Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Уроки сказки

Уроки сказки

Нравственная, эмоциональная сторона личности – это её ядро, поэтому ей в плане гармонического развития принадлежит ведущее место. Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют их нравственным чувствам и поступкам. Как же развить в ребёнке отзывчивость, как сделать его добрее? На этот вопрос есть множество примеров и ответов. Мы не берёмся на этот вопрос ответить во всей полноте. Но один из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития вашего ребёнка попытаемся предложить. Путь этот лежит через художественную литературу. Почему именно литературу, и особенно сказки? Да потому, что искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).

Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т.п. форма изображения этих явлений, как мы уже говорили особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».

Поэтому те уроки, которые даёт сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает своё, порой неожиданное для взрослых воздействие на ребёнка.

Рассказы, в особенности сказки, всегда были эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребёнку, что мир, — очень сложная штука, что в нём есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребёнку, что если человек не сдаётся, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.

Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственности жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребёнка надежду, что чрезвычайно важно.

И на самом деле, рассказывание историй – для родителей вещь уникальная. Вечернее чтение ребёнку приносит умиротворение, чувство единения и сопричастности ко всей семье.

Дети постоянно сталкиваются с проблемами, схожих с которыми нет во «взрослом» мире. Даже если они и встречаются – всё равно наши способы решения бесполезны для них. Выход здесь такой – самому погрузиться в мир фантазии и волшебства, в котором ребёнок чувствует себя «как рыба в воде». В мир, где возможны самые непредсказуемые сочетания событий, героев и многого другого, но из которого ребёнок с лёгкостью берёт информацию для жизни в реальном мире. Надо отметить ещё раз – фантазия абсолютно реальна для детей. И не потому, что дети не видят настоящей жизни. Просто фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который мы, взрослые, успешно забыли.

Волшебная сказка – веками наработанная ценнейшая информация – веками наработанная ценнейшая информация высочайшей плотности, детским языком поднимающая по настоящему философские проблемы осмысления мира.

Каждый ребёнок постоянно сталкивается с конкретными проблемами, подчас требующими «приземлённого» и прагматичного решения, приносящего облегчение на месте». Именно здесь вам помогут сказочные истории, написанные специально для наших с вами детей и ориентированные на конкретные проблемы. Эти волшебные истории помогут вашим детям найти выход из сложных ситуаций, с честью выдержать любые удары судьбы и быть Вам благодарными за это – ведь именно Вы прочитаете их своим детям.


Стрелкова,  Л.  П.  Уроки сказки  /  Л.  П.  Стрелкова.  –  Москва  :  Педагогика,  1989.  –  124,  [4]  с.  :  ил.  –  (Библиотечная серия).

Данная книга – помощник по нравственному и эмоциональному развитию дошкольников. Слушая текст книги, построенный на материале сказок, ребёнок анализирует его, решает этические задачи, усваивает элементарные нравственный нормы.

Цель книги – научить ребёнка осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать становлению его самосознания, развивать умение, управлять своими чувствами.

Одна из задач книги – показать родителям, как работать с ребёнком над художественным произведением, дать представление о некоторых приёмах и способах подобной работы; всё это призвано способствовать совершенствованию воспитательного процесса в сфере нравственного, эмоционального и в некоторой степени эстетического развития.

По форме эта книга – сказка, о необыкновенном путешествии в страну сказок. Ваш ребёнок познакомится с приключениями Данилки, московского мальчика 6 лет, и сказочного персонажа Солнечного Зайчика.

Образ Данилки создан на основе многолетних наблюдений за детьми в ситуациях естественных и экспериментальных. Мы постарались передать наиболее яркие и типичные поступки детей этого возраста.

Другой персонаж – Солнечный Зайчик должен явиться для вашего ребёнка, как впрочем и для Данилки, авторитетом. Он поможет малышу сверить свои впечатления с определённым эталоном, скорректировать чувства, переосмыслить отношение к различным сторонам действительности.

