Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Антонио Сальери - "величайший музыкальный дипломат"

Антонио Сальери - "величайший музыкальный дипломат"

«Музыка Сальери… явно выделяется на фоне обычных добротных композиций той эпохи своей неординарностью и поиском свежих решений. У Сальери органично соединились итальянская мелодичность, глюковский пафос, умение оперировать сценическими контрастами и присущее венским классикам владение формой, контрапунктом и оркестровкой. Его партитуры стоили того, чтобы их изучать…»

Л. Кириллина

Один из самых известных и признанных композиторов своего времени Антонио Сальери родился 18 августа 1750 года в Леньяго, Венецианская республика. Отец- тоже Антонио Сальери – торговец по профессии, никакой предрасположенности к музыке не имел, но отправил своего старшего сына Франческо обучаться играть на скрипке, который в свою очередь обучил Антонио – младшего. В 1763 году у Антонио умирает мать, а через год отец и в 14-летнем возрасте юноша остается сиротой. На воспитание его взяла семья друга отца Мочениго из Венеции. У Антонио был превосходный слух, красивый голос и он пел в хоре собора Св. Марка, изучал basso continuo у вице-капельмейстера собора, известного оперного композитора Дж. Пешетти, по рекомендации которого на одаренного юношу обратил внимание Флориан Леопольд Гассман, придворный композитор австрийского императора Иосифа II, находившегося по своим делам в Венеции. В июне 1766 года Гассман, возвращаясь в Вену, взял с собой Сальери, где занялся не только музыкальным образованием своего подопечного, но и нанял для него учителей немецкого, французского, латыни и литературного итальянского языка.

В Вене Антонио начинал свою карьеру в качестве ассистента Гассмана, а в 1769 году получил должность клавесиниста-концертмейстера придворного оперного театра. Первый успех к Сальери пришел в 1770 году, когда вместо Гассмана, занятого другим заказом, он сочинил для рождественского карнавала оперу-буффа «Образованные женщины». Его произведения стали иметь такой большой успех, что его опера «Армида» в 1774 году была поставлена в Петербурге придворным капельмейстером Томмазо-Траэттой, — при том, что придворные капельмейстеры обычно исполняли только собственные сочинения. Для Сальери такие исключения, кроме Томмазо-Траэтты, делали еще итальянские композиторы Джованни Паизиелло и Джузеппе Сарти.

С именем немецкого композитора Кристофа Виллибальда Глюка связана реформа итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии во второй половине 18 века, его творческие идеи определили дальнейшее развитие оперного театра. В конце жизни Глюк говорил, что «только иностранец Сальери» перенял от него его манеры, «ибо ни один немец их изучать не хотел». Премьера первой французской оперы Сальери «Данаиды» – с именем Глюка на афише состоялась в апреле 1784 года. И лишь, когда обозначился несомненный успех, Глюк назвал имя истинного автора. Эта премьера, кроме признания парижской публики, принесло Сальери еще покровительство сестры Иосифа II Марии-Антуанетты. В Париже Сальери сблизился с французским драматургом Пьером Бомарше; плодом их дружбы стала опера «Тарар». Посвящая либретто оперы композитору, Бомарше написал: «Если наш труд будет иметь успех, я буду обязан почти исключительно Вам. И хотя Ваша скромность заставляет Вас всюду говорить, что Вы только мой композитор, я горжусь тем, что я Ваш поэт, Ваш слуга и Ваш друг». Летом 1790 года частью торжеств, посвященных первой годовщине взятия Бастилии, стало представление «Тарара». Исключительный успех оперы Антонио Сальери укрепил и славу драматурга Пьера Бомарше.

Революция 1789 года в Париже заставила композитора уехать в Вену и уже там в 1795 году он написал следующую свою серьезную оперу «Пальмира, царица персидская». Об этой опере очень хорошо отзывался Иоганн Гёте в письме Фридриху Шиллеру «В эти зимние дни, вновь вернувшиеся к нам «Пальмира» оказалась весьма желанным подарком. Я едва могу дождаться нового представления оперы, и то же самое происходит со многими». После «Пальмиры» большая популярность выпала на долю оперы-буффа «Фальстаф, или Три шутки» по комедии Уильяма Шекспира «Виндзорские насмешницы».

Антонио Сальери был осыпан многими почестями: он был членом Шведской Академии наук, почетным членом Миланской консерватории, Наполеон ввел его во Французскую Академию, а вернувшиеся во Францию в 1815 году представители династии Бурбонов наградили Орденом Почетного легиона. В 1816 году вся Вена отмечала 50-летие творческой деятельности маэстро. Среди его учеников – известные всему миру Людвиг ванн Бетховен, Ференц Лист, Франц Шуберт и другие.

Последние годы жизни маэстро были омрачены сплетней о его причастности к смерти австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, что в конце концов спровоцировало у Сальери нервный срыв и он попал в клинику для душевнобольных.

Антонио Сальери умер 7 мая 1825 года и был похоронен на Мацляйндорфском католическом кладбище в Вене. «За гробом, — писал Игнац фон Мозель, — шел весь персонал императорской капеллы во главе с директором, графом Морицем фон Дитрихштейном, а также все присутствовавшие в Вене капельмейстеры и композиторы, толпа музыкантов и множество уважаемых любителей музыки».

В 1874 году останки композитора были перезахоронены на Центральном кладбище Вены.

Маэстро оставил для потомков большое музыкальное наследие: более 40 опер, которые и в настоящее время ставятся на сцене и звучат в концертном исполнении; множество месс, симфоний, кантат и других произведений.

В 1997 году Миланская консерватория инициировала процесс по обвинению Антонио Сальери в убийстве Вольфганга Амадея Моцарта. Суд, заседавший в главном зале миланского Дворца юстиции, заслушав свидетелей обвинения и защиты (исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также врачей), оправдал композитора «за отсутствием состава преступления».

Источники:

  1. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Сальери,_Антонио
  2. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Глюк,_Кристоф_Виллибальд
  3. https://concepture.club/post/mashina_uellsa/antonio-saleri-podlinnaja-zhizn-ubijcy-mocarta
  4. https://proza.ru/2016/10/12/2090
Нет комментариев. Ваш будет первым!