Крашенки, писанки, драпанки

Крашенки, писанки, драпанки

Пасха возникла как семейный еврейский праздник, а само название — от еврейского глагола «песах»: избавление, исход. Подробнее вы узнаете из статьи, предлагаемой библиотекой №1 им. Н.В. Санеева

Свое название день Воскресения Иисуса Христа получил от еврейского праздника Пасхи, посвященного исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства. Иудейское название было заимствованно потому, что все трагические события жизни земной Иисуса Христа прошли перед еврейской Пасхой, а его Воскресение- в ночь на Пасху. У православных Пасха считается «царем дней, праздником праздников и торжеством торжеств». Это день великой радости, главным событием которого является торжественное богослужение в храме.

Худ. Маковский «Молебен на Пасху»

В ночь с субботы на воскресенье начинается Пасхальная служба, первая часть которой называется полуночница. А после заутрени начиналась праздничная литургия, в конце которой освещали хлеб с изображением креста и тернового венца- артос. Праздничные песнопения, светлые облачения священников, нарядное убранство храма, множество зажженных свечей, радостные перезвоны колоколов, торжественный крестный ход и возгласы «Христос воскресе!», которые вызывали у верующих ощущение причастности к чуду. Прихожане поздравляют друг друга с этим светлым праздником, трижды целуются и слова, которые произносили апостолы «Христос воскресе! Воистину воскресе!» говорят друг другу, обмениваясь окрашенными в красный цвет яйцами.

Худ. Кустодиев «Пасхальный обряд»

Праздник Пасхи-, как правило, семейная трапеза, без гостей. Стол покрывают белой скатертью, на столе крашеные яйца, высокий хлеб из сдобного теста — кулич, и сладкое блюдо из творога с изюмом — пасха, которые освящены в церкви в Страстную субботу.

Яйцо, окрашенное в красный цвет луковой шелухой в представлении православного человека — мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни.

Худ. Лушников «Пасхальные куличи»

С событием на Голгофе связывают пасхальное яйцо. По одной из легенд кровь из ран распятого Христа стекала на лежащие под крестом круглые камешки, которые превратились в красные яйца. По другой легенде это слезы Богоматери, плакавшей у ног распятого Сына, но чаще говорят о Марии Магдалине, исцеленной Господом от злых духов, и первой увидевшей воскресшего Спасителя. Эту радостную весть и учение Господа она пошла нести по миру. И вот однажды пришла к императору Тиберию в Риме. И по обычаю, приходя к императору, все должны были принести ему подарок. Но у Марии Магдалины ничего кроме одного куриного яйца ничего не было. Со словами «Христос воскрес» она протянула его императору, но он не поверил, что можно воскреснуть из мертвых, как и в то, что белое яйцо может стать красным. И в это время яйцо стало ярко-красным. 

Так и появились поверья и суеверия.

Так полагали, что зарытое в кадку с зернами пшеницы яйцо способствует плодородию, и зерна эти берегли для посева. А при пожаре красное яйцо обносили вокруг горящего здания, веря, что избавят от огня другие строения.

Перед тем, как выпустить весной из хлева овец, клали на порог несколько яиц, и если ни одно не будет разбито, то все стадо летом останется целым. А вот яйцо от черной курицы должно было спасти от волков.

Красили лебяжьи, утиные, гусиные, голубиные и даже крохотные яйца малиновки.

Как всякий праздник Пасха знаменовалась играми и развлечениями. Одна из любимых забав — игра с яйцами.

Худ. Транковский «Катание пасхальных яиц»

По традиции надо было острым или тупым концом крашеного яйца стукнуть по яйцу соперника, и если яйцо треснуло-проиграл. Задача состояла в том, чтобы выиграть как можно больше целых яиц.

Кулич- это тело господне, к которому должны причащаться верующие. Аналогом кулича был хлеб, который выпекали весной, перед началом сельскохозяйственных работ.

Первым, что ели во время пасхальной трапезы было яйцо, которое разрезалось на кусочки по количеству людей за столом. Начинал трапезу старший в семье, обычно отец. Он клал яйцо на божницу и молился в голос, потом собственноручно очищал первое пасхальное яйцо. Каждый получал по кусочку кулича и ложке творожной пасхи. И только после этого хозяйка ставила на стол праздничную еду, которую она готовила специально к этому дню, и начиналось праздничное застолье.

