Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Маленькие Ленинградцы

Маленькие Ленинградцы

В 2021 году исполнилось 77 лет как была снята блокада Ленинграда. Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе со взрослыми в эти тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей.

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети – особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне с взрослыми приближали победу.

Детям переносить блокаду было намного хуже, чем взрослым. Резко увеличилось количество детских домов, потому что родители детей каждый день гибли под обстрелами. У каждого ребенка своя страшная история жизни в блокадном городе.

Мальчишки и девчонки, совсем еще дети шли на заводы и фабрики, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. Чтобы ребята могли работать за станками, для них делали деревянные подставки. Работали по 12-14 часов в день. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Разбирали завалы разрушенных зданий, очищая дороги и трамвайные пути. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Школьники приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжелобольных. Пели им песни, читали им стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова (юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленые брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Ведь городу так нужно было топливо...). С 1943 года в городе были организованы команды тимуровцев. Они навещали стариков, больных, разносили почту.

Маленькие ленинградцы из последних сил работали и даже учились в осаждённом блокадном городе. 15 тысяч ленинградских детей и подростков были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Сегодня, спустя 72 года, мы вновь и вновь воссоздаём в воображении события тех давних лет. Пытаемся понять, что пережили ребята и как им удалось выстоять в этом страшном испытании. И конечно, этот подвиг не мог не найти отражение в литературе: и в прозе, и в поэзии.

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории нашей страны, было в судьбах её маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. Над нами – мирное небо. Во имя этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей Родины. Забыть об их подвиге – преступление. И сегодня мы должны как можно больше знать, рассказывать и читать о войне 1941 – 1945 гг.

Мы предлагаем вашему вниманию обзор книг и периодических изданий, посвящённых Дню полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады «Маленькие Ленинградцы». Всегда и во все времена особый интерес у детей и подростков вызывали и вызывают повести, рассказы и стихи об их ровесниках. Поэтому мы решили показать разные грани войны через призму детских судеб, детского восприятия.


Дети Великой Отечественной войны: к 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне, (22 июня 1941 – 9 мая 1945) / сост. М. С. Андреева, М. П. Короткова. – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2015. – 32 с.: 8 л. цв. ил. – (Выставка в школьной библиотеке, Вып. 1).

Дети и война. Противоестественное сочетание. Всегда, во все времена особый интерес у детей и подростков вызывали и вызывают повести, рассказы и стихи об их ровесниках. Поэтому мы решили показать разные грани войны через призму детских судеб, детского восприятия. Дети в регулярной ар­мии, в партизанских отрядах, на оккупированной врагом территории, в эвакуации, в тылу. Они разделили все тяготы войны наравне с взрослыми, выдержали и победили вместе с взрослыми. О них написано немало книг, многие созданы на документальной основе — а это вызывает у маленького читателя особый эмоциональный отклик.


Дети и блокада  //  Наш Филиппок.  –  2014.  —  № 1.  –  С.  6-9.  –  (Герой моей страны).

В 2021 году исполнилось 72 года как была снята блокада Ленинграда. Она продолжалась долгие 872 дня и унесли жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе со взрослыми в эти тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей. О том, как маленькие ленинградцы выживали, учились, работали, ходили в детский сад и зоопарк вы узнаете, прочитав статью из журнала «Наш Филиппок».


Воскобойников,  В.  Девятьсот дней мужества  /  В.  Воскобойников  ;  худож.  Д.  Боровской  ;  [ред.  Е.  Рыжова].  –  Москва  :  Малыш,  1987.  –  30,  [2]  с.  :  ил.

В сентябре врагу удалось окружить Ленинград. Но взять его фашисты не смогли. Девятьсот дней фашисты обстреливали Ленинград из пушек, бомбили с самолетов, пытались убить голодом. Как пережили ленинградцы, в том числе дети и подростки, эти страшные дни? Как сумели, несмотря на все трудности, отстоять город? На эти многие другие вопросы вы сможете найти ответы на страницах этой замечательной детской книги.


