Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Как рождается строка

Как рождается строка

21 марта люди всего мира празднуют День поэзии. Этот день стал праздником для всех поэтов и любителей поэзии, потому что «поэзия может стать ответом на самые острые и глубокие вопросы современного человека, но для этого необходимо привлечь к ней более широкое общественное внимание». У поэтов и любителей поэзии есть общий праздник, и это прекрасно! 

«Поэзия – чудесная страна,

Где правит рифма целым миром.

Ей власть особая дана

Нас покорять звучаньем лиры!

Она открыта тем, кто слышит

Души движенье, мысли ход,

Кто рифмами живёт и дышит,

В ком жажда творчества живёт».

Поэзия делает нашу жизнь богаче, придавая обычным словам особую магию. Писать стихи – это всё равно, что уметь летать как птица. Поэтическим даром обладает не каждый, но понимать поэзию можно научиться. У всех бывают минуты, когда хочется отстраниться от проблем и погрузиться в мир поэзии. Открыв томик стихов любимого поэта, мы начинаем мыслить и чувствовать по – иному.

«Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или же закат.

Душа – слепая соучастница

Не написал – случилось так».

«Стихи не пишутся – случаются», «Я пишу, как дышу». Поэтическое творчество – это труд, упорный, тяжёлый, не всегда успешный. Марина Цветаева всегда так говорила о своём творчестве: «Я всегда разбивалась вдребезги. Все мои стихи – те самые, серебряные сердечные дребезги». В стихах поэт отдаёт читателям душу, свои силы, своё сердце. Поэты – это необычные люди. Многие из них обладали разными талантами. Например, русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов писал картины, играл на скрипке, на рояле, превосходно пел, играл в шахматы и легко решал математические задачи. Английский поэт Джордж Байрон был хорошим боксёром. Есть даже такое выражение: «Талантливый человек талантлив во всём». Что же нужно поэту, чтобы написать стихотворение? Да это может быть что угодно – листопад за окном, красивая мелодия. У каждого поэта есть даже время года, когда легко пишутся стихи. Например, Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень. Он считал, что осень – это лучшее время для творчества. 

Часто, когда говорят о поэтическом творчестве, вспоминают музу, которая помогает поэту. Музы – это персонажи древнегреческой мифологии, дочери громовержца Зевса и Мнемозины, богини памяти и покровительницы духовной деятельности людей. Муз всего девять, каждая из них была покровительницей разных видов искусств. Они живут в Греции, на горах Геликон и Парнас. Покровительницами поэзии были четыре музы: Эвтерпа – муза лирической поэзии, Эрато – муза любовной поэзии, Полигимния – муза торжественных гимнов, муза героической эпической поэзии – Каллиопа.

Что значит выражение «оседлать Пегаса»? Кто такой этот Пегас и какое отношение он имеет к поэзии? Пегас – это крылатый конь. Один из героев мифов Древней Греции, Персей отрубил голову Медузе Горгоне, из тела которой и родился Пегас. Однажды он пробегал по склону горы Геликон, ударил копытом, и из этого места заструилась вода, возник источник, из которого поэты черпали вдохновение. 

Лирика – это один из основных жанров поэзии, который появился в Древней Греции, где поэтические произведения исполнялись под звуки лиры. В лирике поэты раскрывают душу перед читателями.

В давние времена в дворянских семьях была красивая традиция, когда гость, приходящий в дом, должен был написать стихи в альбом хозяйки, лежавший в гостиной на самом видном месте. Появился этот обычай в средневековой Франции, а потом распространился по всей Европе, а потом и у нас в России. Так появилась салонная поэзия. Альбомы были почти в каждом доме. Они были и у гимназисток, и у дам высшего света.

Александр Сергеевич Пушкин иронизировал по поводу таких стихов в романе «Евгений Онегин». В четвёртой главе романа «Евгений Онегин» поэт Владимир Ленский пришёл на званый вечер в дом Лариных и писал стихи в альбоме Ольги Лариной:

«Конечно, вы не раз видали

Уездной барышни альбом,

Что все подружки измарали

С конца, с начала и кругом.

Сюда, назло правописанью,

Стихи без меры, по преданью

В знак дружбы вечной внесены …

Тут непременно вы найдёте

Два сердца, факел и цветки;

Тут верно клятвы вы прочтёте

В любви до гробовой доски.

Но вы, разрозненные томы

Из библиотеки чертей

Великолепные альбомы,

Мученье модных рифмачей.

Вы, украшенные проворно

Толстого кистью чудотворной

Иль Баратынского пером,

Пускай сожжёт вас Божий гром!

Когда блистательная дама

Мне свой in – quarto подаёт,

И дрожь, и злость меня берёт,

И шевелится эпиграмма

Во глубине моей души,

А мадригалы им пиши!».

