Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Моцарт нашего кино - Микаэл Таривердиев

Моцарт нашего кино - Микаэл Таривердиев

Эстет, романтик, гениальный композитор Микаэл Таривердиев был очень влюбчив. все его произведения – о любви и о красоте жизни. большинство фильмов, для которых написаны его сочинения, не имели бы такого успеха, не звучи в них музыка Микаэла Леоновича. Его музыкальные темы и песни звучат в картинах «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён», «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или с легким паром!», «Адам женится на Еве» и сотне других.

Микаэл Леонович Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тбилиси (тогда ещё Тифлисе). Его родители, армяне по национальности, оба занимали высокие должности. Единственный обласканный ребёнок в семье, он получил хорошее музыкальное образование. В шесть лет его отдали Микаэла в музыкальную школу при Тбилисской государственной консерватории имени Вано Сараджишвили к профессору Шалве Мшвелидзе. Довольно скоро маленькому музыканту надоело играть гаммы и традиционные сочинения для детей типа «Похороны куклы», сложные пьесы он играть ещё не мог, тогда он стал сочинять собственные. Его поразил процесс записи музыки. Оказалось, что записанная на первом этапе мелодия звучит беднее, чем в голове, но переписанная так, как себе представлял, звучит намного интереснее, чем воображал. К десяти годам он уже написал несколько фортепьянных пьес, гимн для школы и симфонию.

Детство

Кроме музыки, одним из существенных увлечений композитора в детстве было чтение. Поскольку мама ко всему относилась серьёзно, домработнице Марусе было поручено следить за тем, чтобы Микаэл ежедневно упражнялся за инструментом. Ему удавалось всех обманывать – пока Маруся была на кухне, он ставил на пюпитр книгу и, не глядя на пальцы, импровизировал на пианино. Читал он много, поэтому неплохо овладел техникой игры.

Но прежде, чем музыка целиком овладела его жизнью, Таривердиев занимался боксом, фехтованием, лошадьми, мотоциклом и плаванием.

Во время репрессий отца арестовали. Матери Таривердиева пришлось уволиться с солидной должности заведующей Главного статистического управления и какое-то время прятаться по знакомым. Она устроилась на работу в школу. Денег не хватало, поэтому Микаэл подрабатывал частными уроками музыки.

Войну композитор запомнил прежде всего тем, что многие уходили на фронт, а потом в их семьи приходили похоронки – то из одной, то из другой квартиры раздавался плач. Бомбёжек в Тбилиси почти не было, но по вечерам все обязательно зашторивали, улицы пустели – был комендантский час.

Во время войны в столицу Грузии приехало много эвакуированных артистов из Москвы и Ленинграда. Это очень сильно повлияло на культурный облик Тбилиси. Первой оперой, на которую попал Таривердиев, была «Травиата» Д. Верди. Сентиментальность её сюжета и красота музыкального ряда, взволновавшие его тогда, наложили впоследствии отпечаток на всё творчество.

После школы Микаэл Таривердиев поступил в Ереванскую консерваторию (в Москву его мать не пустила). Он проучился там всего полтора года, на что были причины. Вышло так, что в консерватории его недолюбливали – считали армянином второго сорта, потому что он особенно не владел армянским языком и неармянскую музыку писал. Впечатлительный юноша почувствовал себя крайне одиноко и вернулся домой. Но в скором времени он отправился в Москву поступать в музыкально-педагогический институт имени Гнесиных.

Юность

Конкурс в Гнесинский институт в 1953 году был огромный – двадцать восемь человек на четыре места. Каждому поступающему отводился класс для занятий. Таривердиев виртуозно барабанил по клавишам в предложенном классе, чем привлёк внимание ректора института дирижёра Юрия Муромцева, который трижды заглянул в этот класс. Всякий раз, не представляя с кем разговаривает, Таривердиев требовал закрыть дверь и не мешать. Этот анекдотичный эпизод никак не сказался на его поступлении, в экзаменационной комиссии все единодушно поставили «пятёрку с плюсом». Он был единственный из поступающих, кто получил такую высокую оценку. Арам Ильич Хачатурян, ставший впоследствии наперсником Таривердиева, сразу после экзамена догнал юного композитора на своей шикарной «Победе» и сказал, что тот въехал в институт на белом коне.

