Юнги огненных рейсов
В истории русского народа есть много славных страниц о героической борьбе за целостность русской земли, за национальную независимость. В этой борьбе проявились лучшие качества русского народа: беззаветная преданность своей родине, храбрость и мужество в боях с врагами родной земли и священная ненависть к иноземным поработителям. Многие из важнейших эпизодов этой борьбы широко освещены в нашей военно-исторической литературе, а другие вовсе не нашли никакого отражения. Библиотека №5, ведя многолетнюю работу по краеведческому информированию, старается приобщить жителей Камчатки к изучению истории своего края на примерах биографий наших земляков, отдававших жизни за благополучие родной земли.
Моряки, строители, докеры Камчатки — все те, кто своим самоотверженным трудом приближали победу в Великой Отечественной войне, достойны того, чтобы память о них сохранили потомки. Особо стоит отметить, что многим из них в годы войны было ещё далеко до совершеннолетия.
В октябре 1942 года на судах Нарком-морфлота был введен институт воспитанников — юнг. Это была суровая необходимость времени. Мальчишкам предстояло заменить на море отцов, ушедших на фронт.
Тысячи мальчишек с одиннадцатилетнего возраста трудились на судах матросами, кочегарами, машинистами, радистами наравне со взрослыми моряками. Возвращаясь из очередного рейса, они с гордостью рассказывали о своей нелегкой, взрослой работе, “заражая” морем товарищей, соседских ребят.
Вот как вспоминает об этом В. Шобухов, член Совета юнг дальневосточных моряков: " Под влиянием уже работающих мальчишек один за другим потянулись в пароходство и ребята нашего двора. Взяли учеником экипажа парохода “Новгород" и меня.
Перво-наперво мы досконально изучили “Корабельный устав ВМФ”. Обстановка на море требовала неукоснительного соблюдения строгой воинской дисциплины. Никто не делал скидки на наш возраст, но относились все же к мальчишкам бывалые моряки особенно по-доброму, я бы даже сказал, с нежностью. Бывало, стояли мы и за штурвалом. Тогда приходилось ставить под ноги подставку, без нее мы не могли увидеть на компасе риску проложенного курса.
Пароходы были вооружены скорострельными крупнокалиберными пулеметами и орудиями. Но военных моряков не хватало. И на случай боя с врагом обучали военному искусству и мальчишек. На “Новгороде” занимался с ними матрос Петя Лебедев. Ему самому было тогда двадцать.
Ненасытная, кровожадная смерть встречала наши пароходы на морских дорогах. По данным справочника “Суда Морфлота СССР о погибших в годы Великой Отечественной войны” на Тихом океане — погибли 23 судна Морского флота. Из них 9 были выброшены штормами на скалы, раздавлены льдами, подорвались на своих минах. 14 погибли насильственно, из них семь торпедированы подводными лодками. Гибель их относили на счет японцев, тем более, что они погибли у берегов Японии, чьи ВМС и береговая охрана за 1941-1944 годы задержали 178 советских торговых судов на сроки от нескольких часов до 2-3 месяцев. В последние годы было установлено, что 6 пароходов и один рыболовный сейнер, были потоплены американскими подводными лодками. Это пароходы “Ангар- строй”^ мая 1942 г.), “Кола”(16 февраля 1943г.) “Ильмень” (17февраля 1943 г.), рыболовный сейнер № 20 “Востокрыбпрома”(9 июля 1943 г.), пароходы “Белоруссия” (3 марта 1944 г.), “Обь” (6 июля 1944г.) и “Трансбалт” — самое большое судно советского транспортного флота (13 июня 1945 г.). Людские потери составили 242 человека, из них 145 — на судах, потопленных субмаринами США. Почти на всех судах были задействованы юнги.
Те, кому удалось выжить, создали актив юнг дальневосточных моряков военного времени во Владивостоке. Стали разыскивать родителей и знакомых мальчишек, погибших во время тех суровых “огненных рейсов”.
Пути поисков привели их в Петропавловск. Бывший старший механик парохода «Павлин Виноградов” Константин Гаврилович Борисенко вспоминал, что в 1944 году зимой они по дороге в Америку зашли в Петропавловск. И там к ним пришел мальчишка лет пятнадцати. Невысокий. Широкоплечий. Спиридон Иванов.
