Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Имя на карте

Имя на карте

Порт Петропавловск, основанный участниками экспедиции Беринга, многие годы служил базой для исследования морей. С 1804 по 1848 годы он принял 25 кругосветных экспедиций. В списке знаменитых российских мореплавателей, приводивших свои шлюпы, корветы, бриги и транспорты в Авачинскую губу в первой половине XIX века, золотой строкой вписано имя руководителя первой российской кругосветной экспедиции Ивана Фёдоровича Крузенштерна, 250 лет со дня рождения которого исполняется в ноябре.

Будущий мореплаватель, исследователь Тихого океана, учёный – гидрограф, один из основоположников отечественной океанологии, адмирал, почётный член Петербургской Академии Наук Иван Фёдорович Крузенштерн родился в Северной Эстонии в 1770 году в небогатой дворянской семье. Досрочно окончил Морской кадетский корпус. В 1793 — 1799 годах служил волонтёром на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно – Китайском море. По возвращении на родину Крузенштерн дважды представлял проекты прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и Аляске, доказывая его необходимость. Он подготовил проект организации кругосветного плавания, его предложение получило поддержку морского министра-адмирала Н.С. Мордвинова и члена Государственного совета – графа Н.П. Румянцева, а главное – правления Российско-Американской компании. Это торговое объединение было учреждено 8 июля 1799 г. в целях освоения территории Русской Америки, Курильских и других островов. Ей предоставлялись в монопольное пользование все промыслы и ископаемые, находившиеся на этих территориях, право организовывать экспедиции, занимать вновь открытые земли и торговать с соседними странами. После одобрения проекта Александром I Крузенштерн 18 августа 1802 г. был назначен руководителем предстоящей экспедиции.

Началась подготовка к плаванию, высокое предназначение которого осознавалось всеми, а в первую очередь — начальником экспедиции капитаном-лейтенантом Иваном Фёдоровичем Крузенштерном. «Удача в первом сего рода опыте,- писал он, — казалось, была необходима, ибо в противном случае соотечественники мои были бы, может быть, ещё долгое время от такого предприятия воспящены, завистники же России, по всему вероятию, порадовались бы такой неудаче».

Летом 1803 года Крузенштерн вышел из Кронштадта на двух шлюпах – «Надежда» ( на борту находилась миссия в Японию во главе с графом Николаем Резановым) и «Нева» ( капитан Юрий Лисянский).

Ю. Лисянский и И. Крузенштерн

В первое «кругоземное» плавание были подобраны лучшие офицеры Российского флота: будущий адмирал Макар Ратманов; мичман Фаддей Беллинсгаузен, впоследствии открывший с М.П. Лазаревым Антарктиду; будущий кругосветный мореплаватель и океанограф кадет Отто Коцебу; мичман Василий Берх и многие другие. Некоторые из этих имён навечно остались на картах Тихого океана.

Главной целью плавания было исследование устья Амура и прилегающих территорий для выявления удобных баз и маршрутов снабжения Тихоокеанского флота. Корабли проделали вместе лишь часть пути. В марте 1804 года суда обогнули мыс Горн и через три недели разошлись, чтобы встретится вновь только в ноябре 1805 года в порту Макао.

Корабли «Надежда» и «Нева»

Плавание «Надежды» проходило по маршруту: Копенгаген – мыс Горн – Камчатка – Сахалин – Курильские острова – Камчатка – Макао – мыс Доброй Надежды – Копенгаген – Кронштадт.15 июля 1804 года Крузенштерн на шлюпе «Надежда», «закрыв» по пути мифические земли юго-восточнее Японии, прибыл в порт Петропавловск. Первый российский корабль, совершивший плавание с Балтики на Тихий океан, бросил якоря в гавани Петропавловской, неподалёку от длинной песчаной косы. Именитым гостям был оказан должный приём. «Ни один корабль прежде, — писал Крузенштерн, — не выходил из здешнего порта с таким хорошим и достаточным запасом…».

После посещения Петропавловска Крузенштерн доставил Н. Резанова в Нагасаки и, возвращаясь в Петропавловск, описал северные и восточные берега залива Терпения. В мае 1805 года моряки с фрегата «Надежда» в знак уважения к памяти сподвижника Кука Чарльза Клерка соорудили на месте его погребения в Петропавловске деревянный обелиск, положив этим начало славной традиции увековечивания памяти своих предшественников и сподвижников по «морскому делу». Летом Иван Фёдорович продолжил съёмочные работы, впервые засняв около 1000 км. берегов Сахалина. В конце лета 1806 года экспедиция, внеся огромный вклад в науку, вернулась в Кронштадт. Первое кругосветное плавание русских моряков на кораблях «Надежда» и «Нева» положило начало другим русским «кругосветкам», принесшим отечественной науке всемирную славу. Помимо сделанных географических открытий, были собраны уникальные коллекции, выполнены астрономические и гидрографические работы. По итогам экспедиции Лисянский и Крузенштерн выпустили интереснейшие описания плаваний.

В 1811 году Крузенштерн был определён инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 году, разработав подробную инструкцию для кругосветной экспедиции 1815—1818 гг. под начальством Коцебу, одного из младших офицеров первого кругосветного плавания, Крузенштерн посетил Англию для заказа необходимых для экспедиции инструментов. Вернувшись, он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря», с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря» (СПб., 1823 и 1826; франц. перевод: «Recueil. des memoires hydrographiques…», СПб., 1824—1827; дополнение СПб., 1835—36; сочинение это увенчано полной Демидовской премией).

В 1827 году Иван Фёдорович Крузенштерн назначается директором Морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. Шестнадцатилетняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением его библиотеки и музеев многими учебными пособиями. Именно в это время созданы и утверждены Высшие Офицерские классы, которые позже были преобразованы в Военно-Морскую академию. При Крузенштерне в Морском кадетском были отменены телесные наказания. В звании адмирала, в 1842 году Иван Федорович подал в отставку. Уехав в свое именье, он продолжал трудиться. В 1845 году совместно с такими учеными, как: Ф.П. Врангель, К.М. Бэр и Ф.П. Литке Иван Федорович принимает непосредственное участие в формировании Русского географического общества. Спустя определенный период времени, оно стало одним из крупнейших центров географических наук не только в России, но и в мире.

Благо России Иван Фёдорович Крузенштерн ставил превыше всего. Уважение к человеческому достоинству, скромность и пунктуальность, обширные знания и талант организатора всегда привлекали к исследователю людей. К нему обращались за советом многие выдающиеся отечественные и зарубежные мореплаватели.

Памятник И.Ф. Крузенштерну в Санкт-Петербурге

Именем Крузенштерна названы 13 географических объектов в различных частях планеты: два атолла, остров, два пролива, три рифа, мыс и губа.

Источник:

Кисличенко И.В. Имя на карте //Истоки нашего града. — 2012. — №11.- с.4.

Нет комментариев. Ваш будет первым!