На службе Отечеству: Геннадий Иванович Невельской
История российского мореплавания знает немало примеров мужества и верного служения своему Отечеству. В 2023 году исполняется 210 лет со дня рождения русского адмирала, исследователя Дальнего Востока, основателя города Николаевска — на — Амуре, который первым доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин — остров.
Особо важную роль Г. И. Невельской сыграл в изучении южных районов Дальнего Востока (Сахалин, низовья Амура и северные районы Приморья). При изучении архивных документов также выясняется, что многое в деятельности Г. И. Невельского было связано и с Петропавловском.
Всем известно, что Г. И. Невельской неоднократно плавал на транспорте «Байкал», в создании которого лично участвовал. Но до сих пор не было известно, что «рождение» этого знаменитого судна связано с одной трагедией, произошедшей в непосредственной близости от Петропавловска. В сентябре 1846 г. из Охотска в Петропавловск был отправлен транспорт «Гижига» с грузами для Камчатки. В Петропавловске его ждали с нетерпением, но транспорт так и не пришёл. Он попал в жестокий шторм и уже на подходе к порту разбился о подводные камни около мыса Ягодного. Только немногие из команды смогли вплавь добраться до берега.
Суда, базировавшиеся в Охотске, не были приспособлены для перевозки грузов на Камчатку. Необходимо было строить новый транспорт. Но где? В Охотске, где нет хороших судостроителей? Где плохая верфь? Нет, если выбирать, то Балтику, и оттуда полу-кругосветным путём отправить его вместе с грузами прямо на Камчатку. Так началось в Гельсингфорсе (Хельсинки) строительство «Байкала». С 20 ноября 1847 г. его командиром был назначен Г. И. Невельской.
Геннадий Иванович Невельской
Недавно в архивах удалось разыскать ряд документов, которые ясно показывают, сколько сил отдавал он во имя того, чтобы создать транспорт, вполне приспособленный для плавания в суровых условиях Тихого океана. Он лично вносил необходимые поправки в чертежи судна, следил за тем, чтобы оно строилось тщательно. Вместе с тем он уже тогда боролся за то, чтобы на Камчатку были бы отправлены добротные товары. Удалось найти одно из писем Невельского, в котором он описывает «баталию» с интендантами во всех подробностях.
Транспорт «Байкал»
Совершив полукругосветное плавание, Невельской доставил грузы в Петропавловск за восемь месяцев и двадцать три дня. По тем временам это был своеобразный рекорд: так быстро на Камчатку из Балтики ещё никто, кроме В. М. Головнина, не приходил. Грузы в Петропавловске были сняты на берег очень быстро. Принимал их сам «начальник Камчатки» Р. Г. Машин, который позднее отправил в Петербург рапорт: «Никогда ещё не доставлялось в Камчатку такого хорошего качества и прочности материалов и запасов, а равно и в такой полноте, без всякой порчи».
В архиве также удалось найти рапорт, который Г. И. Невельской отправил 27 мая 1849 г. из Петропавловска в Петербург на имя начальника Главного морского штаба А. С. Меншикова.
Вот впервые публикуемый его текст:«...13 мая с вверенным мне транспортом в Петропавловскую гавань прибыл благополучно, больных не имелось, и вследствие данных мне Вашею светлостью инструкций и предписаний, полученных мною здесь от военного генерал-губернатора Восточной Сибири, весь имеющийся у меня адмиралтейский груз сдал в ведение начальника Камчатки. К 2-му числу июня буду совершенно готов к следованию для исполнения возложенных на меня поручений».
На первый взгляд, этот рапорт ничем не отличается от обычных докладов моряков «по начальству». Но вчитайтесь в последнюю фразу. Она опровергает весьма распространённую легенду о том, что Г. И. Невельской отправился в историческое плавание 1849 г. к берегам Сахалина и устью Амура будто бы «самовольно, не имея на то разрешения высшего начальства». На самом деле он действовал в соответствии с секретными распоряжениями А. С. Меншикова и, главным образом, генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьёва, инструкция которого была впервые вручена Г. И. Невельскому именно в Петропавловске.
31 мая 1849 г. Г. И. Невельской последний раз осматривал Петропавловск, а уже 2 июня транспорт «Байкал» шёл от Авачинской губы на юг. С тех пор Невельскому уже никогда не пришлось вновь побывать в Петропавловске, но он продолжал поддерживать с ним связь. В Петропавловске чаще всего зимовал «Байкал», который не раз использовался Невельским в 1850—1851 и 1853 гг. Из Петропавловска приходили и другие суда, обслуживавшие Амурскую экспедицию.
Петропавловск. Первая половина XIX века.