Экипаж сразу полюбил его. Спиридон был немногословен, трудолюбив, стойко выдерживал все трудности.
22 апреля 1944 года в 17 часов, когда до бухты Акутан оставалось около 250 миль, “Павлин Виноградов” был торпедирован. Сильно штормило. Морякам удалось с большим трудом спустить на воду одну шлюпку. В ней уместились 24 человека. Капитан Ф. Ф. Дроздов погиб с пароходом. Старпом М. Н. Малаксионов то и дело терял сознание от тяжёлого ранения. Командование шлюпкой взял на себя К. Г. Борисенко. Бывалый моряк, энергичный, веселый, он подбадривал товарищей, вселял в них надежду на спасение, заставлял обессиленных людей шевелиться, растирать коченеющие руки, ноги.
Нелегко было грести веслами. Спиридону поручили вычерпывать из шлюпки воду. И он делал это очень старательно. Но до берега было далеко. Налетевший шторм отнял последние силы. Один за другим умирали моряки от ран, холода, голода, перенапряжения. На шестые сутки показалась земля. В шлюпке к тому времени оставались девять вконец обессиленных, недвижимых уже людей. Вдруг раздался гудок парохода. Константин Гаврилович в первую минуту решил: “Галлюцинация перед смертью!”. Но оказалось, от берегов Америки возвращался пароход “Ола”. Сбился с пути. Он-то и спас оставшихся в живых девять моряков. Но не было среди них юнги из Петропавловска Спиридона Иванова. Он умер в шлюпке. Не справился совсем еще детский организм с выпавшими на его долю испытаниями.
Тяжело вспоминать об этом старому моряку. Как живые стоят перед глазами погибшие товарищи. В канун 40-летия Победы из статьи “Огненные рейсы”, опубликованной в газете “Камчатская правда”, мы узнали имена мальчишек, служивших на кораблях в годы войны. Это сотрудник вневедомственной охраны в Петропавловске Юрий Васильевич Белокопытов и заведующий урологическим отделением Камчатской областной больницы Сергей Тимофеевич Чмель. Вот что рассказал генерал-лейтенант Иван Егорович Горчаков журналисту Леониду Болдыреву.
“Мы шли на “Плеханове”. В полдень налетели японские самолеты. Начали бомбить, обстреливать. В дело вступили наши зенитчики. Сбили сразу два самолета. Стоим на палубе, наблюдаем, как они горят, падая в море. Обернулся: рядом со мной мальчишка, щупленький, весь в угольной пыли, глаза сверкают. “Вот как мы их!..” Спрашиваю: „Ты как попал сюда”? А он мне: “Я, товарищ капитан-лейтенант, котельный машинист Сергей Чмель...“.
На следующий день читаю свежий номер боевого листка: “Сергей Чмель целые сутки не покидал котельного отделения, заменив на посту больного товарища”. Вот тебе и мальчишка!”
После семи классов Сережа Чмель пошел в ремесленное училище, работал монтером, а затем кочегарил на теплоходах “Сокол” и “Плеханов”. Принимал участие в боевых действиях при освобождении Курильских островов в сорок пятом. В послевоенные годы Сергей Чмель, окончив Хабаровский мединститут, работал военным врачом в погранвойсках, а потом долгие годы до своей кончины в 1989 году возглавлял урологическое отделение областной больницы. За тридцать лет работы вывел большой “десант” людей из-под смертельной опасности на берег жизни.
Фото: Сергей Чмель
Сотни юнг “огненных рейсов” связали свою жизнь после войны с морским флотом и достойно несли вахты в мирное время. Им и многим другим камчатцам, прошедшим через огненные годы войны, посвящена книжно-иллюстративная выставка „Камчатка. Война. Победа.“, которая продолжает свою работу в библиотеке №5.
На фото заставки: учащиеся Школы юнг. Крайний справа — Сергей Чмель. г. Петропавловск. 1942 г.
Источник:
1. „Плавать по морю необходимо...“: Сб. документальных очерков. — Петропавловск-Камчатский: Изд. центр типографии СЭТО-СТ., 1998.