История кукол

История кукол

У каждой девочки в детстве была кукла.

Даже если девочка родилась в Древнем Египте.

Куклы сопровождают человека

на протяжении всей его истории, неизменно

занимая место в повседневной культуре.

Самые первые куклы – грубые, схематично созданные из глины, веточек и кусков меха, — имели значение ритуальное: создавали их жрецы, прикасаться к ним могли только старейшины племени. Куклы служили проводниками в потусторонний мир: древние верили, что в глиняные копии людей «вселяются» души тех, кому требуется общение с богами или исцеление. Вера в подобную способность кукол существовала у разных народов, на разных материках, в разных культурах. Кое-где таких кукол лепили с учетом внешнего сходства с членами семьи, которую они должны были охранять. В Древнем Риме, например, такие куклы называются «лары». Отдельную роль, вернее – роли, исполняли куклы в качестве артистов кукольного театра. Египтяне с их помощью разыгрывали мистерии, римляне ставили комедии на злобу дня, а в Китае с древнейших времен фарфорово-шелковые артисты исполняли мелодрамы. Со временем ритуальное значение кукол утратилось, а вот как игрушки они продолжали жить.

Куклы подороже вырезали из дерева или лепили из глины – полностью или только головы, руки и ноги, которые пришивались к тряпичному телу. Куклы попроще делали из соломы, обтянутой тканью, на которой рисовали лицо. Интересно, что в мусульманских странах, где изображение живых существ строжайше запрещено, запрет не распространялся на кукол. В некоторых хадисах, или священных изречениях, есть прямые указания на это, в том числе и Аиши, жены пророка Мухаммеда: «Я обычно играла куклами в доме Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и мои подруги приходили поиграть со мной. Они прятались, когда видели посланника Аллаха, но ему было очень радостно видеть, что они играют со мной, и мы играли вместе». Куклы были самодельные, шились на женской половине и, если благосостояние семьи позволяло, обильно украшались монетками, бусинками, наряжались в дорогие ткани.

Совершенно отдельной «ветвью развития» в кукольной истории, заслуживающей пристального изучения, были японские куклы, создавшиеся с самого начала не для игры, а для любования. В японских музеях хранятся куклы, которым не меньше трех тысяч лет. Создание фарфоровых кукол «хина», одетых в сложнейшие наряды и застывших в изысканных позах, стало важным видом искусства. К этим куклам с их высокими прическами, сжимающем в крохотных ручках веера, музыкальные инструменты или зонтики, страшно даже прикоснуться, не то что ими играть.

Куклы «Хина»

Для игры японским девочкам предназначались куколки попроще, ярко раскрашенные глиняные и деревянные, близкие родственницы наших матрешек. По древней традиции, куклы «хина» извлекаются из ниш, где их хранят, только раз в год, 3 марта, в Праздник девочек, который еще называют Праздником кукол. 

Праздник кукол в Японии

В этот день в них дозволяется поиграть. Впрочем, маленькие японки сознают ответственность перед этими произведениями искусства, особенно если в семье имеются все пятнадцать традиционных кукол, от императора и императрицы до дворцовой челяди, а также предметы быта, золоченые ширмы, посуда. Этот набор издавна символизировал благосостояние японской семьи, и часто все необходимое могли собрать только на протяжении нескольких поколений, ведь стоило оно очень дорого. Продажа полной коллекции могла существенно поправить материальное положение семьи, однако символизировала полный упадок рода.

Европа полюбила кукол для любования много позже. В средние века власть над детскими сердцами удерживали куклы-игрушки и куклы-артисты, которые, однако, чуть не попали под запрет, потому что изображение человека считалось удобным объектом для черной магии. Однако отучить девочек от их любимых игрушек так и не удалось.

«Куклы Пандоры»

В 14 веке у кукол появилось еще одно назначение: служить миниатюрными манекенами, на которых демонстрировали модели новых платьев. В 1391 году Анна Богемская, супруга английского короля Ричарда II, получила такую куклу из Франции вместе с набором модных нарядов, среди которых она могла выбрать для себя наиболее привлекательные, чтобы заказать их придворным портным. Расцвет «модных кукол» пришелся на XXVII век. Их иронически назвали «куклами Пандоры» в честь героини древнегреческого мифа, любопытной Пандоры. В XXVIIIвеке произошло разделение «пандор» на больших, с роскошными прическами, предназначенных для демонстрации бальных платьев, и малых, у которых и волос было поменьше, и наряжали их в повседневное. «Пандоры» путешествовали по всему миру: побывали и в Америке, и в России. В Гатчине хранится «пандора», принадлежавшая императрице Марии Федоровне: на ней портные демонстрировали идеи для царских нарядов, а прислала эту куклу из Парижа знаменитая модистка Роза Бертен. «Пандоры» просуществовали до 60-х годов XIXвека, когда получили широкое распространение модные журналы и появились витрины с манекенами в полный рост. И куклы вернулись в детскую…

В России соломенные, деревянные и глиняные куклы были всегда – так же, как и в любой другой стране мира. Самодельные, с грубо раскрашенными лицами… Их чаще всего делали самостоятельно, матери – для дочерей, бабушки – для внучек или сами девочки… На ярмарках продавались игрушки другого плана, называвшиеся «потешками»: деревянные, двигавшиеся, если их дернуть за веревочку, или глиняные свистульки, издавшиеся сложные и причудливые звуки. Игрушки для мальчиков. Девичьи же забавы считались достойным объектом для промысла.

