Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

«Я все равно в читателе воскресну…»

«Я все равно в читателе воскресну…»

Мы учимся на собственных ошибках.

И после повторяем их опять,

Когда душа уже в сплошных ушибах,

Мы начинаем что-то понимать.

А. Дементьев

В этом году исполняется 95 лет со дня рождения Андрея Дементьева – российского поэта, в прошлом — редактора легендарного журнала «Юность», ведущего на телевидении, автора передачи, которая много лет выходила на «Радио России».

Будущий поэт родился 16 июля 1928 года в Твери, в самом центре города, недалеко от реки Волги, которая впоследствии была им неоднократно воспета в многочисленных стихотворениях.

Его родители Дементьев Дмитрий Никитич (1901-1992) и мать Орлова Мария Григорьевна (1908-1998) назвали сына, родившегося в день святого Андрея Первозванного, его именем, что в ту атеистическую пору было не принято. Однако Андрей остался навсегда верен своим именинам. Крестили маленького Андрюшу в Скорбященской церкви, расположенной на одноимённой улице, где ранее были обвенчаны и его родители.

В настоящее время на этой улице, в нескольких шагах от церкви, находится «Дом поэзии Андрея Дементьева», основанный в 2013 году по инициативе Андрея Дмитриевича и благодаря его стараниям. Бывшая Скорбященская впоследствии стала улицей Володарского, а с 2018 года она носит имя выдающегося поэта, лауреата государственных премий, почетного гражданина города Твери и Тверской области, патриота родной земли.

Родители Андрея жили в любви и согласии, что не могло не сказаться на его мировосприятии. С ранних лет отец прививал сыну любовь к хорошей литературе. Превыше всего в людях он ценил доброту и уважение к чужому труду и старался воспитать сына в соответствии со своими принципами. «Всем лучшим в себе я обязан родителям. А потом уже книгам, школе, учителям и творческому азарту», — напишет позднее Андрей Дементьев.

В 1936 году Андрей пошел в школу. Учился хорошо. А тут война…Андрей Дементьев в одном из интервью вспоминал:

«Мне было лет 12, когда всё вдруг оборвалось, и я из детства шагнул в войну. Начались налёты, бомбёжки… Наш город весь горел — его сильно бомбили. В один из осенних дней всех нас посадили в грузовик, чтобы эвакуировать: в Калинин вот-вот должны были войти немцы. Фашисты страшные были люди — понятно же, что грузовики, выезжающие из города, набиты женщинами, стариками, детьми. Но они всё равно стреляли по беженцам. Потом мы сто с лишним километров шли пешком — до города Кашина. Я тащил рюкзак — худой, бледный, голодный, — чтобы хоть как-то помочь маме и бабушке… Вернулись мы, когда Калинин уже освободили…»

Военное детство. Простуженный класс.

Уроки негромкие, словно поминки.

И булочки с чаем, как праздник для нас

И довоенные в книгах картинки.

Никто не прогуливал школу в тот год.

За это директор души в нас не чаял.

Мы были прилежны от горьких невзгод

Да, может, от булочек с жиденьким чаем.

Весной мы ходили копать огород,

Картошку сажали на школьном участке,

Чтоб как-то от голода выжить в тот год.

Но стали налёты на город всё чаще.

Военное детство — потери и боль.

Уроки терпенья, уроки надежды.

Разрушенный бомбой забытый собор.

Примерка на вырост отцовской одежды.

И первая смерть… Брат погиб под Орлом.

И первые слёзы, и пропуск уроков.

Но горе осилил наш старенький дом,

Когда постучались ребята к нам робко.

И робко расселись — средь фото и слов…

Да только ничто не исправишь словами.

И выложил класс из бумажных кульков

Заветные булочки плачущей маме…

Когда пришла долгожданная Победа, поэт уже заканчивал школу, сдав экстерном девятый класс, чтобы начать работать, помогать семье. Он пытался поступить в Военно-медицинскую академию, а потом в Институт международных отношений. Но из-за репрессированного отца ему было отказано в поступлении. Тогда Андрей поступил в Калининский педагогический институт, а через три года перешел в Литературный институт, выдержав творческий конкурс.

В 1948 году в стенах вуза в местной газете было напечатано стихотворение «Студенту». За свое творение второкурсник был удостоен премии. На формирование его творчества повлияли: С. Маршак, А. Твардовский, К. Паустовский, Б. Полевой. С дипломом Литературного института Дементьев вернулся на родину. С 1953 по 1955 год работал в «Калининской правде», затем в областной газете «Смена» (1955 — 1958 гг.).

«Самые счастливые годы, которые выпали на мою долю, — это годы “Юности”», — напишет он в своей последней книге «И всё-таки жизнь прекрасна».

С 1972 года по 1981 год Андрей Дементьев был первым заместителем главного редактора, а с 1981-го по 1993 год — главным редактором популярного литературно-художественного издания «Юность», тираж которого при нём достигал 3,3 миллиона экземпляров. Благодаря Андрею Дементьеву журнал открыл немало талантливых писателей, печатал романы, повести, стихи современных мастеров литературы — Василия Аксенова, Аркадия Арканова, Беллы Ахмадулиной, Бориса Васильева, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Булата Окуджавы, Леонида Филатова и других.

В то время когда не то что писать – думать иначе, чем было предписано партией, было страшно, Андрей Дмитриевич брал на себя ответственность за публикации произведений, которые сразу же становились, выражаясь современным языком, бестселлерами. Этим отчасти можно объяснить невероятный успех «Юности». Не всегда разделяя точку зрения автора, главред всегда уважал чужое мнение и делал всё от него зависящее, чтобы талантливо написанное произведение нашло своего читателя. Безошибочно угадывал темы, вызывающие огромный общественный резонанс, проявив себя на этом поприще как прогрессивно мыслящий редактор, при котором политика журнала во многом опережала политику времени.