Таривердиев стал любимчиком Хачатуряна. В общежитии института был всего один инструмент на восемь человек, поэтому мастер позволил талантливому студенту заниматься на его рояле.

Первый концерт музыки Таривердиева проходил в Концертном зале имени П.И. Чайковского Московской филармонии. Вокальный цикл на стихи Беллы Ахмадулиной исполняла оперная звезда Зара Долуханова. Автор романсов очень волновался, был счастлив, но на сцену на поклоны выходить отказался. Через неделю тот же состав музыкантов исполнил талантливую композицию дипломника в Большом зале консерватории.

По окончании Гнесинки в 1957 году Таривердиева приняли в Союз композиторов, причём приветствовал его Дмитрий Шостакович.

Жизнь в Москве для студента из Тбилиси оказалась дорогой, во время учёбы Таривердиеву приходилось искать подработку. На четвёртом курсе он познакомился со студентами ВГИКа, которые помогли ему получить первый заказ на музыку к кинофильму. Так в его биографии появилась новая станица, принесшая ему известность и хорошие гонорары.

За работой

За свою первую композицию для кино Таривердиев денег не взял. Это была курсовая работа студентов ВГИКа Эльдара Шенгелая, Михаила Калика и Эдуарда Абалова «Спасите утопающего». Сочинение Таривердиева исполнили студенты оркестра Гнесинки.

В настоящем профессиональном кино Таривердиев дебютировал в 1958 году. Его музыка прозвучала в киноповести «Юность наших отцов» только что окончивших ВГИК режиссёров Михаила Калика и Бориса Рыцарева. Композитор постарался показать всё, на что способен, поэтому в фильме звучит и симфонический оркестр, и хор, и соло. Для создания музыки он отправился на съёмки, которые проходили под Москвой и в Сочи. Композиция писалась параллельно со съёмками в гостиничном номере. Приезжая на съёмочную площадку, композитор подсказывал темп движения кинокамеры, чтобы он совпадал с тактом музыки.

Следующей заметной работой композитора для кино была музыка к фильму «Человек идёт за солнцем» Михаила Калика, вышедшего в 1961 году. Начиная с этого фильма, Таривердиев стал иногда сам исполнять свои песни, благодаря чему его оригинальные мелодии стали узнаваемыми на слух.

Заметную роль музыка Таривердиева сыграла в дипломной работе «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» режиссёра Элема Климова, оканчивавшего ВГИК в 1964 году. Она писалась в соавторстве с таким же молодым композитором и пианистом Игорем Якушенко.

В 1968 году Таривердиев написал музыку к будущему многосерийному фильму Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Он тогда работал над саундтреком к фильму «Судьба резидента», но прочитав сценарий Юлиана Семёнова, очень заинтересовался идеей. Вместе с поэтом Робертом Рождественским они создали цикл из 12 песен – по песне на каждую серию фильма, которые должны были звучать перед началом и в конце каждой из серий. Но режиссёр оставила только «Мгновения» и «Песню о далёкой родине», полагая, что не нужно такое обилие песен. Долго искали исполнителя. Пробовали записывать Ободзинского, Мулермана, Никитского, Барашкова, уже было утвердили Муслима Магомаева, но неожиданное приглашение звезды в Италию, сорвало план кинематографистов. В конце концов утвердили Иосифа Кобзона, который по просьбе Лиозновой постарался спеть изменённым голосом, чтобы зрители его не узнали. Исполнитель с композитором в течение месяца записали не только две главные композиции, но и другие песни цикла.

Эпизод встречи Штирлица с женой Таривердиев вначале озвучил симфонической музыкой, но просмотрев его в монтажной, решил переписать тему в фортепианном исполнении. Когда он дал прослушать музыку Лиозновой, она заплакала.

