Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Итак, она звалась Татьяной...

Итак, она звалась Татьяной...

Vivat Academia!
Vivant professōres!

Из студенческой песни «Гаудеамус»

День поминовения святой мученицы Татианы, который церковь отмечает 25 января (12-го по старому стилю), оставил по себе ярчайший след в отечественной истории. 

«Это такой день, в который разрешается напиваться до положения риз даже невинным младенцам и классным дамам, — писал в журнале «Осколки» Антон Павлович Чехов. – В этом году было выпито все, кроме Москвы-реки, которая избегла злой участи, благодаря только тому обстоятельству, что она замерзла. В …злачных местах выпито было столько, что дрожали стекла, а в «Эрмитаже»… происходило целое землетрясение. Пианино и рояли трещали, оркестры, не умолкая, жарили «Gaudeamus», горла надрывались и хрипели… Было так весело, что один студиоз от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди». Так 12 января 1885 года молодежь праздновала 130-ю годовщину основания Московского университета. 

Годом раньше Чехов заметил по поводу того же праздника: «Татьянин день приходит в Москве особенно весело. В этот день нет занятий ни в одном учебном заведении, ни в гимназиях, ни на курсах… Вся молодежь гуляет… После обедни и акта с традиционной ученой речью толпы по обычаю шествуют в «Эрмитаж». Там начинаются обильные и шумные возлияния. В уста льются спиртуозы.    А из уст выливаются словеса и … какие словеса! В этот день позволяется говорить все, даже и такое, чего нельзя напечатать».

Вероятно, это единственный в анналах истории случай, когда на один и тот же день претендуют и служители культа, и студенчество, причем каждая сторона понимает праздник нас вой манер. Церковь поминает всех первохристиан в Риме, подвергшихся жестоким гонениям за свою веру. Среди студентов, если судить по чеховским описаниям, не было и намека на сколь-нибудь заметную религиозность. Может, Антон Павлович переусердствовал в своей иронии и несколько сгустил краски? Но нет, через несколько лет на тот же праздник обрушится Лев Николаевич Толстой.

Антон Павлович Чехов и Лев Николаевич Толстой

В своей статье «Праздник просвящения 12-го января» ежегодный загул «самых просвещенных людей» России он сопоставит с другими престольными праздниками на Руси и найдет, что во всех случаях религиозное событие является лишь поводом предаться пьянству и удариться в загул «без всякого отношения к значению праздника», что если в такой день и отдается хоть какая-нибудь дань благочестию, то лишь в самом начале, а затем события разворачиваются в прямо противоположном направлении.   

Нынче восстанавливается традиционный праздник российского студенчества – Татьянин день.Что же это за Татьяна такая? Чем облагодетельствовала она учащуюся молодежь? Почему стала ее покровительницей?Историки тактично замечают, что доказательств реального существования римской мученицы Татианы не обнаружено, поэтому точнее было бы говорить о христианских подвижниках, которые в 20 – 30-е годы IIIвека н.э. подверглись в Риме жестоким преследованиям. Церковные же историки извлекают на свет Божий целое «Житие» и достаточно подробное.

Родилась она в Риме, в годы правления Марка Антониана, прозванного Каракаллой (186 – 217гг.). Семья, вероятно, была состоятельной и, бесспорно, знатной – отец трижды избирался консулом. Чем больше клонился Рим к упадку, тем шире распространялось в империи христианство. Соответственно, усиливались и гонения.

Отец Татианы уверовал в Христа и тайно исповедал его учение. В этом духе воспитывал он и свою дочь, которую даже назвал соответственно греческим именем (имя Татиана означает «учредительница, руководительница, предначертательница»). Когда девушка достигла совершеннолетия, она дала обет безбрачия и целиком посвятила себя работе в христианской общине. Скоро Татиану оставили служительницей в одном из тайных храмов. Популярность ее в Риме стала достаточно заметной. Не случайно же ее схватили одной из первых, когда префект Ульпиан обнародовал указ о насильственном обращении последователей Христа в традиционную римскую веру.

Далее исторические сведения в «Житии» кончаются и начинаются обычные для подобных текстов «чуда». Арестованных христиан приводят в храм Аполлона. Татиана молится – и рассыпается статуя, и разрушается храм, погребая под своими обломками жрецов и язычников. Татиану секли и били, выкололи ей глаза, бросали в огонь и на растерзание диким зверям, но Господь хранил праведницу, посылая ей на помощь ангелов. Когда все виды пыток не дали результата, Татиану, ее отца и всех схваченных вместе с ними казнили обыкновенным солдатским мечом. Татиана совершила подвиг стойкости, чем заслужила венец мученицы и была позднее причислена к лику святых.

