Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Великое шеститочие Луи Брайля

Великое шеститочие Луи Брайля

Революционное изобретение удобной методики чтения и записи француза Брайля существенно улучшило качество жизни слабовидящим и слепым людям во всем мире, позволило повысить уровень образования, а стало быть и получить дополнительные жизненные возможности тем, кто лишен такого привычного для большинства дара — зрения.

Почтовая марка СССР

Дом, в котором родился Луи Брайль, в маленькой деревеньке Кувре, что расположена в 40 километрах к востоку от Парижа, с 1956 года по настоящее время играет роль музея. Он находится на окраине, на улице, переименованной в его честь. Здание внесено в список исторических памятников Франции, благодаря чему и сохранил свой первоначальный облик. Музей открыт для посещения и бережно сохраняется усилиями всемирной организации слепых совместно с муниципалитетом Кувре.

4 января 1809 в небольшом каменном доме, построенном в конце 18 века, в семье Симона-Рене Брайля и Моник Барон, родился поздний четвертый ребенок. Когда он появился на свет никто не мог даже предположить, насколько быстро на жизненном пути мальчика возникнут сложные испытания. Симон-Рене — знаменитый на всю округу шорник, изготовлявший на заказ все виды конской упряжи. Рабочее место отца было завалено тюками с кожей, на стене позади него висели ровными рядами разнообразные инструменты. Природное детское любопытство и желание помочь родителям влекло маленького Луи в мастерскую. Острые инструменты для резки кожи детям в руки было брать запрещено.

Однажды в жаркий летний день, когда Луи только исполнилось три года, воспользовавшись занятостью отца в передней части дома, мальчик не смог удержаться от соблазна. Он проник в мастерскую и увидел рядом с лежащими кожаными обрезками длинный острый инструмент для создания отверстий — шило. Вот уже практически дотянувшись до шила Луи попытался его взять, как инструмент выскользнул из маленьких рук, скатился по гладкой коже и шило попало острием ему в глаза. Врач, пришедший на помощь смог только покачать головой. Глаз был тяжело травмирован и воспален. Воспаление и инфекция быстро распространились и на второй глаз. В наши дни докторам удалось бы спасти по крайней мере неповрежденный глаз, но тогда антибиотиков ещё не существовало.

К пяти годам мальчик окончательно и бесповоротно ослеп. Симон-Рене вырезал для сына длинную палку с заостренным концом для прогулок. Она стала большим подспорьем для мальчика, так как позволяла «предвидеть» и исследовать препятствия, чтобы обходить их.

Когда Луи исполнилось шесть лет, в деревне появился новый священник, который и изменил жизнь мальчика коренным образом. Отец Якоб учил его истории, знакомил с наукой, познакомил с музыкой и песнями. Он открыл его сердце для христианской веры. Когда Луи было семь лет, родители отправили его к молодому деревенскому учителю. Луи был прилежным и внимательным учеником, несмотря на темноту, которая его окружала он жадно впитывал все, что говорил учитель.

Для обучения грамоте отец придумал приспособление, состоящее из деревянной доски, со вбитыми в форме латинских букв гвоздями. Так он освоил основы грамоты и задумался о возможности применения выпуклой поверхности в ходе обучения незрячих, что и стало основой будущего изобретения шрифта. Отец Яков к десяти годам Луи подыскал для мальчика место в королевской школе для слепых детей, основанной в 1784 году Гийе (ныне национальный институт для слепой молодежи) в Париже. Это было первое образовательное учреждение для незрячих в мире. Родители не хотели отпускать сына, но священник убедили их, что с каждым годом разрыв между Луи и другими детьми будет расти, а парень жаждет знаний.

В школе преподавались все возможные предметы: арифметика, грамматика, география, история, музыка, а Луи был замечательным учеником и преуспевал по всем дисциплинам. Дети много гуляли, держась за веревку, посещают Ботанический сад. Во главе со зрячим учителем около двенадцати детей слушали пение птиц, вдыхали аромат и упивались рассказом о цветах и деревьях. Иногда они ходили в музей естественных наук, где им было позволено прикоснуться до некоторых экспонатов. Особенно нравились Луи классы музыки. Преподаватели консерватории учили его бесплатно. Освоив не только фортепьяно, но и орган, изобретатель стал ещё и прекрасным музыкантом.

