Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

На службе Отечеству: Геннадий Иванович Невельской

На службе Отечеству: Геннадий Иванович Невельской

История российского мореплавания знает немало примеров мужества и верного служения своему Отечеству. В 2023 году исполняется 210 лет со дня рождения русского адмирала, исследователя Дальнего Востока, основателя города Николаевска — на — Амуре, который первым доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин — остров.

Особо важную роль Г. И. Невельской сыграл в изучении южных районов Дальнего Востока (Сахалин, низовья Амура и северные районы Приморья). При изучении архивных документов также выяс­няется, что многое в деятельности Г. И. Невельского было связа­но и с Петропавловском.

Всем известно, что Г. И. Невельской неоднократно плавал на транспорте «Байкал», в создании которого лично участвовал. Но до сих пор не было известно, что «рождение» этого знаменито­го судна связано с одной трагедией, произошедшей в непосред­ственной близости от Петропавловска. В сентябре 1846 г. из Охотска в Петропавловск был отправлен транспорт «Гижига» с грузами для Камчатки. В Петропавловске его ждали с нетерпением, но транспорт так и не пришёл. Он попал в жестокий шторм и уже на подходе к порту разбился о подвод­ные камни около мыса Ягодного. Только немногие из команды смогли вплавь добраться до берега.

Суда, базировавшиеся в Охотске, не были приспособлены для перевозки грузов на Камчатку. Необходимо было строить новый транспорт. Но где? В Охотске, где нет хороших судостроителей? Где плохая верфь? Нет, если выбирать, то Балтику, и оттуда полу-кругосветным путём отправить его вместе с грузами прямо на Кам­чатку. Так началось в Гельсингфорсе (Хельсинки) строительство «Байкала». С 20 ноября 1847 г. его командиром был назначен Г. И. Невельской.

Геннадий Иванович Невельской

Недавно в архивах удалось разыскать ряд документов, которые ясно показывают, сколько сил отдавал он во имя того, чтобы создать транспорт, вполне приспособленный для плавания в суро­вых условиях Тихого океана. Он лично вносил необходимые по­правки в чертежи судна, следил за тем, чтобы оно строилось тща­тельно. Вместе с тем он уже тогда боролся за то, чтобы на Камчат­ку были бы отправлены добротные товары. Удалось найти одно из писем Невельского, в котором он описывает «баталию» с интен­дантами во всех подробностях.

Транспорт «Байкал»

Совершив полукругосветное плавание, Невельской доставил грузы в Петропавловск за восемь месяцев и двадцать три дня. По тем временам это был своеобразный рекорд: так быстро на Камчатку из Балтики ещё никто, кроме В. М. Головнина, не приходил. Грузы в Петропавловске были сняты на берег очень быстро. Принимал их сам «начальник Камчатки» Р. Г. Машин, который позднее отправил в Петербург рапорт: «Никогда ещё не доставлялось в Камчатку такого хорошего качества и прочности материалов и запасов, а равно и в такой полноте, без всякой порчи».

В архиве также удалось найти рапорт, который Г. И. Невельской отправил 27 мая 1849 г. из Петропавловска в Петербург на имя начальника Главного морского штаба А. С. Меншикова.

Вот впервые публикуемый его текст:«...13 мая с вверенным мне транспортом в Петропавловскую гавань прибыл благополучно, больных не имелось, и вследствие данных мне Вашею светлостью инструкций и предписаний, полу­ченных мною здесь от военного генерал-губернатора Восточной Си­бири, весь имеющийся у меня адмиралтейский груз сдал в ведение начальника Камчатки. К 2-му числу июня буду совершенно готов к следованию для исполнения возложенных на меня поручений».

На первый взгляд, этот рапорт ничем не отличается от обычных докладов моряков «по начальству». Но вчитайтесь в последнюю фразу. Она опровергает весьма распространённую легенду о том, что Г. И. Невельской отправился в историческое плавание 1849 г. к берегам Сахалина и устью Амура будто бы «самовольно, не имея на то разрешения высшего начальства». На самом деле он действо­вал в соответствии с секретными распоряжениями А. С. Меншикова и, главным образом, генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьёва, инструкция которого была впервые вручена Г. И. Невельскому именно в Петропавловске.

31 мая 1849 г. Г. И. Невельской последний раз осматривал Петропавловск, а уже 2 июня транспорт «Байкал» шёл от Авачинской губы на юг. С тех пор Невельскому уже никогда не пришлось вновь побывать в Петропавловске, но он продолжал поддерживать с ним связь. В Петропавловске чаще всего зимовал «Байкал», ко­торый не раз использовался Невельским в 1850—1851 и 1853 гг. Из Петропавловска приходили и другие суда, обслуживавшие Амур­скую экспедицию.

Петропавловск. Первая половина XIX века.

