Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

"И блеск, и шум, и говор бала..."

"И блеск, и шум, и говор бала..."

Сегодня бал, в огнях весь дом.

Подъехали кареты.

Шампанское укрыто льдом,

И слуги приодеты.

Вплывают дамы, всех слепят

Бриллианты и сапфиры,

Надеты модные шарфы

На оголенных спинах.

А. Одоевский

Совсем скоро наступит Новый год. В ожидании этого снежного праздника так хочется чудес, волшебных сказок, удивительных историй. И сегодня наш рассказ будет посвящен истории организации балов в России в ХVIII – ХIХ веков. 

В России до конца ХVII века ничего похожего на балы не существовало. В 1718 году указом Петра I были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами. Ими славился не только Петербург, их любили и в Москве, и в провинциальных городах.

И. Айдаров «Первый танец»

Бал – совершенно особое событие в жизни человека ХVIII– ХIХ веков. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих».

Балы разделялись по сословным, профессиональным, возрастным категориям, приурочивались к особым торжествам, и бывали придворными, общественными, частными, купеческими, свадебными, детскими. Популярны в свое время были балы дворянского собрания, художников, а также балы, проводимые иностранными посольствами. Приглашения рассылались не менее чем за десять дней до мероприятия, главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье.

Для балов была разработана специальная мода. Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. Для девиц рекомендовались наряды светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасонов платьев и ношении драгоценностей. Для каждой дамы были необходимы перчатки – белоснежные из тончайшей материи с тиснением, оборочками и драгоценными пуговками. Они должны были плотно обтягивать руку. Обычно к каждому балу покупались новые перчатки. Дамы приходили с миниатюрными бальными книжками, обложки которых выполнялись из золота, перламутра, украшались драгоценными камнями. Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения. Пластины веерного каркаса чаще всего делали из слоновой кости, перламутра, черепахи, дерева, золота, серебра, экран веера – из бумаги, шелка, кружева, атласа, бархата, лайки. Его всегда украшали росписью, драгоценными камнями. На оборотной стороне экрана веера дамы нередко писали стихи, ноты, афоризмы, которые исполняли роль любовных посланий.

Мужские костюмы прошлого не уступали дамским не только по богатству, но и по изысканности вкуса. Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый или чёрный галстук. Фраки были разных цветов, лишь к концу 1830-х годов утвердилась мода на чёрный цвет. Во времена правления Николая I на придворные балы гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности.

Военные являлись в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, и все в бальных башмаках, лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные – замшевые. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасные.

Иллюстрация к роману Л. Толстого «Война и мир». Салон Анны Павловны Шерер

Умение танцевать считалось ценным достоинством и могло принести успех не только на паркете, но и на поприще служебной карьеры.

Бал во дворце открывал церемониймейстер. В его руках был жезл – длинная трость черного дерева с шаром слоновой кости наверху, двуглавым орлом и бантом Андреевской ленты. Оркестр начинал играть полонез…

Аккорд, ещё аккорд. Фанфары!

И до сих пор есть интерес:

Как выступают гордо пары!

Бал открывает ПОЛОНЕЗ!

Е. Корниенко «Старинные бальные танцы».

Полонез – танец истинно рыцарский, в котором каждый жест кавалера подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Его основу составляет ритмический, мягкий и не изменяющийся шаг. Исполнять полонез было нетрудно: изящный и легкий шаг сопровождается неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта. Его можно было назвать торжественным шествием. В нем принимали участие все гости, приглашенные на бал. В ХIХ веке полонез стал еще более четче и лаконичнее, чем в ХVIII веке. Движения танца не отличались особой сложностью, и, казалось, полонез весьма прост в исполнении. Но это было обманчивое впечатление. Ни один танец не имел столь глубокого смысла и не требовал от кавалеров и дам такой утонченности манер и строгой осанки, как полонез. При Николае I он приобрел новое содержание, став не только императорским, но и имперским танцем, во время которого все подчинялись единому порыву, составляли единое целое. Наиболее популярен в ХIХ веке был полонез М. Огинского «Прощание с Родиной».

Д.Н. Кардовский «Бал в Петербургском Дворянском собрании 23 февраля 1913 года»

Балы давались круглый год, но сезон начинался поздней осенью и продолжался весь зимний период, за исключением постов. Часто в один вечер приходилось бывать на 2 – 3 балах, что требовало от танцоров немало сил. К тому же многие заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было делать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.

Вторым танцем на балах был вальс, о котором А. С. Пушкин писал:

«…Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой…»

Вальс… Всегда юный и блистательный. Танец австрийского происхождения был известен ещё в ХVI веке как народный. Первоначально его исполняли очень медленно. То, что во время танца кавалер брал даму за талию, было очень необычным для человека ХVIII века, ведь в большинстве танцев этой эпохи партнёры соприкасались лишь кончиками пальцев. Из-за этого поначалу многие сочли вальс безнравственным. Зато после Отечественной войны 1812 года вальс стал одним из любимейших танцев, а после 1830-го года он обрёл второе дыхание. В Вене появился «король вальса» Иоганн Штраус, музыка которого облагородила и усовершенствовала хореографию танца. Он стал исполняться более красиво и грациозно, а темп ускорился.

К середине ХIХ века европейские путешественники признавали, что русские – настоящие мастера вальса и танцуют его с такой быстротой и ловкостью, почти воздушностью, каких не выдержат ни англичанин, ни француз, ни немец. Вальс был любимцем русских балов в пушкинские времена. Он создавал для нежных объяснений особенно удобную обстановку: близость танцующих способствовала интимности, а соприкосновение рук позволяло передавать записки. Вальс танцевали долго, его можно было прерывать, присаживаться и потом снова включаться в очередной тур.