Куклы реформ

 Первые «настоящие» куклы появились во времена Петровских реформ, когда прибывшие из Голландии мастерицы научили монахинь подмосковного Хотьковского монастыря делать фарфоровых барышень по западным образцам. Куклы оказались востребованными, производство разрослось, все больше появлялось кукольников, и иногда – с забавно узкой специализацией: один делал только руки и ноги, другой –только головы, третий – только стеклянные глаза.

Делать кукольные головки считалось высоким искусством, поэтому на них часто ставили клеймо мастерской. В Петербурге работала фабрика Бенуа по производству кукол, у которой были соперники в Москве «Журавлев и Кочешков».

Куклы Нюрнбергской гильдии 

В Европе особым спросом  пользовались куклы Нюрнбергской гильдии игрушечных мастеров, возникшей еще в XVвеке. Они уже тогда делались с подвижными, сгибающимися руками и ногами, с поворачивающимися головами.

Лица покрывали слоем воска: его было проще окрасить в цвет, близкий к цвету живой кожи, и «освежать» по мере того, как куклу зацеловывали до полной неузнаваемости. У самых кукол в груди имеется отверстие: исследователи до сих пор спорят, для чего оно. Самое распространенное мнение – что для серебряной монетки, которую туда вкладывали в качестве подарка в день ангела хозяйки куклы. Поскольку в колдовство все еще верили и его боялись, волосы у кукол были нарисованными или сделанными из шелка, но уже к концу XVII века, когда началась повальная мода на парики, дорогим куклам тоже начали делать натуральные волосы. В XVIII веке фарфоровым лицам зачастую придавали сходство с лицом девочки, для которой создавали. В XIXвеке и вовсе срезали несколько локонов у малышки, чтобы кукла была практически точной ее копией. Если ребенок умирал – детская смертность в XIX веке была очень высокой, — куклу хоронили вместе с хозяйкой или устраивали для нее в семейном склепе застекленную нишу. Подобные ниши с потрескавшимися от времени куклами можно еще увидеть на Парижском кладбище Пер-Лашез и на старых кладбищах в США: далеко не все они стали жертвами вандалов… И коллекционеров. Одержимые коллекционеры кукол появились именно в XIX веке. 

Куклы-автоматы

Объектом собирательства первоначально стали «куклы-автоматы» — заводные игрушки, которые умели ходить, приседать в реверансе, танцевать – даже сложные парные танцы, играть на клавесине… Правда, они были скорее развлечением для взрослых, нежели для детей. На создание одной такой куклы иногда уходило больше года, и стоила она целое состояние.

Фарфоровые красавицы-куклы были доступны детям только из самых богатых семей. У будущей королевы Виктории было 132 куклы, она всем им придумывала имена, но не могла их запомнить и потому записала в особую книжечку, поместив рядом с каждым именем указание на отличительные черты фарфоровой барышни. Виктория продолжала играть с куклами, даже будучи уже взрослой девушкой и королевой, и называла их своими самыми лучшими подружками, ведь они никогда не укоряли ее и не выговаривали за излишне пылкий нрав… Большинство своих кукол королева хранила до самой смерти, и теперь их можно видеть в коллекции Музея Виктории и Альберта.

Коллекция Виктории

Имелись варианты попроще и подешевле. Вполне доступны были куклы из папье-маше, фабричное производство которых наладили в Германии, Франции и США. Чуть дороже, но все равно не сравнимы с фарфоровыми были восковые куклы, которых обычно изготавливали в частных мастерских: сначала лепили форму кукольной головки, рук и ног, потом заливали воск, а когда он застывал – втыкали стеклянные шарики глаз, крепили паричок, раскрашивали – и пришивали к мягкому туловищу.

В середине XIX века появились первые куклы с внешностью детей – до того, как ни удивительно, все куклы были «взрослыми», — и главным удовольствием девочек стало переодевать своих игрушечных подружек, чтобы хвастаться перед подружками живыми. Впрочем, в мире кукол, как и в мире людей, существовала несправедливость: у одних – одно-два платья из лоскутков, неловко сшитых девочкой, у других имелся целый гардероб, созданный профессиональной портнихой. В XIX веке в продаже появились куклы-младенцы, сделанные в полный рост, с полуоткрытым ртом и иногда – с закрывающимися глазками, их еще нельзя было купать, потому что тело было сделано из ткани, набитой опилками, но уже можно было пеленать и укачивать, то есть играть в дочки-матери. Впервые таких кукол начали выпускать во Франции. Их называли bebe– малыш.