Поэт посмеивался над этими альбомами, но сам не раз писал стихи в альбомы знакомых дам, и многие из его стихов стали украшением не только альбомов, но и всей русской поэзии. 

Например, вот этот поэтический шедевр получила от Пушкина графиня Елена Завадовская:

«Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг,

Красавиц наших бледный круг

В её сиянье исчезает».

Одним из прекрасных примеров салонной поэзии стало знаменитое стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, посвящённое Анне Петровне Керн «Я помню чудное мгновенье». Поэт написал его, встретив Анну Керн на одном из званых вечеров в Петербурге. Он был влюблён, но не заинтересовал красавицу Анну Керн и очень переживал охватившее его чувство. Он посылал ей восторженные письма на французском языке. Через шесть лет они встретились, Пушкин вручил ей экземпляр романа «Евгений Онегин». В книгу он вложил листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье». 

На этом история не закончилась, у неё было красивое продолжение. Прошло много лет. Композитор Михаил Глинка встретил на балу дочь Анны Петровны Керн и написал романс на стихи Александра Сергеевича Пушкина «Я помню чудное мгновенье». 

Посетители салонов часто упражнялись в написании эпиграмм. Эпиграмма – сатирический жанр поэзии. Многие из нас знают эпиграммы, которые сочиняли на своих недругов Александр Сергеевич Пушкин, Владимир Владимирович Маяковский, Самуил Яковлевич Маршак и многие другие. Вот, например, одна из эпиграмм Пушкина, адресованная генерал – губернатору Михаилу Воронцову:

«Полумилорд, полукупец,

Полумудрец, полуневежда,

Полуподлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец».

Мало кто знает, что в античные времена эпиграммой называли не сатирические стихи, а славословие богам, начертанное на камнях храмов, на постаментах статуй, в крайнем случае, на амфорах. Потом эпиграммой стали называть лирическое послание (пожелание, восхваление), которое поэт обращал к какому – нибудь известному лицу. Эпиграммы были очень распространены в давние времена, но их адресаты не обижались на авторов. Не то, что в нынешние времена, когда эпиграмма бьёт не в бровь, а в глаз и больно жалит того, на кого направлена. Вот такая метаморфоза произошла с этим поэтическим жанром!

Существует много поэтических жанров и форм, с помощью которых поэт может выразить свои чувства. Существуют как рифмованные стихи, так и белые стихи, в которых есть ритм, но нет рифмы. Античные поэты часто создавали такие произведения. Русская классическая поэзия не очень любит стихи без рифмы, хотя иногда они встречаются. Например, в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»:

«Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет – и выше.

Для меня

Так это ясно, как простая гамма.

Родился я с любовию к искусству…»

В поэзии существуют строгие формы стиха, в которых не принято отступать от правил. Вот, например, сонет. В нём четырнадцать строк. Первая часть состоит из двух четверостиший, а вторая – из двух трёхстиший. Непревзойдённым мастером написания сонетов был Уильям Шекспир. Правда, он внёс в написание сонетов свои изменения. Он сочинял сонеты, состоящие из трёх четверостиший и заключительного двустишия. 

Со временем появилась ещё более изысканная форма стихосложения – венок сонетов, который состоит из пятнадцати стихотворений. Если сложить их первые строки, получится ещё один сонет. 

Рубаи – это четверостишия, которые сочиняли арабские и персидские поэты, где рифма и вовсе могла быть одна или из четырёх строчек – три зарифмованы одинаково. Такие стихотворения писал знаменитый персидский поэт Омар Хайям. У себя на родине он был знаменит как выдающийся учёный, астроном, математик, философ и как сочинитель мудрых четверостиший. Персидские четверостишия – рубаи – были предназначены для устного распространения. 

Стихи Омара Хайяма были очень популярны и похожи на русские частушки. Вот, к примеру, одно из стихотворений Омара Хайяма:

«Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,

Её цени, в ней черпай наслажденье.

Как проведёшь её – так и пройдёт,

Не забывай: она – твоё творенье».

В японской поэзии существовала такая форма как танка (к военной технике она не имеет отношения). В танке не было ни рифм, ни явно ощутимого метра, зато был ровно тридцать один слог – и ни больше и ни меньше! Вот, например, одна такая танка, написанная в Xвеке, а переведённая на русский язык в начале XX веке:

«С тех пор как утром

Расстались мы при свете

Луны холодной,

Что может быть грустнее

Туманной мглы рассвета!"

Точно 31 слог – пересчитайте, если не верите!

Что такое акростих? Это стихи, в которых первые буквы составляют слово или фразу. Акростих придумал поэт Эпихарм, который жил в V веке до нашей эры в Древней Греции. Зачем он это сделал? Тогда не принято было подписывать свои произведения, а автору хотелось, чтобы о нём узнали. Акростих был не просто изощрённой формой творчества. Иногда его использовали как шифр: не каждый сыщик догадается прочесть первые буквы стихотворных строк и узнать, что сообщают друг другу заговорщики. 

