Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

По следам "Преступления и наказания"

По следам "Преступления и наказания"

Русская литература многим обязана Санкт – Петербургу. Сложно назвать хотя бы одного русского писателя, который не жил в Петербурге и не писал о необычайной геометрии его пространства, его воздействии на человека. Образ Петербурга был неоднократно представлен в произведениях русской литературы. У каждого писателя он свой, единственный и неповторимый, как, например, у Александра Сергеевича Пушкина :

«Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Сказка, холод и гранит…»

Какой же он, Петербург Достоевского? У писателя в Петербурге есть любимые места, любимое время, любимый сезон. Больше всего он не любил лето, потому что летом всегда пыль, духота. Хорошее время – весна, пробуждение природы, а «самое интересное во всех отношениях время – осень, особенно если она не очень дождливая. Осенью закипает новая жизнь на весь год, приезжают новые люди, являются новые литературные произведения …» Устами своих героев писатель передаёт и своё личное отношение к нему: «… сугубое несчастье обитать в Петербурге», «…это город полусумасшедших» … Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге …». 

Героям Достоевского был ближе больной и холодный вид Петербурга. Родион Раскольников, например, любил, «как поют под шарманку, в холодный, тёмный и сырой вечер, непременно сырой, когда у всех прохожих бледно – зелёные, больные лица; или ещё лучше, когда снег мокрый падает совсем прямо без ветру … а сквозь него фонари с газом блистают …» Слякоть, грязь, туман, морось – обычные состояния петербургской природы – придают городу соответствующее настроение. Достоевский «разгадывает» его, пытается понять, всматриваясь в город, как в случайного прохожего. Его город живёт человеческой жизнью: просыпается, хмурится, улыбается, злится, мёрзнет, болеет … «Было сырое туманное утро. Петербург встал злой и сердитый, как раздражённая светская дева, пожелтевшая со злости на вчерашний бал». 

Несмотря на тяжёлые переживания, связанные с этим городом, Достоевский всё – таки любил Петербург, потому что это город его юности и становления как писателя, город его головокружительных успехов. Для него этот город – живое существо. Поэтому так пытливо вглядывается автор в улицы, переулки, дома. Поражает контраст города: пышное убранство и социальные противоречия. Самый фантастический на свете город порождает самого фантастического персонажа (Родиона Раскольникова) и историю его преступления и наказания. Петербург не просто место действия романа, но и один из его героев, а также соучастник преступления. 

«Преступление и наказание» называют самым топографически точным романом Достоевского. Петербург – это единственный город в России, который строился по плану, это город прямых перспектив и чётких архитектурных очертаний. Петербург, изображённый в произведениях Достоевского – совсем не тот парадный Петербург, город дворцов и садов, который видим мы, приезжая сюда. Герои романа «Преступление и наказание» живут около набережной канала Грибоедова, который тогда назывался Кривушей или Канавой. Извилистая Кривуша, переулки с множеством тупиков – это способ изображения характеров героев и их сложных судеб. 

Многие герои произведений Достоевского жили недалеко от Сенной площади. Здесь жил сам писатель. Здесь поселил и героев своего знаменитого романа, нарисовав почти документально точную картину жизни бедняков. Сенная площадь – центр торговли Петербурга. Долгое время она была местом публичных наказаний. на Сенной площади по указанию господ били плетьми провинившихся крепостных. На том месте, где сейчас находится станция метро «Сенная площадь», стояла церковь. В народе её называли когда – то «Спасом на Сенной». Эта церковь была одним из самых богатых храмов Петербурга. Её посещали как купцы, делавшие большие пожертвования, так и бедняки, которых в этой части города жило великое множество. С давних пор на площади располагалось здание бывшего караульного дома – гауптвахты, построенное по проекту архитектора Беретти ещё в 1820 году. 

Сенная площадь 

В романе «Преступление и наказание» неоднократно упоминается Юсуповский сад. Отправляясь к дому старухи – процентщицы и проходя мимо сада, Раскольников думал об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы хорошо они освежали воздух на всех площадях. Мысли о благоустройстве города волновали тогда многих петербуржцев и самого автора романа. В Юсуповский сад любит заходить друг Раскольникова – Разумихин. 

