Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Три дерева - берёза, осина и ёлка.

Три дерева - берёза, осина и ёлка.

      У восточных славян, а потом у русских, особо почитаемым деревом стала береза, хотя предметом поклонения бывали и деревья других пород (дуб, сосна, ель). Предпочтение, отдаваемое березе, в значительной мере объясняется ее широким распространением на территории Среднерусской равнины, а также тем, что дерево это, распускающееся весной раньше других, воспринималось как средоточие животворных сил. Поскольку береза, в отличие от хвойных деревьев, сбрасывает на зиму листву, ее использование в календарной обрядности соотносилось не с зимним, а весенним и летним сезонами. Символизируя возрождение жизни, береза превратилась в объект особого почитания поздней весной, в период весенних (или зеленых) Святок, после принятия христианства совпавших с Троицыной неделей, приходившейся по старому календарю на конец мая или же начало июня. Именно в это время, когда даже в северных районах листья на березе уже распускаются, сохраняя весеннюю свежесть и аромат, она и становилась центром обрядовых действий.

    Весенние Святки праздновались обычно на лоне природы: в лесах и рощах, на берегах рек, озер, прудов – там, где росла береза. Участники действий (по преимуществу молодежь) украшали только что распустившиеся ветви, «завивали» их и с песнями водили вокруг дерева хороводы. «Завивание» березки состояло в завязывании ее веток таким образом, что получались венки. Иногда нижние ее ветви сплетали травами, для того чтобы передать траве и земле животворную силу только что распустившегося дерева. Из березовых ветвей плели венки и бросали их в реку, что стало одним из самых распространенных способов гадания в этот период года. Бросив венок в воду, девушки следили за тем, как он плыл по течению, отмечая, потонет он или нет, прибьется к берегу или же беспрепятственно уплывет вниз по реке. Так они стремились угадать свое будущее: утонувший венок предвещал близкую смерть той девушке, которой он принадлежал; венок прибитый к берегу, свидетельствовал о том, что в текущем году его владелица не выйдет замуж, а венок, уплывший по течению, означал предстоящее в ближайшее время замужество.

     В лесу около березки девушки «кумились» — целовались через березовые венки и обменивались крестиками, что означало вступление их в духовное родство. Этот обряд в разных местностях имел свои особенности.

     Особое пристрастие русских к березе живо до сих пор. Это дерево с яркой листвой, нежным свежим запахом и белым в черных крапинках стволом считается в России эталоном растительной красоты. Постепенно береза превратилась в растительную эмблему русских, что нашло отражение во многих народных и авторских песнях, в стихотворениях, кинофильмах , в массовой культуре.

     Наряду с почитаемыми в народной культуре существуют и проклятые деревья, вызывающие отрицательные эмоции. Таково восприятие русскими осины, которая в их представлении связывается с низшим миром. 

Неприятие осины объясняется скорее всего тем, что это дерево обычно произрастает в низких, глухих, болотистых местах, которые считаются прибежищем нечисти. Плотные, гладкие, мелкие листья осины из- за своих длинных черенков дрожат от любого, даже самого легкого, дуновения ветра, что создает в осиннике характерный звуковой эффект тревожного, сухого, почти металлического шороха и мелькающего движения, в соответствии с пословицей: «Одно проклятое дерево без ветра шумит».

     Ёлка — неизменный атрибут Нового года и Рождества. Тысячи лет назад наши предки одухотворяли дерево. Считалось, что деревья, являются живыми существами, в их ветвях находят себе приют духи — добрые и злые, поэтому люди украшали деревья, тем самым стараясь их задобрить. Особое место отводилось вечнозеленым деревьям, в том числе и ели. Считалось, что ель, как и другие хвойные деревья, пользуется особым расположением Солнца — главного бога в языческих верованиях. Солнце разрешает ели оставаться всегда зелёной, в отличие от лиственных деревьев.

    Ель – вечнозеленое хвойное дерево семейства сосновых с конусообразной кроной и длинными чешуйчатыми шишками. 

     Это дерево издавна использовалось в качестве магического растительного символа. В Древней Греции, ель почиталась в качестве священного дерева Артемиды, богини охоты. Участники дионисийских шествий обычно несли еловые ветви с шишками и ветки плюща. В одном из древнегреческих мифов рассказывается о том, как Кибела – богиня гор, лесов и зверей – превратила бога Аттиса, умиравшего от раны, нанесенной ему кабаном Зевса, в дерево, под которым она сидела и плакала до тех пор, пока Зевс не пообещал ей, что оно станет вечнозеленой елью. Есть мнение, что именно из древесины серебристой ели, считающейся столь же старым деревом на севере Европы, как и пальма на юге, был сделан Троянский конь. Согласно легенде, еловая древесина была использована в качестве символа на потолке Храма Соломона. В кельтской мифологии ель, символизировавшая собою день зимнего солнцеворота, воспринималась как существо женского пола: как дерево рождения или сестра тиса, который считался деревом смерти.

     У многих народов ель была особо почитаемым деревом в первый день Нового года, связанным с днем солнцестояния. Так, народы Западной Сибири – ханты и манси – считали ее «священным шестом», которому они приносили жертвы. Удмурты, также поклонявшиеся ели, зажигали на ней свечи, совершали моления, принося жертвоприношения еловым ветвям, которые почитались у них как богини. Те же удмурты обычно клали на пол еловую ветвь, предлагая ей в жертву хлеб, мясо и питье, а перед началом строительства дома ставили под фундамент маленькую елочку и, расстелив перед ней скатерть, приносили ей жертвоприношения. Возвращаясь после похорон с кладбища, они стегали друг друга еловыми ветками, дабы воспрепятствовать злым духам, преследовать их до дома. 