Исследовательская деятельность Г. И. Невельского в Приамурье оказалась весьма полезной для Камчатки. Особенно тепло вспоминали имя Невельского на Камчатке в дни исторической обороны Петропавловска в 1854 г. И это вполне понятно: без его успешной деятельности в низовьях Амура не был бы возможен знаменитый «первый сплав» по реке, во время которого в Петропавловск были направлены весьма значительные подкрепления (около трёхсот человек) и дополнительное вооружение. Известный исследователь Тихого океана И. Е. Вениаминов даже утверждал, что уже в 1854 г. от Петропавловска остались бы «только головни и пепел», если бы туда своевременно не были бы доставлены подкрепления по Амуру. Конечно, точку зрения Вениаминова можно оспаривать. Но одно неоспоримо, что прибывшие с Амура солдаты сыграли весьма важную роль в обороне Петропавловска.
Вот как это было. Ещё зимой 1854—1855 гг. руководители героической обороны пришли к выводу, что враги России, пользуясь численным превосходством, сделают всё возможное для того, чтобы уничтожить русские корабли, участвовавшие в защите города. Поэтому решено было сделать всё возможное, чтобы спасти русскую эскадру. На основании исследований Г. И. Невельского было установлено, что наиболее безопасным районом на всём дальневосточном побережье является район устья Амура. Именно тут и решено было укрыть эскадру.
Транспорт Байкал в проливе Невельского. Худ. В. Шиляев, 2003.
Но враги держали под контролем северные подступы к Амурскому лиману. Именно здесь они легко могли перехватить русские корабли. Врагов необходимо было перехитрить. И тут-то и вспомнили о замечательном открытии Г. И. Невельского, когда талантливому русскому моряку удалось окончательно опровергнуть легенду о «полуострове» Сахалине, удалось впервые достоверно установить, что узкий пролив, отделяющий Сахалин от материка, судоходен. Так было решено провести все корабли из Петропавловска в устье Амура не с севера, а с юга через Татарский пролив.
Приамурье под русским флагом. Худ. Н. Вишневецкая
Между тем в Англии бурно переживали горечь поражения в Петропавловске. Среди английских торговцев началась настоящая паника: им всюду стали мерещиться русские суда. Английскому военно-морскому командованию было дано задание: во что бы то ни стало захватить или потопить «камчатскую эскадру». Уже ранней весной отдалённые морские подходы к Петропавловску были взяты под наблюдение английскими и французскими моряками. И напрасно. Русская эскадра сумела благополучно выйти из Авачинской губы и взять курс к берегам Южного Сахалина, к проливу Лаперуза, а затем в Татарский пролив к заливу Де-Кастри (теперь —Чихачёва). В Де-Кастри была начата подготовка судов к проходу через пролив Невельского. Здесь-то в октябре 1855 г. русские суда и были обнаружены англичанами, которые всю вторую половину лета 1855 г. крейсировали по дальневосточным водам в надежде обнаружить «камчатскую эскадру».
Англичане торжествовали, предвкушая её разгром. Они полагали, что русские попали в ловушку: ведь изданное в 1851 г. в Лондоне «новейшее» английское «Руководство по плаванию в Тихом океане» (часть I, с. 618), гласило, что «Сахалин соединён с континентом песчаным перешейком, через который, возможно, при сильном южном ветре, когда поднимается уровень воды, переливаются волны… Перешеек, возможно, образовался сравнительно недавно и всё ещё увеличивается благодаря намыву с реки Амур...»
Англичане блокировали с юга Татарский пролив и затем, подтянув резервы, ринулись к Де-Кастри с тем, чтобы там дать «решающее сражение». Но когда они подошли к заливу, русской эскадры уже не было. Суда эскадры успешно прошли через пролив, открытый Невельским.
Впоследствии английский офицер Уитингем, свидетель этого «чуда», писал: «...я всё ещё верил в правильность утверждения Лаперуза и Броутона, что не существует никакого судоходного пролива в Амурский лиман, тем более что не было ни малейших признаков течения или различий в цвете воды, которое обнаружили бы существования канала, идущего из Амура. Я полагал, что противник прошёл мимо нас в тумане...»
Английское командование немедленно распорядилось организовать «преследование» русских судов, которые будто бы проскочили к берегам Японии. Но те «исчезли». Центральный военный орган Англии — «Юнайтед сервис газет» — вынуждена была признать, что русские моряки, доблестные защитники Петропавловска, смогли вторично опозорить флаг самой «владычицы морей», и сетовала на то, что «все воды Тихого океана уже не смогут смыть это пятно позора». Но только позднее англичане узнали, что добиться этого крупного успеха русские смогли благодаря исследованиям Геннадия Ивановича Невельского.
Источники:
1. Полевой Б.П. Невельской и Камчатка //Камчатская правда. — 5 декабря 1963 г.- № 287
2. Подробный отчет Г. И. Невельского о его исторической экспедиции 1849 г. к о-ву Сахалин и устью Амура // http://az.lib.ru/n/newelxskoj_g_i/text_0040.shtml.
Источник изображений: https://sib-nasledie.ru/granica/tam_gde_podnyat_ru...