Вот такой акростих написал Николай Гумилёв и посвятил его Анне Ахматовой:

«Ангел лёг у края небосклона,

Наклонившись, удивлялся безднам:

Новый мир был синим и беззвёздным,

Ад молчал, не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биенье,

Хрупких рук испуг и содроганье,

Миру снов досталось в обладанье

Ангела святое отраженье.

Тесно в мире, пусть живёт, мечтая

О любви о трепете, о тени,

В ужасе предвечном открывая

Азбуку своих же откровений».

Помните задание, которое Мальвина дала неграмотному Буратино? Написать волшебную фразу: «А роза упала на лапу Азора», а потом прочесть её наоборот. Что же получится? Да то же самое и получится. Вот такая строка стихотворения, которая читается слева направо и справа налево, и называется палиндромом (от греческого слова «возвращающийся»). Палиндром в России называют перевёртышем или рачьими стихами. Как вид искусства, палиндром появился ещё в глубокой древности. Сочинить палиндром, в котором заключается серьёзная мысль, очень трудно. Шуточный палиндром про лапу Азора, который так и не смог прочитать Буратино, написал Афанасий Афанасьевич Фет. Палиндром можно только прочитать, а, произнесённый вслух, он пропадает. Без листа бумаги эту игру слов не почувствуешь. 

Когда не было телевизора, телефона и интернета, посетители литературных салонов играли в поэтическую игру под названием буриме. Буриме – это сочинение стихов на заданные рифмы. Например, придумает человек такие рифмы как «копыто – корыто» и «огня – меня» и предлагает другому написать четверостишие, в котором эти рифмы будут использованы. Стихи должны иметь смысл, быть настоящими.

Появилась эта игра во Франции в первой половине XVIIвека, во времена кардинала Ришелье, которого описал Александр Дюма в книге «Три мушкетёра». Поэт Дюло потерял рукопись с заготовленными рифма­ми для 300 сонетов, многие из которых он запомнил. Вот тут-то друзья Дюло решили «помочь» поэту и принялись сочинять стихи на уже придуманные им рифмы. Так и родилось буриме. А в XIX веке сам Александр Дюма, автор романа «Три мушкетёра», орга­низовал конкурс буриме, в котором приняла участие чуть ли не вся Франция. Результатом конкурса была выпущенная в 1864 году кни­га со стихами на заданные рифмы, сочинёнными 350 участника­ми. Подобный конкурс состоялся в 1914 году и в России: был объявлен конкурс буриме, в котором приняли участие и профессиональные поэты, и любители, и даже школьники ...

Сегодня о буриме почти забыли. Эта игра очень интерес­ная, помогающая научиться писать стихи.

За многие века людям не надоело говорить в рифму и восхищаться стихами великих поэтов. Разговор о поэзии бесконечен, как вечна и сама и поэзия. 

Поздравляю Вас с Всемирным днём поэзии!

«Поэзия нам дарит красоту

И новый мир волшебный раскрывает,

Показывая жизни полноту.

Пускай весь мир поэтов прославляет!

Пусть в этот день поэтов посетит

Особая, торжественная муза.

На вечные шедевры вдохновит

Служителей прекрасного союза!» 

Список литературы:

1.Буриме  //  Детская энциклопедия.  –  2012.  –  №  4.  –  С.  8–9.

2.Всемирный день поэзии  //  Детская энциклопедия.  –  2012.  –  № 4.  –  С.  11.

3.Зозуля,  Л.  А.  «Мы  были  музыкой  во  льду …»  /  Л.  А.  Зозуля  //  Читаем,  учимся,  играем.  –  2014.  –  №  10.  –  С.  83–88.  –  (В  помощь  учителю).

4.Подгалова,  И.  П.  Любви  живое  озаренье  /  И.  П.  Подгалова  //  Читаем,  учимся,  играем.  –  2016.  –  №  12.  –  С. 25–28.  –  (Книга  –  лучший  дар).

5.Позина,  М.  В.  Поэзия  лилась  в  мерцании  свечей  /  М.  В.  Позина  //  Игровая  библиотека.  –  2019.  –  №  7.  –  С.  54–67.  –  (Литературная  гостиная).

6.Самоволова,  М.  В.  Жанры  разные  нужны  /  М.  В.  Самоволова  //  Читаем,  учимся,  играем.  –  2014.  –  №  12.  –  С.  12–15.  –  (Наши  праздники).

7.Чижова,  Л.  Г.  Как  рождается  строка  /  Л.  Г.  Чижова  //  Читаем,  учимся,  играем.  –  2016.  –  №  12.  –  С.  21–24.  – (Книга  –  лучший  дар).  

Нет комментариев. Ваш будет первым!