Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Царское Село – один из прекрасных пригородов Санкт – Петербурга. Со второй половины восемнадцатого века здесь располагалась летняя резиденция русских царей. Сердце этого города – величественный Екатерининский дворец и огромный парк вокруг него. Парку уже более трёхсот лет. По его дорожкам в роскошных каретах когда – то катались придворные дамы и кавалеры. Здесь проходили торжественные приёмы, балы и праздничные парады гвардейских полков. 

Царское Село – это не только город – праздник. Его ещё называют городом муз. В разное время здесь жили первый историк России Николай Михайлович Карамзин, поэты Василий Жуковский, Иннокентий Анненский, Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. И, конечно же, любой школьник знает, что в Царском Селе находится знаменитый Лицей, в котором учился юный Пушкин. 

В романе в стихах «Евгений Онегин» есть строки, посвящённые Лицею :

«В те дни – во мгле дубравных сводов

Близ вод, текущих в тишине,

В углах лицейских переходов

Являться муза стала мне … »

В 1811 году Александр I приказал устроить в дворцовом флигеле школу для своих младших братьев Николая и Михаила, а чтобы им не скучно было учиться, были выбраны тридцать мальчиков из старинных русских семей, когда вырастут, должны были помогать императору в управлении государством. Потом император передумал и решил братьев обучать дома, а школа, созданная при Екатерининском дворце, осталась и стала знаменита на всю Россию своими выпускниками. Самым известным из них стал Александр Сергеевич Пушкин. Здесь он и начал писать свои стихи. По возрасту учащихся это был лицей – гимназия, по программе – университет. Считается, что его в восемнадцать лет, Пушкин получил здесь высшее образование.

Четыре этажа дворцового флигеля были полностью отданы воспитанникам Лицея. Первый и второй этажи предназначались для хозяйственных нужд – здесь располагались прихожая, гардеробная, столовая и лицейская больница. На третьем этаже располагались классы. Здесь же была библиотека, для которой император отдал свои книги.

На четвёртом этаже были устроены комнаты воспитанников. У каждого лицеиста была своя комната. По уставу этого необычного учебного заведения ученики должны были все шесть лет обучения постоянно находиться в Лицее, даже на каникулы они не могли никуда уезжать. Они подружились на всю жизнь. Здесь главными были лицейский дух, лицейское братство. 

Многие лицеисты были талантливы. Они писали стихи, рисовали картины и карикатуры, ставили пьесы, издавали журнал «Лицейский мудрец».

Три Пушкинских друга с лицейской скамьи остались ими на всю жизнь : Иван Пущин и два сына обрусевших немцев – Вильгельм Кюхельбекер и барон Антон Дельвиг.

Именно им Пушкин посвятил прекрасные поэтические строки :

«Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское село».

Пушкину досталась комната под номером четырнадцать. Её окно выходило на дворец. Тогда он так и подписывал свои стихи – «14 нумер». У каждого в комнате была железная кровать, конторка для письма, комод, стол для умывания. Всё лишь самое необходимое. Обстановка была простой, но в то же время изящной. Именно здесь рос и жил великий русский поэт, а пока ещё юный Александр по прозвищу Француз. В комнате Пушкина одна стена была глухая, а другая – тонкая перегородка с комнатой Ивана Пущина. Вечером, когда все засыпали, он переговаривались вполголоса, обсуждая события прошедшего дня. Чаще всего это были неловкие ситуации, в которые Пушкин попадал из – за своего острого языка. 

Ровно в шесть утра лицеистов будил колокольчик. Молитва, завтрак, уроки, прогулка, опять уроки, обед, прогулка, уроки – так до вечера. Каждый день, кроме воскресенья и праздников. Латынь, французский, немецкий и русский языки, закон Божий, математика, физика, история, география, рисование, пение, фехтование, танцы. Всё, что полагалось в то время знать ребёнку и будущему государственному деятелю. На каждом уроке ставили отметки – от одного до пяти баллов. Только оценивались ответы учеников совсем по другой системе, не так, как мы привыкли. За отличный ответ – единица, а ответ похуже – двойка, а за плохие ответы – четвёрка и пятёрка. А если лицеист совсем ничего не знал, то получал нуль.

Учился Пушкин посредственно, особенно по логике и математике. Он не понимал, например, что такое деление. Учителя отмечали в нём поэтическую пылкость и полное отсутствие прилежания.

Однажды на уроке математики Пушкин так увлёкся обдумыванием новой поэтической строки, что не заметил, как к нему подошёл профессор.

— Господин Пушкин, чему у вас равняется икс? – спросил он, посмотрев в его пустую тетрадку. Пушкин вскочил, не зная, что отвечать и сказал:

— Нулю …

— На моих уроках у вас всё всегда равняется нулю! – вздохнул профессор. Садитесь на место и пишите свои стихи. 

