Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Комедия - дело серьёзное

Комедия - дело серьёзное

400 лет назад родился великий французский драматург Жан – Батист Мольер, знаменитый актёр и великий реформатор театрального искусства. Его пьесы всегда будут современны, потому что они смешны и правдивы в своих самых ярких и точных изображениях человеческих характеров. 

Настоящее имя драматурга – Жан – Батист Поклен. Он родился в буржуазной семье и должен был унаследовать профессию своего отца, придворного обойщика, но решил стать актёром. Эта профессия тогда считалась одной из самых низких и презренных, не уважаемых обществом.

Начало театральной карьеры Поклена было неудачным. Вместе с группой друзей он организовал «Блистательный театр», но театр этот отнюдь не блистал, а вскоре и вовсе потерпел полный крах. Поклен, который взял на себя финансовую ответственность, некоторое время даже сидел в долговой тюрьме.

На подмостках «Блистательного театра» обнаружилась одна интересная грань творческой индивидуальности Мольера. Стоило ему выйти на сцену, играя роль в трагедии, в лучшем случае его освистывали, а в худшем – закидывали печёными яблоками. Когда Мольер играл комические роли в пьесах собственного сочинения, зал начинал смеяться и аплодировать актёру – самоучке. 

Одним из блестящих исследователей творчества Мольера стал Михаил Афанасьевич Булгаков. Он написал книгу «Жизнь господина де Мольера», ставшую украшением серии «Жизнь замечательных людей». Её жанр определить трудно. Это не монография о жизни и творчестве Мольера, а роман, яркий, увлекательный, сочетающий признаки разных жанров. Его автору удалось создать образ великого человека, которому покровительствовали самые знатные люди Франции, но тем не менее, всегда говорившего правду. 

Булгаков погружает героя книги в накалённую атмосферу эпохи, называет имена королей, принцев и прочих вельмож, от которых зависела участь Мольера и других мастеров, создававших культуру Франции.

Автор очень ярко описывает жизнь труппы, её репертуар, состоящий из пьес Мольера, бесстрашно обличавшего неприглядные стороны жизни Парижа. Одной из них стала комедия «Смешные жеманницы», в которой высмеивались вычурность речи, манер и нравов парижских дам. 

Дерзость актёров была огромной: они изображали аристократов, в шутов рядили графов и маркизов. Мольер зло высмеивал знатных дам, помешанных на чтении модных романов и принявших подосланных к ним переодетых слуг за изысканных аристократов. Зрители думали, что пьесу запретят, но молодой король смеялся на представлении, данном в Версале, и это решило судьбу «Смешных жеманниц». 

В других его произведениях тоже разоблачались лицемерие, ханжество, невежество вельможных особ. Не всё можно было высмеивать безнаказанно. Мольер убедился в этом, показав королю и его придворным свою новую комедию «Тартюф, или Лицемер». Булгаков так характеризует главного героя этой пьесы: «полнейший и законченный мошенник, лгун, негодяй, доносчик и шпион, лицемер». Этот комичный персонаж был священнослужителем, постоянно цитировавшим Священное писание.

Приехавший в Париж кардинал Киджи, заявил после того, как Мольер прочёл ему пьесу, что не видит в ней ничего предосудительного, но король запретил «Тартюфа», в котором разоблачается ложное благочестие. И всё — таки  в августе 1665 года Людовик присвоил мольеровской труппе звание «Труппы короля» и установил содержание в размере шести тысяч ливров в год. 

Вскоре разразился новый скандал, потому что «Труппа короля» показала в Версале ещё одно произведение Мольера, комедию «Любовь – целительница, или Врачи». На этот раз в ярость пришли парижские медики, обиженные тем, что все врачи, представленные в новой пьесе, уличались в шарлатанстве.

Мольер поднял на высочайший уровень язык комедии : он блестяще владел её приёмами и композицией. Имена многих героев произведений Мольера стали нарицательными. О лицемере мы говорим – Тартюф, о любителе женщин – Донжуан, о скупом – Гарпагон и т.д. Благодаря мольеровской комедии «Мизантроп» в русский язык вошло греческое слово «мизантроп» для обозначения человека, который сторонится людей. Многие реплики героев пьес Мольера стали крылатыми, например:

«Из всех вечных вещей любовь длится короче всего»;

«Умрём лишь раз, но это уж надолго»;

«Когда говорит человек в мантии и шапочке, всякая галиматья становится учёностью, а всякая глупость – разумной речью».

В комедиях Мольера соединились гневная, обличительная сатира и весёлый, жизнеутверждающий смех. Основой этого единства стал оптимизм автора и твёрдая уверенность в том, что его комедии, показав современникам их недостатки и заставив людей смеяться над пороками общества, сделают нас умнее и лучше. Эта вера живёт в его театре до сих пор, как главный завет гениального художника слова, одарённого актёрским талантом.

Список литературы:

1. Альбиг,  Йорг  –  Уве.  Мольер  /  Йорг  –  Уве  Альбиг  //  GEO :  неопознанный  мир  :  Земля.  –  2014.  –  № 9.  –  С.  124–133.  –  (История).

2. Булгаков,  М.  А.  Белая  гвардия.  Жизнь  господина  де  Мольера.  Рассказы  /  М.  А.  Булгаков  ;  худож.  О.  И.  Гроссе.  –  Москва  :  Правда,  1989.  –  573,  [3]  с.  :  ил.

3. Мольер,  Жан  –  Батист.  Комедии  /  Жан  –  Батист  Мольер  ;  перевод  с  французского.  –  Москва  :  Художественная  литература,  1972.  –  660,  [3]  с.  :  ил.  –  (Библиотека  всемирной  литературы).

4. Мольер.  Комедии  /  Мольер  ;  [худож.  А.  Архипова]  ;  перевод  с  французского.  –  Москва  :  Детская  литература,  2000.  –  296,  [4]  с.  –  (Школьная  библиотека).

5.  Мысли,  афоризмы  и  шутки  знаменитых  мужчин  /  сост.  Константин  Душенко.  –  4 – е  изд.,  доп.  –  Москва  :  Эксмо,  2006.  –  672  с.   

Нет комментариев. Ваш будет первым!