Исследовательская деятельность Г. И. Невельского в При­амурье оказалась весьма полезной для Камчатки. Особенно теп­ло вспоминали имя Невельского на Камчатке в дни истори­ческой обороны Петропавловска в 1854 г. И это вполне понятно: без его успешной деятельности в низовьях Амура не был бы возможен знаменитый «первый сплав» по реке, во время которого в Петропавловск были направлены весьма значительные подкреп­ления (около трёхсот человек) и дополнительное вооружение. Известный исследователь Тихого океана И. Е. Вениаминов даже утверждал, что уже в 1854 г. от Петропавловска остались бы «только головни и пепел», если бы туда своевременно не были бы доставлены подкрепления по Амуру. Конечно, точку зрения Вениаминова можно оспаривать. Но одно неоспоримо, что при­бывшие с Амура солдаты сыграли весьма важную роль в обороне Петропавловска.

Вот как это было. Ещё зимой 1854—1855 гг. руководители героической обороны пришли к выводу, что враги России, пользу­ясь численным превосходством, сделают всё возможное для того, чтобы уничтожить русские корабли, участвовавшие в защите горо­да. Поэтому решено было сделать всё возможное, чтобы спасти русскую эскадру. На основании исследований Г. И. Невельского было установ­лено, что наиболее безопасным районом на всём дальневосточном побережье является район устья Амура. Именно тут и решено было укрыть эскадру.

 Транспорт Байкал в проливе Невельского. Худ. В. Шиляев, 2003. 

Но враги держали под контролем северные подступы к Амур­скому лиману. Именно здесь они легко могли перехватить русские корабли. Врагов необходимо было перехитрить. И тут-то и вспом­нили о замечательном открытии Г. И. Невельского, когда талант­ливому русскому моряку удалось окончательно опровергнуть легенду о «полуострове» Сахалине, удалось впервые достоверно установить, что узкий пролив, отделяющий Сахалин от материка, судоходен. Так было решено провести все корабли из Петропав­ловска в устье Амура не с севера, а с юга через Татарский пролив.

Приамурье под русским флагом. Худ. Н. Вишневецкая

Между тем в Англии бурно переживали горечь поражения в Петро­павловске. Среди английских торговцев началась настоящая па­ника: им всюду стали мерещиться русские суда. Английскому военно-морскому командованию было дано задание: во что бы то ни стало захватить или потопить «камчатскую эскадру». Уже ран­ней весной отдалённые морские подходы к Петропавловску были взяты под наблюдение английскими и французскими моряками. И напрасно. Русская эскадра сумела благополучно выйти из Авачинской губы и взять курс к берегам Южного Сахалина, к проли­ву Лаперуза, а затем в Татарский пролив к заливу Де-Кастри (теперь —Чихачёва). В Де-Кастри была начата подготовка судов к проходу через пролив Невельского. Здесь-то в октябре 1855 г. русские суда и были обнаружены англичанами, которые всю вто­рую половину лета 1855 г. крейсировали по дальневосточным водам в надежде обнаружить «камчатскую эскадру».

Англичане торжествовали, предвкушая её разгром. Они полагали, что русские попали в ловушку: ведь изданное в 1851 г. в Лондоне «новейшее» английское «Руководство по плаванию в Тихом океа­не» (часть I, с. 618), гласило, что «Сахалин соединён с континен­том песчаным перешейком, через который, возможно, при сильном южном ветре, когда поднимается уровень воды, переливаются вол­ны… Перешеек, возможно, образовался сравнительно недавно и всё ещё увеличивается благодаря намыву с реки Амур...»

Англичане блокировали с юга Татарский пролив и затем, под­тянув резервы, ринулись к Де-Кастри с тем, чтобы там дать «реша­ющее сражение». Но когда они подошли к заливу, русской эскад­ры уже не было. Суда эскадры успешно прошли через пролив, открытый Невельским.

Впоследствии английский офицер Уитингем, свидетель этого «чуда», писал: «...я всё ещё верил в правильность утверждения Лаперуза и Броутона, что не существует никакого судоходного пролива в Амурский лиман, тем более что не было ни малейших признаков течения или различий в цвете воды, которое обнаружи­ли бы существования канала, идущего из Амура. Я полагал, что противник прошёл мимо нас в тумане...»

Английское командование немедленно распорядилось органи­зовать «преследование» русских судов, которые будто бы проско­чили к берегам Японии. Но те «исчезли». Центральный военный орган Англии — «Юнайтед сервис га­зет» — вынуждена была признать, что русские моряки, доблестные защитники Петропавловска, смогли вторично опозорить флаг самой «владычицы морей», и сетовала на то, что «все воды Тихого океана уже не смогут смыть это пятно позора». Но только позднее англи­чане узнали, что добиться этого крупного успеха русские смогли благодаря исследованиям Геннадия  Ивановича Невельского.

Источники:

1. Полевой Б.П. Невельской и Камчатка //Камчатская правда. — 5 декабря 1963 г.- № 287

2. Подробный отчет Г. И. Невельского о его исторической экспедиции 1849 г. к о-ву Сахалин и устью Амура // http://az.lib.ru/n/newelxskoj_g_i/text_0040.shtml.

Источник изображений: https://sib-nasledie.ru/granica/tam_gde_podnyat_ru...

1479
Нет комментариев. Ваш будет первым!