В 1870 году твердая смесь нитроцеллюлозы и камфары была зарегистрирована под названием «целлулоид». Из нее начали делать пупсов, которых теперь можно было купать. Их лоббировали педагоги, которые считали, что куклы в виде младенцев, которых нужно укладывать спать, шить им рубашечки, чепчики и распашонки, полезны для воспитания будущей матери. И к началу XXвека пупсы выиграли битву против дорогих красавиц. Не помогли даже появившиеся тогда «инновационные» куклы-фонографы, сделанные в виде крупного младенца, в полое тело которого был помещен маленький фонограф – с помощью него кукла говорила и пела. Пупсы одолели на рынке и эти сложные создания – они научились не только правдоподобно плакать, но и ходить, и – что оказалось много сложнее – садиться.

        Пупсы из СССР

СССР пупсы завоевали в конце 1950 –х годов, 30 с лишним фабрик занимались в СССР выпуском педагогически правильных игрушек. Но куклы эти были скучные, грубоватые, и пределом мечтаний советской девочки была кукла из ГДР, с личиком из нежной на ощупь резины и с пушистыми (а не жесткими пластмассовым, как у советских кукол) ресницами, наряженная в кружевное платье. О Барби, которые лишь после перестройки уравняли наших девочек с «заграничными» в общем стремлении к кукольному благосостоянию, в СССР знали только дипломаты и знатоки 88-й, «валютной», и 154-й, «фарцовой», статей Уголовного кодекса РФ.

Первая Барби появилась в продаже в 1959 году. 

Придумала ее американка Рут Хэндлер, назвав ее в честь своей дочери Барбары. Во время путешествия по Германии Рут обратила внимание на пышногрудую белокурую куклу Лилли: это было чисто сувенирное издание, с преувеличенно сексуальными линиями тела, всегда одетое в пикантные наряды, да и вообще героиня порно комиксов… Рут приобрела права на распространение Лилли на территории США, но несколько ее модифицировала, сделав неестественно тонкой, однако сохранив «взрослые» пропорции тела и одарив сложным взрослым гардеробом. Барби почти мгновенно получила бешеную популярность. Ведь с ней можно было играть не только в дочки-матери, но и во «взрослую жизнь». Заказов на Барби приходило столько, что фирма MattelToysпросто не могла с ними справиться! В 1961 году у Барби появился друг – Кен, названный в честь сына Рут Хэндлер. Ну а потом появились дети, причем разных возрастов, младшая сестренка Скиппер, и темнокожая Барби, и Барби-индианка, и целый мир Барби с розовыми домиками, розовыми автомобилями и розовой мебелью, и огромные гардеробные, и Барби с внешностью популярных героинь мультфильмов и кино, и даже коллекционные дорогие Барби с чертами знаменитых киноактрис – Вивьен Ли, Одри Хепберн, Элизабет Тейлор… 

В конце 90 — х худосочную Барби обвинили в эпидемии анорексии среди девочек-подростков и по требованию психологов куклу несколько изменили, придав ее лицу и телу более естественные пропорции. Но все равно большинство Барби похожи друг на друга, как близнецы, отличаясь только цветом и длиной волос.

Ответом на засилье штампованных, одинаковых, безликих по сути своей кукол стал стремительный рост популярности малотиражных коллекционных кукол. Забавно, что хитом продаж среди этих фарфоровых скульптур стала 

серия «Мертвые куклы»: жутковатые готические барышни, среди которых встречаются как печально знаменитые персонажи, вроде Эржебет Батори или Кровавой Мэри, а также любительницы подглядывать Тессы, которой выкололи глаза. Пожалуй, это самая идиозная из всех кукольных коллекций.

В 1990-х годах плангонологи – так называются люди, увлеченные коллекционированием кукол, вновь заинтересовались авторскими куклами, и интерес к ним не утихает по сей день. Коллекционируют кукол работы выдающихся мастеров, и кукол отдельных типов и конструкций. Из них у коллекционеров популярнее всего так называемые BJD – шариковые куклы, репрокуклы, являющиеся воспроизведением ранее существовавшей модели, фэшн-куклы – с лицом и телом взрослой женщины, изначально предназначавшиеся для демонстрации одежды, тоддлеры, как называют кукол, изображающих детей до младшего дошкольного возраста, бебидолл, изображающие детей до года, и реборн – кукла-младенец, выполненная в гиперреалистичной манере.Последние очень дорогие, поскольку относятся к разряду ООАК, OneOfAKind– 

«единственный в своем роде». Этот термин используется для обозначения как уникальных авторских работ, так и кукол, приобретших уникальность своей богатой историей. К таким, например, относятся очень редкие куклы, сделанные Ольгой Глебовой-Судейкиной, балериной, яркой представительницей богемы Серебряного века и подругой Анны Ахматовой. Она была страстной коллекционершей кукол, а потом начала делать их сама. Когда она уезжала в эмиграцию, переживала, что не может взять с собой их всех, что приходится выбирать. Собственно говоря, она уехала без вещей, с огромным чемоданом, полным кукол, и якобы с планом – устроить кукольную выставку в Берлине… И продала их всех там, пока ждала визу в Париж.

Уникальные по красоте и сложности, коллекционные куклы не предназначены для детских игр. Цены на них высоки, иногда – десятки тысяч долларов, но истинных коллекционеров это не отпугивает, а только прельщает.

Нет комментариев. Ваш будет первым!