130 лет со дня рождения Агаты Кристи
ЗАГАДКИ «СТАРУШКИ АГАТЫ»
Агата Кристи (1890-1976) – одна из крупнейших мастеров детектива 20 века. Ей принадлежит около 70 романов, множество рассказов, пьес тиражом почти полмиллиарда экземпляров по всему миру. С 1958 года она была бессменным президентом английского Детективного клуба. Королева Елизавета 2 пожаловала ей дворянский титул за литературные заслуги.
Она была младшей дочерью переселенцев из Соединенных Штатов, получила домашнее образование, немного училась музыке во Франции, приобрела специальность медсестры и во время первой мировой войны работала в госпитале. В детстве отличалась игровым воображением.
Считается, что причиной обращения Кристи к детективу был спор с сестрой Мадж, уже проявившей себя как литератор. За роман «Таинственное происшествие в Стайлз» начинающий автор получил 25 фунтов и отклик в медицинском журнале за профессиональное изображение атмосферы в госпитале.
В русских переводах наиболее широко представлена серия с Эркюлем Пуаро. Он весьма стандартен как личность. Именно стандартность, или норма, дает ему возможность безошибочно определять отклонения от нее. В тех случаях, когда в поведении преступника доминирует импровизация, Пуаро оказывается в трудном положении.
С Агатой Кристи на карте детектива появилась «добрая старая Англия» — провинциальная, сохраняющая традиции викторианской эпохи. В багаже Пуаро расследования убийств в старинных поместьях и курортных отелях, в светских гостиных, в поезде, на пароходе. Кристи принадлежала к тому слою, который в Англии именуют «выше среднего», хорошо знала его и именно его изображала. Она с блеском использовала атмосферу великосветских сплетен и интриг, пропитанную привкусом яда.
В произведениях с участием мисс Марпл, проявилась приверженность Кристи к «очерку нравов», и читателю, не знакомому с тем, о чем пишет автор, предоставляется возможность увидеть жизнь провинциальной Англии первой половины XX века.
Из романов вне серий является знаменитый роман «Десять негритят». Вся палитра человеческих чувств и отношений предстает перед глазами читателя, наблюдающего, как потенциальные жертвы мечутся в поисках выхода и, не найдя его, становятся по очереди жертвами реальными. Этот роман образец чистого романа-загадки.
У Кристи редко встретишь необязательные разговоры, которые ведут герои, дабы заполнить паузы в действии или «оживить» детективную схему. В её произведениях все рассчитано очень точно, недаром многие из них послужили основой для сценических постановок и кинофильмов.
Кристи написала 19 пьес. В основе «Мышеловки» и «Свидетеля обвинения» — рассказы, и автору не пришлось принципиально ничего менять для сценической интерпретации, настолько полны и содержательны оказались диалоги. Но сама Кристи невысоко ставила «малый жанр», считая, что в детективном рассказе невозможно как следует развернуть настоящую интригу. В её исполнении это, скорее, логические загадки.
Перечисляя все достоинства Агаты Кристи, надо сказать, что её всемирная популярность это не только мастерство конструирования головоломок и детективного расследования, но и явная доброта и жалость к людям. А эти чувства идут к сердцу, пока «серые клеточки» трудятся над очередной загадкой «старушки Агаты».