После выхода «Семнадцати мгновений весны» на телевизионные экраны популярность композитора достигла своего пика. Юрий Андропов лично выдал ему автомобильный пропуск, по которому он мог парковаться где угодно. Таривердиев не преминул этим воспользоваться и залихватски остановил свой автомобиль на Красной площади.

Творчеством Таривердиева Эльдар Рязанов заинтересовался задолго до съёмок легендарной «Иронии судьбы». Песня «На Тихорецкую состав отправится…» звучала в первом спектакле Ролана Быкова на сцене театра МГУ. Рязанов на этапе раздумий над музыкой к своему фильму решил обязательно взять эту песню, а остальные заказать у разных композиторов. Однако, когда он услышал другие песни Таривердиева, написанные по его просьбе, передумал и всю музыкальную палитру комедии доверил ему.

История дорожного происшествия, случившаяся с героем другого культового фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», была подсказана самой жизнью. Такая история случилась с Микаэлом Таривердиевым. Одно время он был страстно влюблён в актрису Людмилу Максакову. 27 мая 1967 года они ехали в его автомобиле по Ленинградскому шоссе и насмерть сбили человека. Было темно. За рулём сидела Максакова, но Таривердиев, не задумываясь, взял вину на себя. Его осудили на два года, но пока велось следствие, эти два года прошли, и после вынесения приговора его выпустили из зала суда. Максакова его бросила, не дождавшись решения судей. Говорят, из-за параллели со своей историей Таривердиев не любил Рязановский фильм.

В общей сложности композитор написал музыку к 132 фильмам. Среди них были такие привечаемые зрителями фильмы, как: «До свидания, мальчики» (1964 год), «Любить…» (1968 год), «Король-олень» (1969 год), «Ольга Сергеевна» (1975 год), «Адам женится на Еве» (1980 год), «Ученик лекаря» (1983 год), «Летние люди (Дачники)» (1995 год), «Исаев» (2009 год).

В последние годы жизни Таривердиев создавал в основном инструментальные произведения. В 1994 году во время отдыха в Ялте он записал своё последнее фортепианное сочинение.

Изящный и элегантный, с безупречным поведением по отношению к противоположному полу, Микаэл Таривердиев пользовался большим успехом у женщин. В них он искал «тихой гавани», но часто ошибался. Композитор был женат несколько раз, но не один брак не длился долго.

После нескольких неудачных попыток В 1983 году Микаэл Леонович познакомился с журналисткой Верой Гориславовной Колосовой, которая была на двадцать лет моложе его. Музыковед по специальности, она пришла к знаменитому композитору по заданию газеты «Советская культура» с просьбой написать статью о Родионе Щедрине, с которым Таривердиев крепко дружил. Он стал за ней галантно ухаживать, и она не устояла, несмотря на то, что была замужем и растила сына. Чтобы скрыть их роман от её мужа, Таривердиев даже специально завел роман с ещё одной женщиной. Вера стала единственным человеком, к которому он привязался надолго. Со временем он усыновил её Василия. Карен, сын от первого брака, с которым композитор не переставал поддерживать отношения, в свою очередь нашёл общий язык со своей новой мачехой. Он вспоминал, что Вера Гориславовна, даже спустя тринадцать лет совместной жизни продолжала уважительно обращаться к его отцу на «вы».

С женой Верой

Микаэл Леонович умер внезапно во время кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи. Это произошло 25 июля 1996 года, за три недели до его 65-летия.

Он похоронен на Армянском кладбище Москвы. В 1998 году «Кинотавр» учредил премию имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильмам.

Микаэл Леонович Таривердиев – советский и российский композитор, автор музыки к 132 фильмам, инструментальных концертов, опер, балетов и вокальной музыки.За вокальные и инструментальные сочинения Таривердиев получил 18 международных премий.

Источники:

https://tariverdiev.ru/: фото, заглавное изображение

https://www.culture.ru/persons/9529/mikael-tariverdiev

https://biographe.ru/znamenitosti/mikaehl-tariverdiev

https://dzen.ru/media/filosofiaotdyha/mikael-tariverdiev-mocart-nashego-kino-5ebec0daa8d94878912e7de0

Нет комментариев. Ваш будет первым!