Миксон,  И.  Л.  Жила,  была  :  историческое повествование  /  И.  Л.  Миксон  ;  [отв.  ред.  О.  В.  Давтян].  –  Ленинград  :  Детская литература,  1991.  –  224,  [31]  с.  :  ил.

Автор книги «Жила, была» Илья Львович так рассказывает о том, что заставило его написать об этой школьнице: «Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей, обжёг, и моё сердце… Я решил рассказать о былом и отправился по следам горя, безмерных страданий, безвозвратных потерь. Но отыскались родственники, семейные фотографии, архивные бумаги, нашлись свидетели… Никому не дано творить чудеса, ничто не изменить, не исправить в прошлом, но можно и должно предупредить и оградить будущее. Я расскажу, обязан рассказать».

Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружил город. Итак, жила-была девочка. Звали её Таня Савичева…


Сухачёв,  Михаил.  Дети блокады  :  Глава 7  /  Михаил Сухачёв  //  О,  Русская земля.  –  2019.  —  №  3.  –  С.  18 – 21.

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети – особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне с взрослыми приближали победу. На страницах журнала «О, Русская земля» представлен отрывок из книги Михаила Сухачева. Вы прочитаете о детях блокадного Ленинграда, Вите Стогове и его друзьях. Они тушили на чердаках зажигательные бомбы и совершали не детские подвиги во имя Победы!


Сухачев,  Михаил.  Дети блокады  :  повесть  /  Михаил Сухачев  ;  худож.  Г.  В.  Алимов.  –  Москва  :  Детская литература,  2014.  –  268,  [3]  с.  :  ил.,  портр.  –  (Школьная библиотека).

Повесть Михаила Павловича Сухачева рассказывает о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Более миллиона ленинградцев умерло от голода и холода, но они не сдавались, героически работая и перенося лишения. Герои книги, – дети блокадного Ленинграда, Витя Стогов и его друзья, – тушили на чердаках зажигательные бомбы, ловили сигнальщиков-диверсантов, помогали людям выстоять. Любовь к Родине, стойкость, мужество, самоотверженность – вот главные черты этих ребят, благодаря которым они выдержали нечеловеческие испытания.

Книга М. Сухачёва «Дети блокады» вышла в издательстве «Детская литература» и рекомендована для среднего школьного возраста. Здесь столько интересных фактов о жизни детей в блокадном Ленинграде. Язык, которым написана повесть – понятный, доступный и богатый, то, что нужно читателю, а особенно ребёнку.


Герман,  Юрий.  Вот как это было  :  [повесть]  /  Юрий  Герман  ;  худ.  Ольга Фадеева.  –  Санкт-Петербург  ;  Москва  :  Речь,  2015.  –  91,  [5]  с.  :  ил.  –  (Вот как это было).

Трогательная, по-детски непосредственная повесть о блокадных днях — таких, какими их видит маленький Миша, оставшийся вместе с родителями в осажденном Ленинграде, не только раскрывает перед читателем приметы времени и рассказывает, «как это было», но и учит быть сильным: ведь не каждый день болеешь «очень милой скарлатиной» или пробуешь ходить с костылём, потому что у тебя — осколочное ранение. И, конечно, гордиться настоящими героями: Мишкиной мамой, которая сама может разминировать фугасную бомбу, или милиционером Иваном Фёдоровичем Блинчиком, который, что бы ни случилось, не бросает свой пост. Да и сам Мишка и его друзья, решившие давать представления для раненых солдат, чтобы поддержать их, — чем не герои?


Верейская,  Е.  Три девочки  :  повесть  /  Е.  Верейская  ;  [ил.  Н.  А.  Носкович].  –  Москва  :  Речь,  2016.  –  220,  [4]   с.  :  ил.  –  (Вот как это было).