В 16 лет он получил оплачиваемую должность органиста в маленькой церкви возле учебного учреждения в Париже. В школе Луи, обученный чтению, обнаружил, что вся библиотека состояла из 14 тяжелых и неудобных книг. Это зародило в душе мальчика надежду на то, что наступят такие времена, когда книги для незрячих можно будет издавать в больших объемах. Послеобеденные часы мальчик проводил в мастерских, где вязал шапки и варежки, тачал обувь, плел кнуты для лошадей и быков. В конце первого года обучения Луи получил награду за свое мастерство, основы которого он приобрел, благодаря отцу.

В 19 лет ему предложили должность учителя. Слепые студенты учатся читать и писать на латыни, используя методику Гийе. Метод, основанный на вырезанных на доске латинских символах был малоэффективным. Символы трудно распознавались на ощупь и воспроизведение их происходило чрезвычайно медленно. Луи Брайль начал экспериментировать с кругами, квадратами и треугольниками, вырезанными на коже, в попытке разработать специальный алфавит для слепых.

Вместе с одноклассниками он параллельно знакомится с методом передачи и получения информации, применяемым военными. Метод, изобретенный офицером Шарлем Барбье был основан на матрице, размером 6 на 6 символов, представляющей собой узоры из точек, для бесшумной передачи информации «вслепую». Шрифт Барбье позволял передавать текст, разбитый на звуки. Каждому звуку соответствовал узор, состоящий из одиннадцати выпуклых точек, определенным образом выколотых на матрице. Там не было цифр и символов. Этот тип шифрования подходил для коротких сообщений. Воодушевившись идеей использования точек, вместо резьбы и царапанья, Луи предложил упростить матрицу до размера 6 на 2 символа. Ещё одним неудобным нюансом казался фонетический упор метода, не учитывающий орфографию, не распространяющийся на передачу музыкальных символов и математических знаков.

Приложив незаурядное рвение при поиске удобной системы, он непрерывно трудился, пока не приблизился к заветной цели. Наконец, в начале октября 1825 года, 16-летний Луи представил директору учреждения первую версию своего алфавита и шрифта. К 1829 году появилось первое описание метода передачи информации для незрячих Луи Брайля, который предполагал возможность не только записи текстов, но и музыки, математических символов, подходил для описания схем вязания узоров и многого другого.

Одноклассники Брайля освоили эту систему очень быстро и были в восторге. Это было так просто, что сложно проверить. Метод позволял ребятам писать и читать друг другу письма, самим создавать книги. Успех системы сделал юношу наставником для детей. Его большая заслуга заключалась и в открытии незрячим пути к музыкальному достоянию. На основе своего шрифта он в 1828 году разработал систему, позволяющую впервые в истории, записать музыкальные произведения незрячими и для незрячих. Новый директор школы просил его начать работу в качестве преподавателя с зарплатой в 15 франков. В 1833 году Луи принял это предложение.

На свои немногочисленные доходы он покупал только самое необходимое, а на сэкономленные деньги приобретал книги и письменные принадлежности для учеников заведения, которому отдал всю свою жизнь. Он платил студентам и за копирование книг, чтобы впоследствии передать их нуждающимся. Луи Брайль умер в возрасте 43 лет 6 января 1852 года от туберкулеза. После его смерти друзья нашли небольшую коробку, на крышке которой было написано: «сжечь, не открывая». Любопытство взяло верх, товарищи заглянули внутрь, обнаружив сотни долговых расписок от учеников, которых он выручил деньгами. Из уважения к памяти изобретателя его последняя воля была выполнена. Он был похоронен в родной деревушке, а спустя сотню лет, его захоронение перенесли в Пантеон в Париже, где покоятся национальные герои Франции. Франция и весь остальной мир ценит вклад Луи Брайля в культурную жизнь людей, благодаря воплощенному механизму сенсорного чтения.

Луи Брайль сумел распорядиться наказанием судьбы, как даром, подарив миру свой алфавит.

Книги со шрифтом Брайля есть в фонде информационо-библиотечного центра «Доступный город». Желающие могут их взять для прочтения на дом.

Источники:
https://mirfrance.ru/shrift-brajlya/

https://tiflocentre.ru/stati/vse-o-braille.php

https://ru.wikipedia.org/wiki/ заглавное изображение

https://oren.aif.ru/society/people/lui_brayl_geniy_podarivshiy_slepym_lyudyam_mir

https://yandex.ru/images/search?from

Нет комментариев. Ваш будет первым!