Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Пророк Наум, наведи меня на ум

Пророк Наум, наведи меня на ум

По церковному календарю 14 декабря отмечается день святого Наума Грамотника, которого считали покровителем учения. Именно с этого дня детей начинали учить грамоте. Летом и в начале осени дети работали в поле вместе с родителями, поэтому только зимой они могли учиться. Имя Наум обозначает «утешитель», но русские крестьяне считали его покровителем ума и грамотности из – за созвучия имени. Так и говорили: «Наум наставляет на ум», поэтому день Наума Грамотника – это праздник грамоты, посвящения в ученики. К святому Науму обращались за помощью в изучении наук. Наши предки считали, что именно в этот Мудрый день следует начинать важные дела, потому что пророк Наум поможет и подскажет, как правильно это сделать. 

Люди, рождённые в день Наума Грамотника, обладали большими способностями к учению.

Для семьи день начала учёбы был праздником. Родители поднимали детей рано, приговаривали:

«Просыпайтесь ранёхонько,

Умывайтесь белёхонько,

В Божию церковь собирайтесь,

За азбуку принимайтесь!

Богу помолитесь. –

До всего дойдёте:

Святой Наум наставит на ум!

Батюшка Наум, наведи меня на ум!»

Потом все шли в храм, служили молебен, испрашивая благословения на учение отрока. Отроками называли мальчиков десяти – двенадцати лет. Девочки вообще не учились. Считалось, что женщинам грамота не нужна, да и не способны они её постигнуть. 

В этот день выпекали лепёшки в виде монет. Считалось, что они принесут ученикам удачу и счастье.  

Пословицы и поговорки, посвящённые грамотности, показывают, как высоко ценили учение наши предки: 

Грамоте учиться всегда пригодится.

Красна птица оперением, а человек учением.

Век живи – век учись.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Без муки нет и науки.

Умная голова сто голов кормит, а глупая и себя не прокормит.

Учение в счастье украшает, а в несчастье утешает. 

Сначала отец семейства приглашал учителя в свой дом. Как правило, учителем был священник. Он приносил букварь и плётку.

После службы в церкви дома школьника и учителя встречали с почётом. Учителя сажали на лучшее место, угощали и одаривали. Отец передавал сына учителю, просил не жалеть его, быть с ним построже и научить уму – разуму. Ученик трижды кланялся учителю, а тот трижды ударял ученика плёткой. Делалось это для того, чтобы мальчик не озорничал, а познавал науки прилежно, ценил серьёзность и пользу учёбы.

В старой русской школе была очень строгая дисциплина. Кто учителя не слушался, того ставили в угол или без обеда оставляли. 

Вот как описала процесс обучения детей Наталья Кончаловская в своей поэме «Наша древняя столица. Картины из прошлого Москвы»:

«В старину учились дети:

Их учил церковный дьяк, —

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке».

Иногда грамота упорно не хотела входить в голову, тогда её вбивали силой. Этому тоже есть подтверждение в пословицах:

Азбуку учат, на всю избу кричат.

Азбука – наука, всем ребятам мука.

Родителям советовали:

«Учи сына, пока поперёк лавки лежит, а как вдоль ляжет – то поздно учить будет». 

«В Наумов день аз, буки — бери указку в руки, фита, ижица — плётка близится». 

Ученики очень старались научиться всем наукам, но не из страха быть наказанным, а потому что понимали, как важно быть учёным человеком. У них тоже были свои приметы и правила, связанные с учением:

Во время учения нельзя есть, а то заешь выученное.

Закрывай книгу, закончив учить урок, а то всё позабудешь.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. 

Вставай рано, вразумляйся здраво, исполняй прилежно. 

Указанное тебе место береги, чужого не занимай и товарищей своих не утесняй. 

Почитай учителя, как родителей. 

Эти правила актуальны до сих пор. Их можно назвать наставлениями святого Наума Грамотника. 

Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Сначала ребята наблюдали, как работают писцы. Почерк у них был ровный, круглый и назывался уставом. Каждая буква стояла отдельно, а заглавные буквы писались красной краской. Отсюда и появилось выражение «писать с красной строки». Писцы занимались очень тяжёлой работой. Они выводили буквы аккуратно и внимательно, стараясь не закапать текст чернилами. Чтобы чернила засыхали, лист бумаги посыпали песком. Отсюда и появилась поговорка: «На грамоте песок ещё не засох». Гораздо позже вместо песка стали использовать промокательную бумагу. 

По окончании учебного года ученик приходил в школу с родителями и приносил с собой горшочек пшеничной каши. В отдельном платочке приносили белый хлеб и угощение. Мальчикам обычно давали съесть только кашу, после чего пустой горшок разбивали во дворе. С той поры школьных товарищей люди стали называть «однокашниками», то есть друзьями, с которыми вы вместе ели кашу во время учёбы. 

Окончив школу, юноша становился грамотным. Его стали называть грамотеем, потому что он уже умел читать книги и писать бумаги. Грамотных людей очень уважали. Самые прилежные ученики становились писцами, то есть переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, потому что все люди любили книги, а их в те времена было очень мало. 

Помимо школы, детей также отдавали на обучение к ремесленникам. Это называлось «заучиванием». Заканчивалось такое обучение 14 декабря. Такие дети в День Наума Грамотника  начинали трудиться.

Как и любой праздник народного календаря, Наумов день был отмечен такими приметами:

Холодный северный ветер в этот день являлся предзнаменованием холодного лета. 

Переливающиеся на небе звёзды сулили вьюгу.

Глухой лай собак во дворах – признак надвигающегося снегопада. 

Музыканты считали, что инструменты, освящённые в этот день в храме, будут прекрасно звучать. 

Список литературы:

1. Душевина,  О.  А.  Кто  грамоте  горазд,  тому  не  пропасть  /  О.  А.  Душевина  //  Читаем,  учимся,  играем.  –  2017.  –  №  6.  –  С.  76–80.

2. Каркачёва,  Н.  А.  Как  учились  на  Руси  /  Н.  А.  Каркачёва  //  Читаем,  учимся,  играем.  –  2008.  –  №  6.  – С.  11–14.

3. Круглый  год  :  русский  земледельческий  календарь  /  [сост.  А.  Ф.  Некрылова  ;  худ.  Е.  М.  Белоусова].  –  Москва : Правда,  1989.  –  493,  [3]  с.  :  ил.

4. Школьные  истории  //  Детская энциклопедия.  –  2010.  –  № 10.  –  64  с. 

Нет комментариев. Ваш будет первым!