о его политической неблагонадежности. В итоге на фронт он так и не попал, и вскоре выпустил произведение под названием «Вам», в котором оценивает царскую армию. Помимо этого, он стал автором гениальных стихотворений «Война объявлена» и «Облако в штанах».

«Вам, проживающим за оргией оргию,

имеющим ванную и теплый клозет!

Как вам не стыдно о представленных к Георгию

вычитывать из столбцов газет?

Знаете ли вы, бездарные, многие,

думающие нажраться лучше как,-

может быть, сейчас бомбой ноги

выдрало у Петрова поручика?..

Если он приведенный на убой,

вдруг увидел, израненный,

как вы измазанной в котлете губой

похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,

жизнь отдавать в угоду?!

Я лучше в баре … буду

подавать ананасную воду!»

Революционные потрясения 1917 года Маяковский, как и следовало ожидать, встретил восторженно: организовал группы «Комфут» (коммунистический футуризм) и ЛЕФ (Левый фронт искусств), сотрудничал с агитационными «Окнами РОСТА» (серия агитационных плакатов Российского телеграфного агентства в период Гражданской войны), написал поэмы «150 000 000» и «Владимир Ильич Ленин» и множество программных стихотворений.

«Принять или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция», – утверждал в 1918 году поэт. В стихотворении «Приказ по армии искусства» он пишет:

«Довольно грошовых истин.

Из сердца старое вытри.

Улицы – наши кисти.

Площади – наши палитры.

Книгой времени

тысячелистой

революции дни не воспеты.

На улицы, футуристы,

барабанщики и поэты!"

Вообще, представить Маяковского вне исторического контекста невозможно. Не просто Серебряный век, не только авангард и модерн, но и в первую очередь ломка старых устоев. Город, технический прогресс, заводы, индустриализация – все это есть в каждом агитационном стихотворении поэта.

Вместо образов и «поэтичностей» – лозунги и жаркий плакатный язык, вместо лирики и «высокого штиля» – рубленые слоги и знаменитая «лесенка» – прием, необходимый, чтобы точно передать на письме устные акценты. В своем знаменитом «Левом марше» он пишет:

«Глаз ли померкнет орлий?

В старое ль станем пялиться?

Крепи

у мира на горле

пролетариата пальцы!

Грудью вперед бравой!

Флагами небо оклеивай!

Кто там шагает правой?

Левой!

Левой!

Левой!»

Маяковский много работал для театра. Так, в ноябре 1918 года прошла премьера его пьесы «Мистерия-буфф». Ее поставил в Театре музыкальной драмы Всеволод Мейерхольд, а оформил в лучших традициях авангарда Казимир Малевич.

Мейерхольд вспоминал о работе с поэтом: «Маяковский был сведущ в очень тонких театральных, технологических вещах, которые знаем мы, режиссеры, которым обучаются обычно весьма длительно в разных школах, практически на театре и т.д. Маяковский всегда угадывал всякое верное и неверное сценическое решение именно как режиссер».

Лояльное отношение властей к «главному советскому поэту» постепенно сменилось прохладой. Особенно «не в чести» стал поэт после гибели Сергея Есенина. Смерть Сергея Есенина потрясла Маяковского. Он признавал великую силу творчества своего соперника и был обижен и разочарован из-за его смерти. Этой трагедии для всего русского народа Маяковский посвятил большое стихотворение «Сергею Есенину».

В 1930 году ему впервые не одобрили выезд за границу. На поэта стала яростно нападать официальная критика. Его упрекали за сатиру по отношению к явлениям, якобы побежденным, например, той же бюрократии и чиновничьим проволочкам.

Маяковский решил провести выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты.

В день открытия зал для гостей был переполнен. Однако на открытие не пришел никто из представителей литературных организаций. Да и официальных поздравлений поэта с двадцатилетием работы тоже не было.

Ольга Берггольц в своих мемуарах писала: «Никогда не забуду, как в Доме печати на выставке Владимира Владимировича «Двадцать лет работы», которую почему-то почти бойкотировали «большие» писатели, мы, несколько человек-сменовцев, буквально сутками дежурили около стендов, физически страдая от того, с каким грустным и строгим лицом ходил по пустующим залам большой, высокий человек, заложив руки за спину, ходил взад и вперед, словно ожидая кого-то очень дорогого и все более убеждаясь, что этот дорогой человек не придет».

В начале апреля 1930 года из сверстанного журнала «Печать и революция» изъяли приветствие «великому пролетарскому поэту по случаю 20-летия работы и общественной деятельности». В литературных кругах пошли разговоры о том, что Маяковский «исписался».

14 апреля 1930 года Владимир Маяковский покончил с собой. Поэт Николай Асеев нашел очень точные слова на смерть Маяковского, которая глубоко потрясла его: «Пошлость, не оспаривая его у жизни, оспаривала у смерти. Но живая, взволнованная Москва, чуждая мелким литературным спорам, стала в очередь к его гробу, никем не организованная в эту очередь, стихийно, сама собой признав необычность этой жизни и этой смерти. И живая, взволнованная Москва заполняла улицы по пути к крематорию. И живая, взволнованная Москва не поверила его смерти. Не верит и до сих пор». Скорбь о гибели друга соединилась у него с осознанием потери величайшего поэта современности.

Смерть поэта до сих пор вызывает споры. Очень драматично и гротескно выглядели похороны пролетарского поэта.

С 15 по 17 апреля тело Маяковского в гробу было выставлено для прощания в московском клубе писателей. Оформителем гроба в футуристическом стиле выступил знаменитый скульптор-оформитель Антон Лавинский. За три дня клуб посетило около 150 тысяч человек.

17 апреля 1930 года гроб с телом Маяковского погрузили в кузов грузовика, обшитого железного листами. Никаких цветов, у гроба – единственный железный венок из молотов, маховиков и винтов с лаконичной надписью «Железному поэту – железный венок». За гробом шла огромная толпа людей, движение в центре было фактически парализовано.

Весь архив поэта отошел Осипу и Лиле Брик, с которыми Маяковский познакомился в 1915 году. Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, хотела создать мемориальную комнату, но постоянно натыкалась на бюрократические препоны. Поэта почти не издавали.

Тогда Брик написала письмо Сталину. В своей резолюции Сталин назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Резолюцию напечатали в «Правде», произведения Маяковского стали издавать огромными тиражами, а его именем называть улицы и площади Советского Союза.

Между тем железный, пролетарский поэт был очень искренен в любви. В его стихах о любви угадывается нежная ранимая душа, некоторые стали песнями. Своеобразным лейтмотивом о любви можно привести строки из поэмы «Люблю», посвященной Лиле Брик:

Не смоют любовь
ни ссоры,

ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих стокоперстый,
клянусь -
люблю
неизменно и верно!

Нет комментариев. Ваш будет первым!