Операция "Рельсовая война"

Операция "Рельсовая война"

«Война – варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают родину».

Ги Де Мопассан

«Рельсовая война» — кодовое название операции, проведенной советскими партизанами на территории Белоруссии, Украины и оккупированных областях РСФСР. Первый этап операции, согласно плану командования начался 3 августа 1943 года.

Операция «Рельсовая война» была организована выдающимся советским разведчиком-диверсантом Ильей Григорьевичем Стариновым. Илья Григорьевич родился 2 августа 1900 года в селе Войново Орловской области в бедной многодетной семье. В 1918 году вступил в Красную армию и после месячного обучения принимал участие в боевых действиях на Южном фронте, где был ранен, попал в плен, бежал. После выздоровления его перевели в саперную роту инженерного батальона, в составе которого он принимал участие в разгроме белых в Крыму. Это назначение во многом определило его дальнейшую судьбу. В 1921 году он был направлен на учебу в Воронежскую школу военно-железнодорожных техников. В 1920-х годах Илья Старинов разработал портативную мину, которая позже получила название «Поездная мина Старинова». Мины такого типа станут самым эффективным оружием в руках партизан. В ноябре 1936 года Илья Григорьевич был направлен в командировку в Испанию, где в это время шла Гражданская война. Он обучал испанских партизан минно-подрывному делу, технике и тактике диверсий, лично готовил крупные диверсионные операции. В 1941 году Илья Старинов был назначен на должность начальника оперативной группы заграждений на Западном фронте. 14 ноября это же года он провел самый известный взрыв радиоуправляемой миной. По сигналу, отправленному из Воронежа был взорван немецкий штаб в Харькове. В мае 1943 года Илью Григорьевича назначают заместителем начальника Украинского штаба партизанского движения по диверсиям, находясь на этой должности, он создавал диверсионные службы в штабе и в партизанских соединениях. За время войны он подготовил 5 000 партизан, причем учениками великого диверсанта были как советские люди, так и испанцы, поляки, югославы. 

За годы службы Илья Старинов накопил богатейший личный опыт диверсионной работы с использованием взрывчатки. Он выступал за то, чтобы нарастить поставки партизанам мин и взрывчатки для организации масштабных диверсий на железных дорогах. Летом 1943 года, в преддверии Курской битвы, идеи Ильи Григорьевича приняло на рассмотрение высшее военное руководство страны. 14 июля Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о проведении операции «Рельсовая война». К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 000 человек. Все они приступили к уничтожению железнодорожных коммуникаций и подвижного состава на оккупированных нацистами территориях СССР. В первую же ночь было взорвано 42 000 рельсов. Железные дороги, проходящие через Белоруссию, на всем протяжении находились под непрерывным воздействием партизанских отрядов и диверсионных групп. Согласно данных немецкой дирекции путей сообщения «Минск» в результате действий партизан движение на железнодорожных путях в 1943 году прерывалось в более, чем 265 суток. В результате операции «Рельсовая война» перевозки противника в период напряженных боев на фронте через территорию Белорусии сократились на 40%, что содействовало успеху наступательных операций Красной Армии. Никогда и нигде еще не было такого тесного взаимодействия партизан с армией. Немецкие эшелоны с войсками и боевой техникой, направляющие в сторону Орла, Белгорода и Харькова, застревали в пути и нередко уничтожались партизанами. Фашисты понесли огромные потери. Вот, что пишет командир 559-ой германской комендатуры: «Количество взрывов достигло такого числа, что ситуация становится угрожающей. Идет целенаправленный удар по эшелонам и тягловым паровозам. Если подобная картина сохранится в ближайшее время, то под удар будет поставлено все железнодорожное сообщение. В частности речь идет об угрозе срыва снабжения всех фронтовых операции».

Массовый партизанские действия привели немецкое командование в тупик, в результате чего долгое время они не могли эффективно бороться с взрывами рельс. На оборону железных дорог фашистам пришлось бросить дополнительные силы, которые так и не попали на фронт.

Первый этап «Рельсовой войны» завершился 15 сентября. Вторя стадия операции получила название «Концерт». В ней уже участвовало 193 000 партизанских подразделений, насчитывавшие порядка 120 000 человек. Рельсовый «Концерт» охватил практически весь фронт, за исключением Карелии и Крыма.

Вклад партизан в рельсовую войну, и в победу в целом, был весьма значителен, он сыграл важную роль в поддержке наступления советских войск, переломивших ход Великой Отечественной войны, что позволило завершить освобождение территории СССР до конца 1944 года.

В 1944 и 1945 годах в Минске были выпущены нагрудные знаки, посвященные «Рельсовой войне».

Источники:

Нет комментариев. Ваш будет первым!