Перед Пасхой было необходимо навести порядок в доме и на улице, вымыть полы, стены и потолки, лавки, побелить печь, обновить киот, отремонтировать ограду, привести в порядок колодец, обязательно убрать мусор, скопившийся после зимы. А еще нужно было изготовить новую одежду для всей семьи и вымыться в бане.

Худ. Кустодиев «В бане»

В Пасху нужно забыть все обиды, отбросить плохие мысли и не вступать в супружеские отношения.

Ну, и даже с этим днем связаны народные поверья. Считалось, что в этот чистый и святой день становится видным невидимое в другие дни. Например, во время пасхальной службы, если перевернуть свечу пламенем вниз, то можно увидеть колдуна, стоящего спиной к алтарю, а на его голове рожки. А если встать у дверей с творогом, то легко будет опознать проходящую мимо и помахивающую маленьким хвостиком ведьму.

Пасха ассоциировалась с исполнением желаемого, и разрешалось просить у Бога то, что очень хочется, что можно в этот день обеспечить себе успех на целый год. А тот, кто первым после пасхального богослужения придет домой, то для него весь год будет удачным.

Верили, что старик в день Пасхи станет расчесывать волосы, то у него внуков будет столько, сколько волов на голове. А если девушка во время литургии шепотом обратиться к Богу со словами «Дай мне жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади», то жених посватается к ней в самое ближайшее время.

Девушки умываются с красного яйца водой, той, в которую опускали расписное яйцо, чтобы быть румяной, потом становились на топор, чтобы быть крепкой.

Даже картежники, по поверью, могли просить у Бога постоянного везения в картах, для чего нужно было взять в церковь туз пик — «винный туз», и когда священник первый раз произносит «Христос воскресе!» быстро ответить «Карты здеся!». Верили и в то, что удача будет обеспечена и вору, если он украдет во время заутрени какой-либо предмет у молящихся людей и при этом не попадется на краже.

Охотники при возгласе «Христос воскресе!» стреляли в воздух, полагая, что убьют черта, и что их ружья будут стрелять без промаха, рыбаки говорили «У меня рыба есть», думая, что обеспечивают богатый улов.

Верили и в то, что именно в пасхальную ночь на землю приходят души умерших, и при желании, люди, тоскующие о смерти своих близких, могут их увидеть в церкви на пасхальной службе, выслушать их просьбы и жалобы. После службы люди, несмотря на запреты священников, все же шли похристосоваться с покойными на кладбище и зарывают яйцо в могилу. А если взять зажженную во время заутрени свечу и с ней подняться на чердак — можно увидеть домового.

Худ. Надеждин «Помин усопших»

В Светлый Праздник огня в домах не разводят, его не гасят с вечера.

Традиционным пасхальным развлечением были качели для детей. Строили и общественные качели: на центральной площади вкапывали столбы, вешали веревки, прикрепляли доски. Девушки, качаясь с парнями, пели:

«На Святой неделюшке

Повесили качелюшки.

Сначала покачаешься,

Потом и повенчаешься…»

Худ. Степанов «Качели»

Приметы на Пасху:

Если на Пасху солнышко взойдет, да заиграет на безоблачном небе — будет хорошее лето и богатый урожай, а если морозно, то горох не уродится. Хороший урожай льна предвещают мороз и гром, а вот дождь к урожаю ржи. А темная ночь под Пасху — к урожайному году. Проверим?

Литература:

Терещенко А.В. История культуры русского народа/ А.В. Терещенко. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с., ил.

Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. — 2–е изд. – М.: Флинта: Наука. 2001. – 216 с.

Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия/ Авт.: О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др. – СПб .: Искусство- СПБ. 2002. – 672с., ил.

Чекулаева Е.О. 100 великих праздников/ Е.О Чекулаева. – М.: Вече, 2007. – 432 с. (100 великих).

Народный календарь: Праздники, приметы и обычаи от Руси до России. Сост. А.А. Проскурин/ серия «Домашняя энциклопедия». – Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. – 192 с.

Шангин И.И. Русские праздники. От святок до святок. – СПб .: Азбука-классика, 2004. – 272 с., ил.

Нет комментариев. Ваш будет первым!