На Русь ее имя пришло вместе с именами других первохристианских святых («иже с нею просиявших»), где превратилось в Татьяну. Интересно, что распространение оно получило только в народной среде.

День 25 января славен именинами Татьяны. В народе этот день называют «Татьяной Крещенской». Трещат морозы. Зима-прибериха знает свое дело: развешивает кружевину инея под деревьями, метает стога снегов в чистых полях, до синевы натирает на реках и озерах зеркало льда. Та, что названа Татьяной неспроста, а по Святцам, привязана душой к зимней поре. В суровое морозное время она заботливо приглядывает за домочадцами, обхаживает стариков, немощных, домошерстную скотину. Она ведает, как бывает сурова зима, как всякой птице и зверю нелегко бывает прокормиться. И старается устроить как можно сытнее, теплее жизнь всякой твари, недаром Татьяна означает – «устроительница». 

В старину назывался еще этот день «солнышем».Пусть дня прибыло ровно на «воробьиный скок», но могучая сила солнца, как никогда, обретет для людей значение. «Солныш» — место в доме самое теплое, к солнцу повернутое устье печи. Это — бабий угол. По нынешним временам – это кухня. Заря едва трогала край небесный, а русская женщина, бабонька, большуха, самая главная по хозяйству, ополоснув лицо ледяной водицей, отодвигала печную заслонку и принималась разжигать в печи огонь. Поэтому рожденная 25 января почиталась как одаренная светом, крепостью и надежностью. Ведь покуда стоит хоть один дом на святорусской земле, будет в этом доме отведено место бабьему углу, печи, от которой тепло и в которой для домочадцев приготовлена сыть, еда.

Бабий кут почитался, прежде всего, как место возле русской печи, где стояли квашня и квасники, горшки и чугуны, то есть кухонная утварь, что помогала ставить хозяйство и здоровье семьи на добрые ноги. В бабьем куту всякой посуде свое место. И порядок, наведенный хозяйкой, знали и ковши, которыми черпали воду, насыпали из ларя муку, и миски с корчагами, оплетенными берестой, и подойник, накрытый вымытой холстиной для процеживания молока, и бочки с ушатами для воды…

Про большуху, главную по хозяйству, матерь семейства, говорили: «У нее ковши – не дремлют, квашня – не пустеет, печь не угарна». Слыла Татьяна славной хозяйкой. За ней, как за каменной стеной, все семейство. И муженьку одна отрада и честь.

   В обычае этого дня было мыть в полдень на речке половики – тканые дорожки. 

Теперь мы застилаем пол чаще коврами, а еще не в столь далекие времена ткались деревенскими бабоньками разноцветные дорожки. Прежде, виданное ли дело, изношенные рубахи, кофтенки да всякую одежду – выбросить? Бабушки да матери своим дочерям внушали, как прибирать всякую изношенную тряпицу. Резали на длинные полоски, смыкали в клубки тряпицы. Да не как придется! К тому свое разумение надобно было положить, свое понятие о красоте высказать. Когда в коробе набиралось достаточно тряпичных клубков, хозяйка садилась ткать. На деревянном ткацком станке. Сновал, бегал уток (челнок) взад-вперед, водил за собой неяркие разноцветные полоски. Но сколько нежности и тепла соединенных, обретающих вторую жизнь тряпицах! Что ни тканая дорожка, то трепетный рассказ о чем-то сокровенном! В зимние дни, когда лютовали морозы, согревали половики дом. От них босым ногам было утешение. Да и половицы, как говорили старики, дышали, одаривая домочадцев сосновым терпким успокаивающим дыханием леса.

В Татьянин день девушки одевались, как на праздник. Ведь кстати было себя показать. К этому времени вырубали на реке мужики проруби, расчищали водицу от ледяных глыб. Девушки брали вальки и выходили на улицу. Следом за каждой несли ее братья половики. В деревне все жило природной красотой. Никогда не забывала девушка, что на люди собралась выйти. А с крылечка-то надо было поступить по особенному: не рысью кинуться из дому, чтобы люди после сказали: «Она, как павушка, проплыла, снежинки подолом не сбила!». Сколько звонкого веселья было в этот день! Хлестали по студеным дорожкам вальками девушки. А парни помогали вынести вымытые половики с реки да развесить по заборам. Деревня в этот день казалась обведенной радугами. А про тех, чьи половики были вытканы безвкусно, говорили: «Не вышла девонька в рукодельницы. Не хватило ей усердия. Баско больно (крикливо)». Но рожденная в Татьянин день знала меру всему и во всем. «Татьяна и каравай печет, и половики на реке бьет, и хоровод водит!» — такая сложена присказка.

