Друзья мои, прекрасен наш союз!
Царское Село – один из прекрасных пригородов Санкт – Петербурга. Со второй половины восемнадцатого века здесь располагалась летняя резиденция русских царей. Сердце этого города – величественный Екатерининский дворец и огромный парк вокруг него. Парку уже более трёхсот лет. По его дорожкам в роскошных каретах когда – то катались придворные дамы и кавалеры. Здесь проходили торжественные приёмы, балы и праздничные парады гвардейских полков.
Царское Село – это не только город – праздник. Его ещё называют городом муз. В разное время здесь жили первый историк России Николай Михайлович Карамзин, поэты Василий Жуковский, Иннокентий Анненский, Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. И, конечно же, любой школьник знает, что в Царском Селе находится знаменитый Лицей, в котором учился юный Пушкин.
В романе в стихах «Евгений Онегин» есть строки, посвящённые Лицею :
«В те дни – во мгле дубравных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов
Являться муза стала мне … »
В 1811 году Александр I приказал устроить в дворцовом флигеле школу для своих младших братьев Николая и Михаила, а чтобы им не скучно было учиться, были выбраны тридцать мальчиков из старинных русских семей, когда вырастут, должны были помогать императору в управлении государством. Потом император передумал и решил братьев обучать дома, а школа, созданная при Екатерининском дворце, осталась и стала знаменита на всю Россию своими выпускниками. Самым известным из них стал Александр Сергеевич Пушкин. Здесь он и начал писать свои стихи. По возрасту учащихся это был лицей – гимназия, по программе – университет. Считается, что его в восемнадцать лет, Пушкин получил здесь высшее образование.
Четыре этажа дворцового флигеля были полностью отданы воспитанникам Лицея. Первый и второй этажи предназначались для хозяйственных нужд – здесь располагались прихожая, гардеробная, столовая и лицейская больница. На третьем этаже располагались классы. Здесь же была библиотека, для которой император отдал свои книги.
На четвёртом этаже были устроены комнаты воспитанников. У каждого лицеиста была своя комната. По уставу этого необычного учебного заведения ученики должны были все шесть лет обучения постоянно находиться в Лицее, даже на каникулы они не могли никуда уезжать. Они подружились на всю жизнь. Здесь главными были лицейский дух, лицейское братство.
Многие лицеисты были талантливы. Они писали стихи, рисовали картины и карикатуры, ставили пьесы, издавали журнал «Лицейский мудрец».
Три Пушкинских друга с лицейской скамьи остались ими на всю жизнь : Иван Пущин и два сына обрусевших немцев – Вильгельм Кюхельбекер и барон Антон Дельвиг.
Именно им Пушкин посвятил прекрасные поэтические строки :
«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское село».
Пушкину досталась комната под номером четырнадцать. Её окно выходило на дворец. Тогда он так и подписывал свои стихи – «14 нумер». У каждого в комнате была железная кровать, конторка для письма, комод, стол для умывания. Всё лишь самое необходимое. Обстановка была простой, но в то же время изящной. Именно здесь рос и жил великий русский поэт, а пока ещё юный Александр по прозвищу Француз. В комнате Пушкина одна стена была глухая, а другая – тонкая перегородка с комнатой Ивана Пущина. Вечером, когда все засыпали, он переговаривались вполголоса, обсуждая события прошедшего дня. Чаще всего это были неловкие ситуации, в которые Пушкин попадал из – за своего острого языка.
Ровно в шесть утра лицеистов будил колокольчик. Молитва, завтрак, уроки, прогулка, опять уроки, обед, прогулка, уроки – так до вечера. Каждый день, кроме воскресенья и праздников. Латынь, французский, немецкий и русский языки, закон Божий, математика, физика, история, география, рисование, пение, фехтование, танцы. Всё, что полагалось в то время знать ребёнку и будущему государственному деятелю. На каждом уроке ставили отметки – от одного до пяти баллов. Только оценивались ответы учеников совсем по другой системе, не так, как мы привыкли. За отличный ответ – единица, а ответ похуже – двойка, а за плохие ответы – четвёрка и пятёрка. А если лицеист совсем ничего не знал, то получал нуль.
Учился Пушкин посредственно, особенно по логике и математике. Он не понимал, например, что такое деление. Учителя отмечали в нём поэтическую пылкость и полное отсутствие прилежания.
Однажды на уроке математики Пушкин так увлёкся обдумыванием новой поэтической строки, что не заметил, как к нему подошёл профессор.