Пушкин хорошо знал устный русский, но писал с ошибками. Для большинства лицеистов язык своей страны был второй, а первый – французский. 

Главный принцип системы обучения в Лицее заключался в том, что всем лицеистам давали много самостоятельности, их учили думать. Если на какие – то вопросы они не получили ответы в лекциях, то сами искали их в книгах.

Знаменательным событием в Лицее стал переводной публичный экзамен, на который был приглашён Державин. О приезде патриарха русской литературы в Лицее знали заранее и усердно готовились. На экзамене Пушкин читал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Весь зал замер, слушая его. Позже Пушкин напишет: «Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей, когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой зазвенел, а сердце забилось упоительным восторгом… Не помню, как я закончил своё чтение. Не помню, куда убежал. Державин был в восхищении. Он хотел меня обнять … Меня искали, но не нашли …». 

В лицейские годы у А. С. Пушкина появился замысел создания поэмы «Руслан и Людмила». Поэт задумал создать богатырскую сказку, вдохновлённый произведениями русского фольклора. Поэма была закончена в петербургский период творчества Пушкина. Когда Пушкин прочёл поэму «Руслан и Людмила» своему другу и учителю Жуковскому, тот был восхищён. Спустя некоторое время Пушкин получил от него в подарок портрет с надписью: «Победителю – ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». 1820 год, марта 26, Великая пятница. С этим портретом Пушкин никогда не расставался. 

«Прекрасный царскосельский сад …» Это строчка из знаменитого стихотворения «Воспоминания в Царском селе», которое юный Александр Сергеевич Пушкин написал в четырнадцать лет специально для лицейского экзамена. Речь идёт об огромном Екатерининском парке, раскинувшемся вокруг дворца. Парк действительно был прекрасен. Трижды в день при любой погоде лицеистов сюда водили гулять. Огромные вековые деревья по краям дорожек росли, как в лесу. За деревьями прятался фонтан – бронзовая девушка с разбитым кувшином, из которого текла вода. Как приятно было зачерпнуть холодную струю в жаркий день. 

9 июня 1817 года лицеисты первого выпуска в последний раз собрались в большом зале Лицея. Из дверей библиотеки, ведущих в Екатерининский дворец, вышел император Александр I и торжественно поздравил воспитанников с окончанием лицейского курса. Специально к этому дню Антон Дельвиг написал стихи прощальной песни. Впервые прозвучавшая в тот день «Прощальная песнь» стала своеобразным гимном Царскосельского лицея.

Шесть лет промчались, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Простимся, братья! Руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас.

Царь не стал слушать пение, уехал. Лицеисты пели для себя, друг для друга, как будто клялись в вечной дружбе, клялись хранить то лучшее, что дал им Лицей.

Выпускники Лицея решили встречаться каждый год 19 октября – в день его открытия. После окончания лицея Пушкин никогда не забывал отметить этот день. В 1825 году, в ссылке, не имея возможности приехать на встречу с лицейскими друзьями, Пушкин написал стихотворение – раздумье, стихотворение – благодарность «19 октября», в котором вспоминал и «наставников, хранивших юность нашу», и друзей, и императора Александра  I :  «Он взял Париж, он основал Лицей».

Со многими лицейскими товарищами пути поэта разошлись, но навсегда крепкая дружба связала его с Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом и Вильгельмом Кюхельбекером. 

Памятник А. С. Пушкину в Царском Селе – один из самых известных памятников поэту. Жители Царского Села предложили поставить памятник в городе, где прошла юность Александра Сергеевича. Император Николай II остановил свой выбор на проекте скульптора Р. Р. Баха, который сумел передать состояние поэтического вдохновения. «Бронзовый мечтатель» – истинно романтический памятник Пушкину.

Список литературы:

1.Басина,  М.  Жизнь  Пушкина.  В  садах  лицея  :  документально  –  художественные  повести  /  М.  Басина.  –  Санкт  –  Петербург  :  Азбука,  1999.  –  172,  [4]  с.  :  ил.

2.Вовненко,  Ирада.  Мой  Пушкин,  или  Приключения  Пети  и  кота  учёного  /  Ирада  Вовненко  ;  худож.  Мария  Богданова.  –  Санкт  –  Петербург  :  Поляндрия  Принт,  2017.  –  51,  [6]  с.  :  ил.

3.  Колпакова,  Ольга.  Как  учились  на  Руси.  История  образования  в  России  /  Ольга  Колпакова.  –  Москва  :  Белый  город,  2009.  –  47,  [1]  с.  :  ил.  –  (История  России).

4. Литвяк,  Елена.  Царское  село  /  Елена  Литвяк  ;  худож.  Елена  Поповская.  –  Москва : Настя  и  Никита,  2015.  – 23,  [1]  с. : ил. 

Нет комментариев. Ваш будет первым!