Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Валерий Чкалов - герой на века

Валерий Чкалов - герой на века

Изо всех больших имен геройских,

Что известны нам наперечет,

Как-то по-особому, по-свойски,

Это имя называл народ.

Попросту – мы так его любили,

И для всех он был таким своим,

Будто все мы в личной дружбе были,

Пили, ели и летали с ним.

                                   Александр Твардовский

2 февраля 1904 года в селе Василево Нижегородской губернии родился советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов. После окончания школы Валерий поступил в Череповецкое ремесленное училище и его лётная биография, возможно, так и не началась, если бы в голодном 1918 году из-за нехватки преподавателей и материальных трудностей училище не закрылось. После долгих мытарств он поступил слесарем-ремонтником в четвертый авиационный парк Красной Армии в Нижнем Новгороде. Позже прославленный летчик вспоминал: «Как мне хотелось летать вместе с нашими летчиками, как хотелось сразиться с врагами в воздухе…». Поработав некоторое время слесарем, в 1921 году поступил в Егорьевскую военно-теоретическую школу летчиков, а через год его перевели в Борисоглебскую школу военных летчиков. В 1923 году в числе десяти лучших выпускников Валерий Чкалов был направлен в Московскую школу высшего пилотажа, где учился летать на боевых самолетах и в совершенстве освоил воздушную акробатику. Его инструктор летчик Михаил Громов писал: «Чкалов неизменно оказывался первым… Он не знал никаких колебаний: сказано – сделано. Он шел, как говориться, напролом. Самые смелые решения он проводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха… Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения».

Военная служба Валерия Михайловича началась в 1924 году, когда он получил назначение в Ленинградскую 1-ую Краснознаменную истребительскую эскадрилью. Через четыре года получил повышение и в качестве командира звена был переведен в Брянск. Чкалов на самолете выделывал чудеса акробатики и однажды, пытаясь пролететь под телефонной линией, врезался в провода. За это нарушение в 1929 году его приговорили к году тюремного заключения. В тюрьме он провел меньше месяца, так как был помилован, но из армии демобилизовали. Благодаря заступничеству друзей, которые просили начальство вернуть Чкалова, в 1930 году он был зачислен летчиком-испытателем в Научный испытательный институт ВВС Красной Армии. Работая в НИИ Валерий Павлович освоил все типы современных советских самолетов. И когда через три года он мобилизовался из армии, то сразу был принят летчиком-испытателем на авиационный завод им. В. Менжинского.

В 1935 году Чкалову предложили принять участие в длительном беспосадочном перелете, который должен был показать всему миру авиационную мощь Советского Союза. Было подготовлено несколько экипажей для дальних перелетов, но честь начинать выпала Валерию Чкалову, Георгию Байдукову и Александру Белякову.

Им предстояло пройти без посадки над Кольским полуостровом, водами Баренцева моря, пересечь Якутию и достичь Камчатки. 22 июля 1936 года самолет «АНТ-25» вышел к Тихому океану, а вскоре к Петропавловску-Камчатскому. В труднейших условиях цель была достигнута, но горючего еще оставалось много, и Чкалов решил продолжить полет до Сахалина. 

За этот перелет 24 июля 1936 года всему экипажу самолета было присвоено звание Герой Советского Союза. Героическая жизнь Валерия Павловича Чкалова продолжилась. Он начал готовиться к новому большому полярному перелету – через Северный полюс в Америку. И 18 июня 1937 года самолет «АНТ-25» взял курс на север. Как и в первый раз, перелет проходил в очень сложных условиях. Из-за кислородного голодания каждое движение летчикам давалось с мучительным трудом. 20 июня перелет, продолжавшийся 63 часа, завершился на аэродроме Ванкувера. Тысячи американцев стекались на аэродром в надежде увидеть советский АНТ-25. Где бы ни появлялись советские летчики, они оказывались в центре внимания. Все газеты подробнейшим образом изо дня в день освещали каждый их шаг на американской земле.

14 июля на пароходе «Нормандия» они отправились в обратный путь. Десятки тысяч людей встречали экипаж Чкалова на площади Белорусского вокзала. Прямо с вокзала Валерий Павлович отправился в Кремль, где доложил членам Советского правительства о выполнении задания. За этот героический подвиг, прославивший авиацию СССР на весь мир, летчики были награждены орденом Красного Знамени. После второго полета Чкалов вернулся к испытаниям на заводе В. Менжинского. Время было сложное, уже явственно ощущалось приближение войны и поэтому на заводе торопились внедрить новый истребитель «И-180» в производство. 15 декабря 1938 года Чкалову было дано указание, произвести первый испытательный полет, хотя самолет имел не устраненные дефекты. Валерий Павлович прочитал задание на полет, красным карандашом поставил свою подпись, что означало: «С заданием ознакомлен». Многие задаются вопросом: должен ли был Чкалов, наблюдавший, как шла подготовка к первому вылету, совершать полет? «Надо знать Чкалова, — пишет Георгий Байдуков, — его редкостную щепетильность, честность, верность долгу и дисциплинированность, чтобы понять: Чкалов не мог отказаться от выполнения задания». Во время полета мотор неожиданно отказал, самолет потерял высоту и на полной скорости врезался в столб ЛЭП. Удар был такой силы, что сидение летчика сорвалось с креплений. Смерть его наступила мгновенно. Комиссия единодушно пришла к выводу, что «гибель тов. Чкалова является результатом расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной халатности в работе завода №156…».

16 декабря 1938 года все газеты и радиостанции страны передали правительственное сообщение: «Правительство Союза ССР с глубоким прискорбием извещает о гибели великого летчика нашего времени Героя Советского Союза тов. Валерия Павловича Чкалова при испытании нового самолета 15 декабря сего года».

Похоронен прославленный летчик в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлевской стене.

В этом году исполняется 85 лет первому беспосадочному перелету экипажа Валерия Чкалова из Москвы на Дальний Восток.

Источники:

Нет комментариев. Ваш будет первым!