Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Женщины и море

Женщины и море

Своими делами представительницы слабого пола уже давно опровергли древнюю заповедь моряка, что женщина на корабле – плохая примета. Работа в море требует большого напряжения сил, мужества и терпения. Как совместить с этим женственность, естественное стремление хранить семейный очаг, воспитывать детей?

И всё-таки женщины идут в море. В Северном Ледовитом океане есть бухта Марии Прончищевой. Она названа в честь первой в мире полярной путешественницы, жены участника Второй Камчатской экспедиции (1733 – 1743) лейтенанта Василия Прончищева, его спутницы по плаванию на шлюпе «Якутск». 

Шлюп «Якутск»

Три женских имени – Мария Прончищева, Жюльетта Жан и Еремия Жданко вписаны в историю арктических плаваний. В разное время отправились они на судах вместе со своими любимыми – Прончищевым, Русановым, Брусиловым, не побоявшись тягот и лишений морского похода – и погибли вместе с ними.

Женщины своим примером подтвердили слова выдающегося русского мореплавателя Г.Я. Седова о том, что женщина – судоводитель имеет право и способность управлять судном в море, выполнять работу, которая требует огромного напряжения сил, мужества и терпения.

Одним из ярчайших примеров беззаветной преданности морскому делу является жизнь Анны Ивановны Щетининой – первой в мире женщины – капитана дальнего плавания.

Морская биография Анны Ивановны начиналась на Дальнем Востоке и, в частности, на Камчатке. После окончания Владивостокского водного техникума она работала на судах Акционерного Камчатского общества. Куда её только не бросала судьба. Курсанткой плавала на парусной шхуне, матросом — на «Симферополе» и на первом «Краболове», который возглавлял известный капитан А.И. Дудник. Рулевым совершала рейсы на «Охотске» вдоль побережья Камчатки и на Командорские острова. Добывала рыбу на траулерах. Штурманом ходила на пароходах «Ламут» и «Коряк». 

Пароход «Коряк»

Почти четыре года работала старшим помощником капитана на «Эскимосе» и «Орочоне» — самых крупнотоннажных судах (экипажи до 80-ти человек), входивших в состав флота Акционерного Камчатского общества.

Судно «Орочон»

В 27 лет, в 1935 году, Анна Ивановна стала капитаном. И первый свой капитанский рейс совершила на Камчатку, перегнав из Гамбурга через три океана и ряд морей пароход «Чавыча», на котором затем и работала. Самые первые рейсы доказали правильность назначения капитана. Они совершались в Охотском море. Здесь можно было напороться на льдины, или попасть в зону мощного шторма. В феврале 1936-ого года «Чавыча» был «атакован» льдинами. 11 дней команда боролась за выживание. Почти всё время Щетинина находилась на мостике, и руководила командой. Она выбирала момент, чтобы выскользнуть из ледяного плена. Капитану и экипажу удалось спасти пароход. Он даже не был сильно поврежден.

Война застала Анну Ивановну в Ленинграде, где она в Институте инженеров водного транспорта за два с половиной года закончила четырёхгодичный курс обучения. Возглавив экипаж «Сауле», перевозила грузы и людей на Балтийском море. Затем была направлена в Дальневосточное морское пароходство, где совершала рейсы в Тихом океане и перевозила грузы по ленд – лизу из Канады и США в порты Дальнего Востока. В 1945-ом году Щетинина приняла участие в боевой наступательной операции. Её судно высадило войска на Сахалине.

В послевоенные годы Анна Ивановна работала преподавателем в Дальневосточном высшем инженерном морском училище им. Невельского. 

Ходила в рейсы капитаном на теплоходах «Орша» и «Орехов». За большой вклад в развитие мореплавания Анна Ивановна Щетинина удостоена звания Героя Социалистического Труда.

      В шестидесятые годы на Камчатке было известно имя капитана пассажирского теплохода «Кристалл» Надежды Михайловны Артыш. Это небольшое трёхсотсильное судно перевозило до ста пятидесяти пассажиров. Надежда Михайловна является и единственной женщиной-капитаном рыболовецкого флота Камчатки.

Родилась Надежда Михайловна в городе моряков Туапсе. Отец был капитаном дальнего плавания. И дочь с детства мечтала стать штурманом. В семнадцать лет устроилась матросом на рыболовный сейнер. В дальнейшем заочно сдала экзамены на судоводителя-двадцатитонника. В 23 года в 1948 году приехала на Камчатку. Работала помощником шкипера на катере в рыбокомбинате им. Кирова. Училась. Получила диплом штурмана. Была капитаном на катере. 

Все работы велись тогда на рейде. Кто плавал в бурном Охотском море, знает, чего это стоит. Затем двадцать лет капитаном на «Кристалле». Муж Надежды Михайловны был капитаном на танкере «Вега». Настоящая морская семья.

Уважали рыбаки капитана Артыш, и было за что. Вот только один пример:  в 1949 году во время шторма она спасла рыбаков с двух кунгасов, взяла их на катер и провела его в устье реки Воровской. На берегу ждали жёны, дети, родные рыбаков, которые переживали: вдруг не сумеет молодая девушка справиться с такой сложной задачей?.. Затаив дыхание, молча наблюдали рыбаки за капитаном, и только когда показался берег, дружно выдохнули: «Ну, молодец, Надежда!»

Технический прогресс изменил облик морских судов. Сегодня это – целые плавучие города с комфортабельными бытовыми условиями. Плавание на них – обычная работа членов экипажа. В море теперь выходят многие тысячи женщин: штурманы и сетевязы, врачи и научные работники, буфетчицы и повара, рыбообработчицы и прачки.

Обладая такими качествами, как воля, настойчивость, чувство ответственности, умение противостоять суровой стихии океана, они достойно несут суровые морские вахты, оставаясь при этом настоящими хранительницами семейного очага, достойными жёнами и матерями.

Источник:

1. Кисличенко И.В. Женщины и море //Истоки нашего града. — 2012. — №3.

2. Женщины Камчатки. Биографические портреты. — Петропавловск-Камчатский: Издательство «Камчатпресс». — 2007. — с. 15.

3. https://fishki.net/3295374-anna-wetinina--pervaja-v-mire-zhenwina-kapitan-dalynego-plavanija.html © Fishki.net

Нет комментариев. Ваш будет первым!