Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Коренные жители Камчатки

Коренные жители Камчатки

9 августа традиционно отмечается Международный день коренных народов мира – важный праздник, который способствует привлечению внимания широкой аудитории к вопросам сохранения традиций и культуры малочисленных групп населения планеты. На Камчатском полуострове проживает более 20 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. На сегодняшний день выделяют 4 основные группы коренных народностей населяющих Камчатку – это коряки, эвены, чукчи и ительмены. Каждая из них имеет свою культуру, язык и обычаи. Информационно-библиотечный центр предлагает вашему вниманию подборку отраслевой литературы о истории, культуре и быте коренных жителей Камчатки.

Диков, Н. Н. Археологические памятники Камчатки, Чукотки и Верхней Колымы. АзиянастыкесАмерикойвдревности = Archeologic monuments in Kamchatka,Chukotka and the upper reaches of the Kolyma. AsiajoiningAmericainancient times: [монография] / Н.Н. Диков; [Академиянаук СССР, Дальневосточный научный центр, Северо-Восточный комплексный научно- исследовательский институт; отв. ред. А.П. Окладников; худож. А.Г. Кобрин]. — М.: Наука, 1977. — 390, [2] с., [2] л. ил.: ил.

Данная первая часть монографии о древних культурах Северо-Восточной Азии посвящена стратиграфии, характеристике и датировке археологических памятников широкого хронологического диапазона (от палеолита до неразвитого железного века), обнаруженных и исследованных автором. Книга является источниковедческой основой для второй собственно интерпретационной части.

Диков, Н. Н. Древние костры Камчатки и Чукотки: 15 тысяч лет истории / Н.Н. Диков. — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1969. — 252, [4] с.: ил., портр. — (Дальневосточная историческая библиотека).

В книге рассказывается об археологических исследованиях автора на Чукотке и Камчатке в 1956–1968 годах, о том, как и где проводились поиски и раскопки древних стоянок, могильников и наскальных рисунков, об основных наиболее интересных памятниках: многослойной палеолитической и неолитической стоянке Ушки на Камчатке, Усть-Бельском неолитическом могильнике и древнеэскимосских кладбищах (в Чини, Энмынытныне, Уэлене, Чегитуне и др.) на Чукотке, о неолитических стоянках возле Петропавловска-Камчатского и по рекам Камчатке, Анадырь, Амгуэме, Пенжине, о более поздних эскимосских, юкагирских, корякских, ительменских и айнских памятниках пережиточного неолита, а также о замечательных петроглифах на прибрежных скалах реки Пегтымели в заполярной Чукотке.

Также публикуются дневниковые записи автора о первых разведывательных экспедициях Чукотского музея, директором которого автор был в 1955–1960 годах.

Книга иллюстрирована фотографиями тех мест и условий, в которых проходили раскопки, снимками археологических находок, портретами местных жителей, проводников.

Горбачева, В. В.Обряды и праздники коряков / В.В. Горбачева; Российский этнографический музей; [отв. ред. В.М. Грусман]. — СПб.: Наука, 2004. — 150, [2] с., [8] л. цв. ил.: ил.

Эта книга продолжает серию публикаций по культуре коряков — коренного населения Камчатки.

В книге рассматриваются как традиционные, так и современные обряды и праздники коряков, связанные с хозяйственной деятельностью, и среди них: общие, характерные как для оседлых, так и для кочевых коряков, отдельные, например, охота на морских животных у оседлых коряков и оленеводство — у кочевых. Важное место занимают обряды перехода (родильные, свадебные, похоронно-поминальные), моделирующие отношения внутри коллектива. Дается ретроспективный анализ праздников и обрядов коряков.

Васильевский, Р.С. Происхождение и древняя культура коряков / Р. С. Васильевский. – Новосибирск: Издательство «Наука» Сибирское отделение, 1971. – 251с.: ил.

В данной книге автор рассматривает вопрос происхождения древнекорякского населения, его хозяйство, общественные отношения и религиозные представления, показывает своеобразие древнекорякской культуры и ее отличие от эскимосских культур. Одновременно с этим прослеживаются связи древнего населения Охотского побережья с культурами морских зверобоев островного мира тихоокеанского севера ( Алеутские острова, о. Кадьяк, Курильские острова, Сахалин, Северное Хоккайдо). Ставится вопрос о существовании не одного, как считалось ранее, а двух самостоятельных центров первоначального формирования культур морских зверобоев – один на Азиатском побережье, другой – на Юго – Западном Аляске.

Рассматриваемые в монографии этапы культурного развития далеких предков дают представление об их культурном развитии и позволяют правильно понять историческое место и значение этого процесса в культурной истории Северо – Восточной Азии в эпоху неолита и раннего железного века.

 Старкова, Н. К. Ительмены. Материальная культура XVIII в. — 60-е годы XX в.: этнографические очерки / Н.К. Старкова; Академия наук СССР, Дальневосточный научный центр, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока; [отв. ред. Ю.А. Сем]. — М.: Наука, 1976. — 165, [1] с.: ил.