Шесточная ометалочка связывалась ниткой из трех куриных перьев. Ею обметали от золы – печной шесток, от сажи – печные вьюшки. Обмакивая три куриных перышка в растопленное масло, смазывая пироги, каждая хозяйка знала, что пироги сохранят дольше свежесть и солнечный дух. Была хитрость особенная у девушек в Татьянин день. Коли какая девушка хотела поскорее к парню, что был люб, в дом хозяйкой войти, то незаметно от всякого глаза она могла устроить свою шесточную ометалочку где-нибудь у печи в желанном доме. Подружки девушкам помогали. Они вызывали ее будущую свекровь, чтобы та непременно по срочной надобности пошла к своей соседке. Как только дверь за ней закрывалась, девушка скорехенько кидалась к печи прятать свою шесточную ометалочку. Да понадежнее. Чтобы шесточная ометалочка к чужому дому привыкла, чтобы место девичье берегла, чтобы свекровь встретила будущую невестку приветливо:

От вечерней зари до утренней

Обживай, помельная лапочка,

В бабьем куту мое стояньице!

Почему такая надежда была у девушки на несколько куриных перышек? Да ведь во всех сказаниях курица и петух стоят на страже солнца и любви, сила птичьего пера способна развеять все злые помыслы. Когда ребёнок в колыбели по ночам начинал плакать, то непременно брали куриное перо, жгли и одымляли колыбель, отгоняя так нечистую силу, крикс-ночниц.

Еще были такие приметы: в Татьянин день было в обычае и старикам, и ребятишкам выходить на самое высокое место в округе и загадывать на солнце свои желания. А у кого их не было, то глядели на солнце ради своего здоровья.

А вот приметы этого дня:

«Солнце красно заходи за лес – к колючему ветру».

«Солнце поутру выглянуло, в полдень постояло над деревней – птицы по весне рано прилетят».

«Снег на Татьянин день – быть летом частому дождичку».

Хлебный каравай, коврига почитались нашими предками, как само солнышко. Существовала примета: «Когда солнце закатилось, хлебного каравая не починай. А то другой свой день почнешь». На Татьянин день пекли имениннице хлебный каравай. 

Старинный рецепт кислого каравая таков. К двум стаканам молока добавить десять яиц (отделив желтки от белков) и взбейте по отдельности. Влейте полчашки растопленного масла. Если желаете сдобнее, то влейте целую чашку. Положите в массу столовую ложку дрожжей и столько муки, чтобы замесить негустое тесто. Будущий каравай поставьте в теплое место и дайте ему хорошо подойти. Потом полчаса бейте деревянной лопаткой, приговаривая:«Хлеб-батюшка, сытным утворяйся, расти-подымайся; как солнце, как белый свет на земле твердо стоят. Землю хранят, так и ты всему моему роду-семейству на здороьице, на добро, на любовь, на жизнь уродись». Дайте тесту еще раз хорошо подойти. Приготовьте форму, смажьте ее маслом, обсыпьте сухарями, выложите на нее тесто и поставьте в духовку.

Дальше по караваю смотрели: если хлеб поднимался холмиком в середине, значит, жди удач, жизнь пойдет в гору. Если каравай будет гладким, без изъянов – безмятежным пройдет и весь год. Но вдруг по выпечке пробежит трещина – значит, невзгоды одолеют.

Как ни странно, пригорелому караваю радовались. «Гореленько, пекленько, солененько, вкусненько, холодненько, кисленько – на том стоит русский стол». То есть пища должна быть столь же разнообразна, как жизнь, которая ценится своим разнообразием, своей полнотой. Вот и самую горелую корочку надлежало непременно съесть имениннице, чтобы принимала она с готовностью все, что дарует судьба. Не поешь горелого — не увидишь хлеба белого. Когда матушка доставала хлебный каравай из печи, то он был горяч, под стать самому солнцу, пахуч, как сама мать сыра земля. Прежде всех кушаний, по обычаю предков, рожденная в этот день угощала родных и приглашенных на праздник хлебом.

Из рук Татьяны в этот день полагалось принять хранящий земную и солнечную силу кусок, который славился, как золотой солнечный луч.

Обязательно поздравьте всех Татьян и знакомых студентов! Сделайте приятные сюрпризы, уделите свое внимание и поделитесь хорошим настроением! 

Возможно, приметы не врут и вас ждет удача?!

Нет комментариев. Ваш будет первым!