Юсуповский сад 

Во время своих скитаний по городу Раскольников заходит на Забалканский (ныне Московский) проспект, туда, где между Сенной площадью и Фонтанкой стоят дома печально знаменитой «Вяземской» лавры, в которой находили приют все преступники Петербурга. В одном из домов Вяземского проспекта находился трактир под названием «Хрустальный дворец». Здесь состоялась встреча Раскольникова со Свидригайловым, здесь же произошла его ссора с Разумихиным. В «Хрустальный дворец» Раскольников заходит, чтобы посмотреть газеты. Он с трепетом отыскивает в них сообщение об убийстве старухи – процентщицы. Недалеко от «Хрустального дворца» находилась и та распивочная, где Раскольников услышал грустную повесть Мармеладова о его судьбе. 

Трактир «Хрустальный дворец»

В романе «Преступление и наказание» Достоевский называет адреса почти всех действующих лиц. Переулок, в котором живёт Раскольников, называется Столярным, а мост, по которому он идёт, до сих пор называется Кокушкиным. Исследователи творчества Достоевского считают, что Дом Раскольникова похож всё – таки на здание на углу бывшей Средней Мещанской и Столярного переулка. Теперь это дом № 19 по Гражданской улице. Обратите внимание на доску, которая установлена на углу этого дома. На ней написано: «Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества». Авторы этих слов – академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв и писатель Даниил Гранин. 

Дом Родиона Раскольникова 

Родион Раскольников живёт в комнатушке, похожей на «каюту», «шкаф» или даже «гроб». «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту комнату, помещалась одною лестницей ниже … Каждый раз при выходе на улицу ему непременно надо было проходить мимо кухни, почти всегда настежь открытой на лестницу. Он бросился к двери, прислушался и стал сходить свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, как кошка». Во дворе дома Раскольникова можно и сейчас найти лестницу, тринадцать ступеней которой ведут на последний этаж. 

Комната Родиона Раскольникова 

Если мы встанем на перекрёстке у «дома Раскольникова» или у дома Олонкина, где жил писатель, и посмотрим по сторонам, то увидим, что улицы здесь очень необычные. Они узкие, короткие, и куда бы вы ни посмотрели, вы увидите серые стены, тупики. Тех, кто застраивал эту часть города, видимо, не волновали вопросы удобства или красоты. Здесь был занят каждый клочок земли, чтобы каждый купленный участок мог приносить хозяину максимальный доход. Всех героев романа «Преступление и наказание», живущих здесь, окружают тупики, тёмные углы, непроницаемые гладкие серые стены, напоминая о тупиках и безнадёжности всего их существования. 

В этом доме Ф. М. Достоевский написал роман «Преступление и наказание»

Три раза Раскольников ходил к дому старухи – процентщицы: «Идти ему было немного. Он даже знал, сколько шагов от ворот его дома, ровно семьсот тридцать». Дом старухи был «преогромнейший», одной стеной он выходил на «канаву», другой на Подъяческую улицу. «Дом стоял весь в мелких квартирах и заселён был всякими промышленниками — портными, кухарками, мелкими чиновниками и прочими». Дом старухи – процентщицы сохранился. Это угловой дом № 104 на набережной канала Грибоедова. Здесь бродил Родион Раскольников, не зная, куда ему девать вещи, взятые у убитой старухи. Это дом известен тем, что за четверть века до написания романа «Преступление и наказание» в нём жил Александр Сергеевич Грибоедов и здесь были написаны первые сцены его великой комедии «Горе от ума». 

Дом старухи — процентщицы 

В двух шагах от дома Раскольникова живёт Соня Мармеладова. Мы читаем в романе, что Соня, выйдя от Раскольникова, дважды поворачивает «направо» и выходит на «Канаву». Она идёт по Столярному переулку к Сенной площади, на Екатерининский канал, в сторону Вознесенского моста. Этот дом сохранился. Он находится на набережной канала Грибоедова № 73, другая сторона его выходит на Казначейскую улицу. Жилище Сони так же мрачно и убого, как и жилище Раскольникова. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что – то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на Канаву, перерезывала комнату как – то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда – то вглубь, другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели … Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои чернели по всем углам. Должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая». Уродливость и нищета комнаты подчёркивают трагическое уродство жизни Сони Мармеладовой. 