«Я по-другому не мог! Ну а как иначе? …Если я стал главным редактором журнала, …значит, я должен отстаивать позиции, свои принципы. …Это, конечно, всё непросто… Но это колоссальный опыт! …Жизнь, прожитая в эти годы, мне дала очень многое. Для того, чтобы у меня появлялись книги, в которых я говорю ту правду, которую хочу сказать. …Потому что я верил, что всё равно победит здравый смысл. Не случайно один классик сказал, что творить – это верить. Я верил», — вспоминал позднее Андрей Дмитриевич.

Именно здесь, в редакции «Юности», произошла самая судьбоносная встреча в жизни поэта Андрея Дементьева. Аня пришла работать в журнал сразу после окончания школы, и вряд ли кто-то из них мог тогда предположить, что через много лет она станет для Андрея Дмитриевича не просто супругой.

Ты пришла в редакцию девчонкой:
Светлая коса и синий взгляд…
Непохожая на «юниоров» в чём-то,
Жившая легко и наугад.

Я в тебя влюблялся постепенно.
Синий взгляд, улыбка, модный бант…
Позже дали о себе знать гены —
Мудрость и распахнутый талант…

Им выпадет пройти вместе путь длиною почти в тридцать лет, побывать во многих странах, встретиться с самыми интересными людьми современности, быть рядом во всех начинаниях, бороться и искать, найти и не сдаваться.

Сегодня Анна Давыдовна Пугач известный журналист и политический обозреватель. Но для своего супруга она всегда была прежде всего любимой женщиной и неизменной Музой. Книга «Я продолжаю влюбляться в тебя» с посвящением «Моей любимой жене Анне» вышла в 2015 году.

Вот и ещё один вспыхнул рассвет…

Комната нежится в солнечном глянце.

Сколько уже набежало нам лет,

Я продолжаю всё так же влюбляться.

Стихи Андрея Дмитриевича не оставляют равнодушным, добираются до самых потаенных струн души. А еще отличаются невероятной музыкальностью, поэтому десятки произведений из-под пера поэта превратились в популярные песни. Идеалами Андрея Дементьева, которые ярко выражались в его стихах, являются романтика, гуманизм и сострадание. При этом часто можно встретить в работах порывы патриотизма и абсолютное непринятие отрицательных черт современности поэта. Все стихотворения Андрея Дементьева довольно просты, написаны доступным языком, что помогает читателю понять истинные мотивы произведений поэта. Из-под его пера вышли строки, призывающие вспомнить первого учителя («Не смейте забывать учителей»), отпускать выросших детей («Не обижайтесь на детей»), достойно встречать старость («Быть стариком – не простая штука»). Андрей Дмитриевич пронзительно писал и о любви – километры строк посвящены нежным чувствам к женщине.

Литературные критики до сих пор отмечают, что стихи Дементьева на фоне строчек отдельных его современников кажутся куда более простыми, нежели авангардный стиль Вознесенского или плакатность Евтушенко. Но при этом у Андрея Дмитриевича была совершенно своя, неповторимая манера — тонкая, аккуратная афористичность. Его стихам присуща невероятная внутренняя нежность, а так точно ввернуть в поэтический текст метафору мог, пожалуй, только он один. Даже когда говорил о трагическом и неизбежном: «Все будет так же после нас, а нас не будет…» В этой откровенной простоте и вместе с тем кристальной точности — большое мастерство.

С 2003 по 2006 год поэт был ведущим программы «Народ хочет знать» на канале ТВ Центр, вёл авторскую программу «Виражи времени» на «Радио России»… С 2008 года Андрей Дементьев входил в Общественную палату Российской Федерации. Но, конечно же, главным делом его жизни была поэзия.

Общий тираж книг превысил 300 тысяч экземпляров. Наиболее известными стали сборники стихов «Я живу открыто», «Нет женщин нелюбимых», «Лирика», «Виражи времени», «Стихотворения». А за книгу лирики «Азарт» Дементьев получил Государственную премию СССР. В копилке литературных наград поэта также премия им. Александра Невского «России верные сыны» и Бунинская премия.

Андрей Дмитриевич написал автобиографическую книгу, назвав ее строкой из стихотворения «Никогда ни о чем не жалейте». Книга написана очень искренно. Это очень непросто – говорить искренне, называть все своими именами и при этом не судить, избегать искушения приукрасить и отомстить. В этой книге нет обличений — в ней штрихи и детали, образы и картины.

Дементьев пишет о тех, с кем ему довелось общаться, дружить и работать: Михаил Шолохов, Галина Вишневская, Мстислав Ростропович, Джина Лоллобриджида, Чингиз Айтматов, Зураб Церетели, Булат Окуджава, Мирей Матье, Андрей Вознесенский, Иосиф Кобзон, Евгений Евтушенко, Алла Пугачева.

А когда мы начнем уходить в никуда —
Вместе с нами уйдут и любовь и вражда.
И останется только великая грусть
Дружбы нашей с тобой,
Знавшей всех наизусть.

Он умер 26 июня 2018 года в 1-й Городской больнице в Москве от осложнений после простуды, не дожив какие то 20 дней до своего 90-летнего юбилея. Его похоронили на Кунцевском кладбище Москвы, рядом с сыном.

Одним из самых популярных стихотворений Андрея Дементьева остается «Никогда ни о чем не жалейте», опубликованное в 1977 году:

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…
Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.

Стихи поэта переведены на многие языки мира: английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский, венгерский, болгарский, румынский, хинди и другие.

Нет комментариев. Ваш будет первым!