В. Первунинский «Бал»

«…Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума;

Верней нет места для признаний

И для вручения письма…».

А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

Следующий бальный танец – менуэт. Это медленный танец, который известен в Европе с ХVI века, в России – со времён Петра I. Название получил от французского слова menu («маленький») из-за небольших шагов, характерных для данного танца. Это был один из торжественных и изящных танцев. Он исполнялся одной или несколькими парами, построенными в колонну. Скользящие шаги перемежались поклонами и реверансами, что позволяло показать красоту и изысканность манер. Мода на менуэт продолжалась до середины ХIХ века, а потом он превратился из бального в сценический танец.

Мазурка исполнялась в середине бала. Ее родина – Польша. В России этот танец вошёл в моду после 1818 года и вскоре сделался одним из любимейших. Дама в мазурке идёт плавно, грациозно, изящно, скользит по паркету. Партнёр проявляет активность, делает прыжки антраша, во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. Естественно, что танцевать мазурку было не просто: она требовала гордой осанки, особенных приёмов и длительных тренировок.

Михай Зичи «Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха

Насир-ад-Дина в мае 1873 года».

«…Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале всё дрожало,

Паркет трещал под каблуком…»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Полька – бальный танец чешского происхождения. Вошел в моду в 1830 году и сразу же произвел настоящую сенсацию. Во всех нотных магазинах нарасхват шли ноты новых полек, художникам заказывали рисунки с изображением танцующих пар. Наконец, были придуманы фасон платья, прическа, пирожное, парфюмерия – всё под названием «полька». Такой популярности способствовал характер этого танца, живого и веселого, несложного в исполнении. Участвовало в нем любое количество пар, которые вприпрыжку, кружась, двигались то в бок, то по кругу.

А. Лямин «Бал»

Кадриль (контрданс) – народный и бальный парный танец французского происхождения. В восемнадцатом веке ее танцевали так: каждая пара становилась лицом друг к другу, то сходились, то кружились на месте, то менялись местами. Фигуры были очень сложны – чтобы заучить их, приходилось мелом рисовать на паркете схему движений. В ХIХ веке движения танца настолько упростились, что были вполне доступны человеку, даже не умеющему танцевать.

Завершающим танцем на балу был котильон. Это весёлый танец-игра. Танцевали его на мотив вальса, польки, мазурки. Возглавляла котильон пара, кавалером которой был распорядитель бала. Именно от него зависели вид и порядок фигур, а также общая весёлость и оживлённость танца. Для исполнения некоторых фигур использовались предметы, находящиеся под руками: платки, веера, стулья, бокалы с шампанским. Особенно котильоны с аксессуарами полюбились публике в конце девятнадцатого века.

Вот КОТИЛЬОН, пикантность, шутки,

Здесь флирт, веселый разговор.

И позволялось нижней юбки

Всем показать шитья узор.

Е. Корниенко «Старинные бальные танцы».

Длился танец не менее двух часов, поэтому всегда был последним на балу.

В. Гауз «Императорский бал»

Бегут года, идут столетия, меняются названия городов, стран, меняется мода на этикет и танцы. Сейчас не устраивают такие балы с мазурками и менуэтами, дамы не носят пышные платья, и мужчины не так уж часто надевают фрак. Но память о той чарующей и прекрасной эпохе хранит восхитительная музыка Штрауса, Чайковского, Свиридова.

В начале XXI века бальные вечера начали возрождаться в России. Современные балы по-прежнему сохраняют статус грандиозных светских мероприятий, куда съезжаются представители дворянских родов, деятели культуры и политики.

Человек, попавший на бал один раз, уже никогда не сможет организовывать свой досуг по-другому. Ведь что такое бал? Это история и культура без пошлости, это торжественность и пышность без вычурности, это эстетика и наглядный пример того, как должен отдыхать интеллигентный и воспитанный человек. Если вы считаете себя таковым — добро пожаловать на бал!

Источники:

Современный словарь-справочник по искусству. – М.: Олимп: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 816 с.

Колесникова А. Бал в России ХVIII – начала ХIХ века. – СПб.: Азбука-классика, 2005.

Бушелева Б. В. Этика и этикет общения. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1993. – 167 с.

Соловьев Э. Я. Этикет. – М.: ИВФ Антал, 1994. – 96 с.

Нескучный этикет. Журнал «Детская энциклопедия». – М.: ООО «Детская энциклопедия», 2018, № 7.

Пушкин А. С. Евгений Онегин: роман в стихах, критика. – М.: Эксмо, 2014. – 384 с., ил.

https://fb.ru/article/285743/chto-takoe-bal-bal---eto

https://etikket.ru/prazdnichnyj-etiket/balnyj-etiket.html

https://detstih.ru/blog/stihi-pro-raznye-tancy

Источники изображений:

https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43348073843/Is...

https://gallerix.ru/album/Hermitage-5/pic/glrx-520227050

http://www.aidarovart.ru/en/ganre/genre-_18/

https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-alexei-de-lyamine-romanticheskij-parizh.html

https://www.liveinternet.ru/community/1726655/post...

https://vsezdorovo.com/veer-belye-perchatki-i-sapogi-so-shporami-osobennosti-balnogo-etiketa-19-stoletiya-6071/ — заглавное изображение: художник В. Горанов «Венский вальс»

Название статьи: А. С. Пушкин «Медный всадник»

1192
Нет комментариев. Ваш будет первым!