Дом Сони Мармеладовой 

Достоевский рассказывает и о том, где живёт Свидригайлов. «Я ведь от вас очень недалеко стою», — сообщает Свидригайлов Раскольникову. Писатель поселил Свидригайлова в одном доме с Соней Мармеладовой. Зная, что Соня — его соседка, Свидригайлов подслушал из своей квартиры её разговор с Раскольниковым.

Вблизи дома Раскольникова находилась и полицейская контора, где следователь Порфирий Петрович допрашивал Раскольникова. «Контора была от него с четверть версты. Она только что переехала на новую квартиру, в новый дом, в четвёртый этаж». Раскольников прошёл прямо на… ский мост, стал на середине у перил. В контору надо идти прямо и при втором повороте взять влево: она была тут в двух шагах … Войдя под ворота, он увидел направо лестницу … «Войду, стану на колена, он увидел направо лестницу и всё расскажу …» — подумал он, входя в четвёртый этаж. На плане Петербурга, составленном в 1849 году, съезжий дом в районе Сенной площади – «полицейская контора» — отмечен на углу Садовой и Большой Подьяческой улиц. В адресной книге Петербурга за 1862 год этот дом значится по Большой Подьяческой улице под номером 26. Здание сохранилось до настоящего времени и под тем же номером.

Точно и подробно обрисован в романе последний путь Свидригайлова с Васильевского острова на Петербургскую сторону, по Большому проспекту почти до конца его и потом обратно до Съезжинской. Свидригайлов «ровнехонько в полночь, переходил через — …ков мост по направлению на Петербургскую сторону. Он шагал по бесконечному – ому проспекту уже очень долго …» Свидригайлов ходил прощаться со своей невестой, которая жила на Васильевском острове «за Третьей линией» на Малом проспекте. Эту гнилую петербургскую ночь Свидригайлов проводит в гостинице «Андрианополь» на Петербургской стороне. Наутро он отправился в путь. «Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошёл по скользкой, грязной деревянной мостовой к Малой Неве… Вот уже закончилась деревянная мостовая … Высокая каланча мелькнула слева». Дом с каланчой, указанный в романе, — это полицейский дом Петербургской стороны – «съезжая». Отсюда и пошло название улицы, примыкающей к Большому проспекту, сохранившееся и сейчас — Съезжинская. В книге «Описание улиц Сант-Петербурга и фамилии домовладельцев к 1863 году» этот дом на Съезжинской значится под № 2. В перестроенном виде он и сейчас существует под этим номером.

В романе «Преступление и наказание» Достоевскому удалось создать поразительно точный эффект достоверности своего повествования, смешивая художественный вымысел с документально точными деталями (погода, облик домов и улиц, жизнь города и т.п.). С помощью этого приёма оно звучало с особой злободневностью для современников, как будто всё, что происходит в романе, было совсем недавно, а может, и сейчас происходит вокруг.

Источники:

1. Белов,  С.  В.  Роман  Ф.  М.  Достоевского  «Преступление  и  наказание».  Комментарий  :  книга  для  учителя.  –  2–е  изд.,  доп.  /  С.  В.  Белов  ;  [худож.  Н.  А.  Игнатьев].  – Москва  :  Просвещение,  1984.  –  239,  [1]  с.  :  ил.

2. Достоевский,  Федор.  Преступление  и  наказание  :  [роман]  /  Федор  Достоевский.  –  Санкт — Петербург  :  АЗБУКА,  2016.  –  606,  [2]  с.

3. Кирпотин,  В.  Я.  Разочарование  и  крушение  Родиона  Раскольникова.  Книга  о  романе  Достоевского  «Преступление  и  наказание»  /  В.  Я.  Кирпотин.  –  4–е  изд.  –  Москва  :  Художественная  литература,  1986.  –  412,  [4]  с.

4. Саруханян,  Евгения.  Достоевский  в  Петербурге  /  Евгения  Саруханян  ;  [худож.  А.  С.  Ковалев].  –  Москва : Лениздат,  1972.  –  276,  [4]  с.  :  ил.

5. Ф.  М.  Достоевский  Преступление  и  наказание .  Анализ текста.  Основное  содержание.  Сочинения  /  [авторы  – составители  К.  К.  Страхов,  Л.  Д.  Страхова].  –  2–е  изд.  – Москва  :  ДРОФА,  2000.  –  156,  [4]  с.

Источники  изображений  :

https://www.culture.ru/materials/253229/po-sledam-prestupleniya-i-nakazaniya

Нет комментариев. Ваш будет первым!