Книга построена с учётом постепенного усложнения материала. Следовательно, здесь учтён возрастной принцип: чем старше ребёнок, тем «дальше» вы можете «зайти» с ним в путешествие по Тридесятому царству.

Книга ярко иллюстрирована и даёт родителям рекомендации по работе с дошкольниками. Для совместного чтения родителей с детьми.


Будь осторожен,  малыш!  :  первые уроки безопасности  :  [для детей от трёх лет].  –  Москва  :  ЭНАС-КНИГА,  2013.  –  75,  [1]  с.  :  ил.  –  (Полезные сказки).

Будь осторожен, малыш! Первые уроки безопасности. Полезные сказки про енота Бертика и его друзей помогут маленькому читателю усвоить важные навыки безопасного поведения дома и на улице.


Сказки из-под земли  :  учимся ориентироваться  :  [для детей от трёх лет].  –  Москва  :  ЭНАС-КНИГА,  2013.  –  47,  [1]  с.  :  ил.  –  (Полезные сказки).

Полезные сказки про любознательного крота и сластёну медвежонка помогут маленькому читателю освоить такие понятия, как «справа-слева», «дальше-ближе», «выше-ниже»...


Лопатина,  А.  А.  Сказы матушки земли  :  экологическое воспитание через сказки,  стихи и творческие задания  :  [для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста]  /  А.  А.  Лопатина,  М.  В.  Скребцова.  –  2-е изд.  –  Москва  :  Амрита-Русь,  2008.  -  248,  [8]  с.  :  ил.  -  (Образование и творчество).

Настоящее издание поможет воспитать в детях чувство любви к природе, показать им красоту родной земли и воспитать в них чувство ответственности за мир вокруг. В книгу вошли добрые сказки, которые приблизят сознание детей к природе, научат заботиться о ней; лирические стихотворения, глубоко раскрывающие перед детьми чудо природы; творческие задания и игры, направленные на развитие в детях ощущения взаимосвязи природы и человека. Книга предназначена для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.


Мосина,  Е.  С.  Почему облака превращаются в тучи?  :  сказкотерапия для детей и родителей  /  Е.  С.  Мосина  ;  худож.  С.  В.  Мосин].  –  Москва  :  Генезис,  2012.  -  158,  [2]  с.  :  ил.

Даже при самых хороших отношениях между родителями и детьми, иногда на горизонте сгущаются тучи… Да и в отношениях ребенка со сверстниками тоже встречаются трудности. Причины возникновения проблем могут быть разными: индивидуальные особенности детей (гиперактивность, тревожность, агрессивность, застенчивость), семейные неурядицы (разногласия в вопросах воспитания, развод и т.д.).

В книге рассмотрены детские психологические проблемы, возможные причины их появления, даны рекомендации для родителей. Но главное, в ней приведены психокоррекционные и медитативные сказки, способствующие решению проблем детей дошкольного возраста. Кроме того, автор описывает процесс создания собственных сказок под конкретные актуальные для ребенка проблемы.

Книга адресована в первую очередь родителям, а также психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с детьми.


Лабиринт души   :  терапевтические сказки  /  под ред.  О. В.  Хухлаевой,  О. Е.  Хухлаева.  –  [12-е изд.].  –  Москва  :  Парадигма  :  Академический проект,  2015.  –  175,  [1]  с.  –  (Технологии психологии).

В книге представлены терапевтические сказки, предназначенные для психологической помощи детям от 3 до 15 лет. Терапевтические сказочные истории, написанные специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы, — это разговор с ребенком о психологических трудностях на его собственном языке.

Такие истории помогают детям находить выход из сложных ситуаций, выдерживать любые удары судьбы; с их помощью взрослый может лучше понять ребенка, стать ему ближе.

Книга будет полезна как для психологов, учителей и воспитателей, так и для родителей.


Познавательные книги для творческого чтения вы можете взять в Информационно-библиотечном центре для детей и юношества.

Мы находимся по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, Войцешека, 7а.

Справки по телефонам: 305-287, 305-285, 305-283.

Нет комментариев. Ваш будет первым!