Трогательная история трёх девочек, переживших блокаду Ленинграда и вынужденных столкнуться с недетскими трудностями, правдиво поведает о настоящей дружбе, мужестве и искренней преданности, о нежданных потерях и приобретениях. А графические и необыкновенно эмоциональные рисунки Нины Носкович, дополняя повествование, проведут читателей рядом с главными героями от первой и до последней страницы книги.


Воронкова,  Любовь.  Девочка из города.  Гуси-лебеди  :  повести  /  Любовь Воронкова.  –  Москва  :  Детская литература,  2010.  –  222,  [2]  с.  :  ил.,  портр.  –  (Школьная библиотека).

В книгу входят две повести известной детской писательницы. В повести «Девочка из города» рассказывается о девочке, осиротевшей во время Великой Отечественной войны, о добрых людях, ее приютивших. Повесть «Девочка из города» о маленькой девочке 6-7 лет — Валентинке, у которой в результате бомбёжки погибает мама и маленький братик, а дом разрушен. Из блокадного Ленинграда девочку-сироту эвакуировали в деревню. В первые недели Валентинка похожа на маленького испуганного зверька, который боится, что его тронут. Простая женщина очень по-доброму к ней относится, но ребёнок столько пережил, что всех боится и очень замкнут. Деревенские ребятишки смеются и над одеждой девочки (её капор — объект самых злых насмешек), и над её нелюдимостью.

Повесть «Гуси-лебеди» рассказывает о маленькой деревенской девочке Аниске. Некоторые ребята считают её некрасивой, задиристой девчонкой и совсем не замечают, какое у нее доброе сердце. Обе повести о детстве, о любви к Родине, доброте, дружбе людей. Для среднего школьного возраста.


О ленинградцах и подвиге Ленинграда  //  Час мужества  :  стихотворения и рассказы о Великой Отечественной войне.  –  Москва  :  Оникс,  2010.  –  С.  133-145.  –  (Библиотека российского школьника).

Книга рассказывает о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). Авторы вошедших в неё стихов и рассказов не понаслышке знают о том, что такое фронтовое братство и солдатское мужество: многие прошли войну рядовыми, офицерами, корреспондентами, санинструкторами, работали в тылу.


Алексеев,  Сергей.  Рассказы о Великой Отечественной войне  /  Сергей Алексеев  ;  [худож.  А.  Лурье].  –  Москва  :  ОНИКС – ЛИТ,  2015.  –  187,  [5]  с.  :  ил.,  портр.  –  (Библиотека российского школьника).

В книгу вошли рассказы о решающих сражениях Великой Отечественной войны – героической Московской битве, великих битвах на берегах Волги, на Курской дуге, об обороне Севастополя, Ленинграда, о штурме Берлина. Для среднего школьного возраста.


Элькин,   Г.   Н.   Детям о городах-героях   /   Г.   Н.   Элькин,   А.  С.   Семёнов  ;   [ил.   О.   Н.   Лаврухина].   –   Санкт-Петербург  :   Паритет,   2015.   –   95,   [1]   с.  :   ил.

Книга, посвящённая городам-героям и городам воинской славы, расскажет о событиях Великой Отечественной войны, о героизме и мужестве защитников Родины, о боевых и трудовых подвигах. Она может служить пособием по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Звание «Город-Герой» является высшей степенью отличия, которое может получить город. Это почетное звание носят 13 городов: Ленинград (Санкт-Петербург), Сталинград (Волгоград), Севастополь, Одесса, Киев, Москва, Брест («Крепость – Герой»), Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск и Смоленск. Небольшие города России, сыгравшие важную роль в защите нашей Родины, удостоены почетного звания «Город воинской славы». Его получили уже 40 городов. Каждый город имеет свою славную и героическую историю и достоин уважения и благодарности потомков. Книга адресована детям, родителям и педагогам.


Ждём вас в Информационно-библиотечном центре для детей и юношества по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Войцешека, 7 «А», ежедневно с 12.00 до 18.00 часов, кроме воскресения. Наши телефоны: + 8 (4152) 305-287, 305-285, 305-283.

Нет комментариев. Ваш будет первым!