В работе показана материальная культура ительменов — небольшой народности, проживающей на Камчатке. Их история прослежена на протяжении более чем двухсотшестидесятилетнего периода. На примере ительменов автор показывает прогрессивное влияние русского народа на малые народности Сибири и Дальнего Востока, особо отмечая большие качественные изменения, которые произошли за годы Советской власти среди ительменов, охватив все стороны жизни, быта, материальной и духовной культуры.

 Спешнев, Л. Ф. По древней шахме ительменов / Л.Ф. Спешнев. — Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2008. — 82, [6] с.: ил., портр. — (Библиотека «Новой книги». История Камчатки).

В своей работе Л. Ф. Спешнев утверждает, что переименование ительменского народа в «камчадалов», начало которому положили русские казаки под командованием В. В. Атласова, покорившие и присоединившие Камчатку к России в 1697 году, «несет в себе силу разрушительного характера» и «для ительменского сообщества является не только серьезным тормозом в развитии, но и может привести к непредсказуемым и очень опасным последствиям».

Показывая, что ительмены и камчадалы — это «один и тот же народ, настоящее имя которого — ительмены», автор освещает негативные последствия «раскола ительменского народа» и излагает «предложения о путях вывода ительменского народа из тяжелейшего кризисного состояния, его возрождения и придания ему новых сил для дальнейшего развития».

 Вахрин, С. И. Потомки остроклювого бога (Камчадалы) / С.И. Вахрин. — Петропавловск-Камчатский: Камшат, 1997. — 171, [5] с.

Эта книга — о династиях коренных жителей Камчатки и одновременно — об истории Камчатки.

Из предисловия автора: «История Камчатки через истории камчатских династий — вот главная идея этой книги… Книга не претендует на полноту освещения тех или иных исторических событий и фактов, на воссоздание всех ветвей генеалогических корней камчатских фамилий — только разве что небольшой какой-то части, да и то только в отдельных очерках».Автор надеется, что книга сможет «подтолкнуть обиженного читателя (в данном случае заинтересованного потомка) к интереснейшей работе по изучению истории своего рода, истории родной земли, родины предков».

 Лебедев, В. В. Ачайваямская весна / В.В. Лебедев, Ю.Б. Симченко. — М.: Мысль, 1983. — 141, [3] с., [4] л. ил.

Авторы книги — этнографы, проведшие ряд лет в экспедициях на Северной Камчатке, Ее население — чукчи — до настоящего времени сохранило многие черты традиционной культуры оленеводов. Нынешние камчатские чукчи живут в отличных поселках, учатся в современных школах и институтах. При этом они не утратили народные обычаи — старинные красочные праздники, обряды, правила отношений друг к другу.

 Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири: [сборник статей]: (по материалам второй половины XIX — начала XX в.) / Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; [отв. ред. И.С. Вдовин]. — Ленинград: Наука, 1981. — 282, [2] с.

Сборник посвящен проблемам истории общественного сознания аборигенов Сибири и Севера. Раскрывается соотношение религиозных верований и шаманизма, их социальные функции у ненцев, нганасан, селькупов, долган, кетов, эвенов, чукчей, сибирских эскимосов, нивхов и тувинцев. Помимо литературных и архивных источников XIX — начала XX вв. широко применяются музейные коллекции и полевые материалы.
Издание рассчитано на этнографов, историков и других специалистов.

 Дикова, Т. М. Археология южной Камчатки в связи с проблемой расселения айнов = SouthKamchatkaArchaeologyinConnectionwiththeAinu OccupationProblem: [монография] / Т.М. Дикова; [Академия наук СССР, Дальневосточный научный центр, Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт; отв. ред.Н.Н. Диков; [худож. С.А. Киреев]. — М.: Наука, 1983. — 230, [2] с., [1] вкл. л.: ил.

В монографии представлен обширный новый археологический материал, позволяющий сделать вывод, что «Курильская землица» — южная Камчатка – до XVIII в. являлась как бы стыком обитания двух народов – айнов и ительменов. Это отразилось на материальной и духовной культуре населения района. Автор приходит к выводу, что регион заселяли ительмены, а не айны, как считалось ранее.

 История и культура народов севера Дальнего Востока: [сборник статей] / Академия наук СССР Сибирское отделение; [отв. ред. А.И. Крушанов]. — М.: Наука, 1967. — 215, [5] с.: ил. — (Труды Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института; вып. 17).

Сборник содержит статьи по археологии, истории и этнографии народов Северо-Восточной Сибири. В нем подробно освещается история Камчатки и Чукотки с древнейших времен и до наших дней; показываются основные этапы социально-экономических преобразований у народностей Чукотки, деятельность исполкомов и народно-революционных комитетов Северо-Востока в период ДРВ; освещается период перехода к оседлости народов Севера. Значительная часть сборника посвящается советскому периоду истории народов Севера Дальнего Востока. Исследователи рассматривают закономерности хозяйственно-культурного строительства, особенности переустройства социально – экономических отношений, а также развитие национальных отношений. Сборник является первым подобным исследованием истории и культуры народов советского Севера.

Нет комментариев. Ваш будет первым!