В качестве таких ритуальных бичей еловые ветви использовали многие северные народы.

Широко применялось еловое дерево в магии и медицине. 

    Согласно бытовавшему в Баварии поверью, для того чтобы сделаться невидимым, перед зарей накануне Ивана Купалы необходимо отыскать ель и съесть семена из тех ее шишек, которые растут вверх. Германские народы верили в то, что ель излечивает подагру. Страдавший от этой болезни человек либо завязывал узел из ее ветвей, либо в течение трех «благоприятных» пятниц после захода солнца ходил к ели и, произнося магические стихи, «переносил» свою подагру в дерево, которое в результате засыхало и умирало. Сделанный из еловой хвои или молодых кончиков еловых веток бальзам использовался от цинги, грудных и легочных болезней, для излечения ран, язв и пр. Этим бальзамом также натирали обветренные и потрескавшиеся руки. Для его приготовления внутреннюю кору ели раздалбливали до мякоти и настаивали на кипятке, после чего из полученного настоя делали припарки. Некоторые индейские племена использовали ель для излечения от головной боли.

      Наряду с этим ели издавна приписывалась смертная символика. Еще Плиний Старший (I век до н.э.) считал ель похоронным деревом. Если в еловое дерево, растущее возле дома, ударяла молния, это рассматривалось как знак скорой смерти его хозяев.

     История превращения ели в рождественское дерево до сих пор во всех деталях не восстановлена. Существует мнение, что данный обычай восходит к гораздо более древней традиции майского дерева. Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии, где ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом: «Царицей германских лесов была вечнозеленая ель», именно здесь она и стала сначала новогодним, а позже – рождественским растительным символом. 

     Среди германских народов был распространен обычай ходить под Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершали соответствующие обряды.

Со временем еловое деревцо стали срубать и приносить в дом, где его устанавливали на столе. К нему прикрепляли зажженные свечки, вешали яблоки и сахарные изделия. Возникновению культа ели как символа неумирающей природы способствовал вечнозеленый покров этого дерева, позволявший использовать его во время зимнего праздничного цикла.

     После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать крестьянский смысл, и ее стали употреблять на Рождество, устанавливая в домах не на Новый год, а в Рождественский сочельник (24 декабря), отчего она и получила название рождественского дерева – Weihnachtsbaum. С этих пор в сочельник (Weihnacht) праздничное настроение стало в Германии создаваться не только рождественскими песнопениями, но и елкой с горящими на ней свечами.

Интересные факты о Новогодней елке

  • В молодой еловой хвое витамина С больше, чем в лимоне. Согласно некоторым источникам, именно хвойное вино помогло команде знаменитого исследователя, капитана Джеймса Кука, успешно справляться с цингой — болезнью, возникающей при недостатке витаминов в организме.
  • Ель прекрасно очищает воздух, удаляет пыль и показана даже аллергикам. Однако, не стоит покупать живые ёлочки в горшках в надежде, что они будут жить в вашем доме. Увы, такие деревья не проживут долго в «тепличных» условиях. Теоретически, такую ёлку можно высадить в открытый грунт. Но подойдет для этого далеко не любая местность. Например, ели не обладают большой газоустойчивостью, не стоит сажать их вдоль автомобильных дорог.
  • Ель живет 300-400 лет (возраст некоторых долгожителей достигает 500 лет). А на то, чтобы вырастить одну елочку потребуется 15 лет. Однако, ель имеет свойство давать новые побеги-клоны из корней отмерших стволов. Так, согласно Википедии, возраст самой старой известной ели с учётом клонов достигает 9550 лет.
  • Первые искусственные елки изготавливались из гусиных перьев и проволоки. А в 1892 г. американский инженер Томас Эдисон и его помощник Эдвард Джонсон создали первую гирлянду из маленьких лампочек.
  • Голубая ель — символ двух американских штатов, Юты и Колорадо. Первую голубую ёлку привезли в Россию в 1858 году. Дерево посадили в Никитском ботаническом саду, а шишки (мужские и женские) развезли по всем уголкам Российской империи. Интересно, что на родине, в Северной Америке, голубые ели растут в горах, на высоте до 3000 м, чаще всего вдоль рек. Голубой цвет хвое придает восковой налет, который уменьшает испарение воды и защищает дерево от атмосферных загрязнений. Если налет удалить, то хвоя становится зеленой.
  • Еловая хвоя и шишки обладает массой лечебных свойств, так что после окончания праздника ёлку можно… съесть! Из еловой хвои делают лечебные настои, чай, вино, варят варенье и даже принимают ванны с хвоей. Варенье из сосновых шишек укрепляет иммунитет. А отвары из зеленых сосновых шишек считаются хорошим средством для очищения кожи.  

Используемая литература: Душечкина, Е. Русская ёлка. История, мифология, литература /Е. Душечкина. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012. – 360 с., ил.

Используемый сайт: www.livemaster.ru/topic/3013343-10-interesnyh-faktov-o-novogodnej-elke

Нет комментариев. Ваш будет первым!