— Господин Пушкин, чему у вас равняется икс? – спросил он, посмотрев в его пустую тетрадку. Пушкин вскочил, не зная, что отвечать и сказал:
— Нулю …
— На моих уроках у вас всё всегда равняется нулю! – вздохнул профессор. Садитесь на место и пишите свои стихи.
Пушкин хорошо знал устный русский, но писал с ошибками. Для большинства лицеистов язык своей страны был второй, а первый – французский.
Главный принцип системы обучения в Лицее заключался в том, что всем лицеистам давали много самостоятельности, их учили думать. Если на какие – то вопросы они не получили ответы в лекциях, то сами искали их в книгах.
Знаменательным событием в Лицее стал переводной публичный экзамен, на который был приглашён Державин. О приезде патриарха русской литературы в Лицее знали заранее и усердно готовились. На экзамене Пушкин читал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Весь зал замер, слушая его. Позже Пушкин напишет: «Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей, когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой зазвенел, а сердце забилось упоительным восторгом… Не помню, как я закончил своё чтение. Не помню, куда убежал. Державин был в восхищении. Он хотел меня обнять … Меня искали, но не нашли …».
В лицейские годы у А. С. Пушкина появился замысел создания поэмы «Руслан и Людмила». Поэт задумал создать богатырскую сказку, вдохновлённый произведениями русского фольклора. Поэма была закончена в петербургский период творчества Пушкина. Когда Пушкин прочёл поэму «Руслан и Людмила» своему другу и учителю Жуковскому, тот был восхищён. Спустя некоторое время Пушкин получил от него в подарок портрет с надписью: «Победителю – ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». 1820 год, марта 26, Великая пятница. С этим портретом Пушкин никогда не расставался.
«Прекрасный царскосельский сад …» Это строчка из знаменитого стихотворения «Воспоминания в Царском селе», которое юный Александр Сергеевич Пушкин написал в четырнадцать лет специально для лицейского экзамена. Речь идёт об огромном Екатерининском парке, раскинувшемся вокруг дворца. Парк действительно был прекрасен. Трижды в день при любой погоде лицеистов сюда водили гулять. Огромные вековые деревья по краям дорожек росли, как в лесу. За деревьями прятался фонтан – бронзовая девушка с разбитым кувшином, из которого текла вода. Как приятно было зачерпнуть холодную струю в жаркий день.
9 июня 1817 года лицеисты первого выпуска в последний раз собрались в большом зале Лицея. Из дверей библиотеки, ведущих в Екатерининский дворец, вышел император Александр I и торжественно поздравил воспитанников с окончанием лицейского курса. Специально к этому дню Антон Дельвиг написал стихи прощальной песни. Впервые прозвучавшая в тот день «Прощальная песнь» стала своеобразным гимном Царскосельского лицея.
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас.
Царь не стал слушать пение, уехал. Лицеисты пели для себя, друг для друга, как будто клялись в вечной дружбе, клялись хранить то лучшее, что дал им Лицей.
Выпускники Лицея решили встречаться каждый год 19 октября – в день его открытия. После окончания лицея Пушкин никогда не забывал отметить этот день. В 1825 году, в ссылке, не имея возможности приехать на встречу с лицейскими друзьями, Пушкин написал стихотворение – раздумье, стихотворение – благодарность «19 октября», в котором вспоминал и «наставников, хранивших юность нашу», и друзей, и императора Александра I : «Он взял Париж, он основал Лицей».
Со многими лицейскими товарищами пути поэта разошлись, но навсегда крепкая дружба связала его с Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом и Вильгельмом Кюхельбекером.
Памятник А. С. Пушкину в Царском Селе – один из самых известных памятников поэту. Жители Царского Села предложили поставить памятник в городе, где прошла юность Александра Сергеевича. Император Николай II остановил свой выбор на проекте скульптора Р. Р. Баха, который сумел передать состояние поэтического вдохновения. «Бронзовый мечтатель» – истинно романтический памятник Пушкину.
Список литературы:
1.Басина, М. Жизнь Пушкина. В садах лицея : документально – художественные повести / М. Басина. – Санкт – Петербург : Азбука, 1999. – 172, [4] с. : ил.
2.Вовненко, Ирада. Мой Пушкин, или Приключения Пети и кота учёного / Ирада Вовненко ; худож. Мария Богданова. – Санкт – Петербург : Поляндрия Принт, 2017. – 51, [6] с. : ил.
3. Колпакова, Ольга. Как учились на Руси. История образования в России / Ольга Колпакова. – Москва : Белый город, 2009. – 47, [1] с. : ил. – (История России).
4. Литвяк, Елена. Царское село / Елена Литвяк ; худож. Елена Поповская. – Москва : Настя и Никита, 2015. – 23, [1] с. : ил.