Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Песни военных лет

Песни военных лет

Музыка и война! Казалось бы несовместимые понятия. Но еще Суворов отмечал: «музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил».

Война и песня что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют место для песен, и тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда, в бою, она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость.

Каждый год войны рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу – все то, что помогало преодолевать военные трудности.

Песни Великой Отечественной войны они и теперь, по происшествии 75 лет, по-прежнему волнуют души ветеранов и всех людей нашей Родины.

От песни сердцу было тесно

Она вела на смертный бой

Чтобы громить врага под эту песню

Защищая Родину собой.

Песни военных лет. Сколько их прекрасных и незабываемых. В них есть все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат. Рассказ о боевых подвигах моряков и пехотинцев летчиков и танкистов.

Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут и лишь немногие долго живут и не старятся, тем и дороги те немногие, такие разные и непохожие, далекие и близкие.

Истории возникновения песен различны. Говорилось, что фронтовая песня – это винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, что боец песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

Опрокинулось небо над нами,

Задрожала земля под ногами,

В души детские, словно цунами,

Ворвалась война, наши мамы,

Постарели, вдруг стали седыми,

Хоть и были совсем молодыми.

Проводили родных до порога.

Окропили слезами дорогу,

По которым мужья и сыны,

Отправлялись в горнило войны.

Наши мамы и старые деды,

На заводах ковали Победу,

И растили хлеба, и косили,

Похоронки приняв, голосили.

Да и мы, малолетние дети,

Мы вкусили болезни и голод.

И сиротства пронзительный холод.

Помогали родным, чем могли,

Нас клонила беда до земли.

Повзрослевшие парни в тринадцать

Со станками могли управляться,

А девчонки двенадцати лет,

Приходили служить в лазарет:

И кормили бойцов, и стирали,

Под диктовку им письма писали.

Все трудились в тылу там и тут,

Чтоб настал гитлеризму капут.

Обожгла наше детство война,

И не наша была в том вина,

Что, теряя отцов, матерей,

Мы взрослели в три раза быстрей.

                                                                                                                      Любовь Дмитриевна ВОЛКОВА г. Краснодар

Первой песней, написанной Великой Отечественной войны, была «Священная война». Песня боец – так можно сказать о ней. Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Перед роковым сообщением, о нападении Германии СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.

Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.

Интересные сведения о песне «Катюша».

Именем песни народ окрести новое оружие, наводившие ужас на врага – ракетные минометы боевой машины.

Есть мнения, что музыка песни написана не Блантером Матвеем Исааковичем, так как похожая мелодия звучит у Стравинского Игоря Фёдоровича в опере «Мавра» (1922), позже адаптированной в «Русский Шансон» (1937).

На премьере 27 ноября песня была спета «на бис» три раза подряд.

В Италии эта песня называется «Катарина», в Израиле – «Катюшка». 

Исаковским Михаилом Васильевичем был написан и другой последний куплет, исполняющийся редко;

Отцветали яблони и груши,

Уплыли туманы над рекой.

Уходила с берега Катюша,

Уносила песенку домой.

В 1943 – 1945 наиболее популярен был такой куплет:

Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,

Пусть услышит, как она поет:

Из врагов вытряхивает души,

А своим отвагу придает!

В селе Всходы Угранского района (недалеко от деревни Глотовка – родины Михаила Исаковского) в Доме культуры, расположен музей песни «Катюша».

Популярность, как боевой машины, так и песни была велика. «Катюша» сейчас кажется военной песней. Хотя. Если вникать в смысл, то это совсем не военная песня, а, скорее, лирическая.

Позитивная «Песенка фронтового шофера» появилась в 1947 году в программе «Клуб веселых артистов». Авторы слов – Борис Ласкин и Наум Лабковский, музыка – Бориса Мокроусова. Песня была написана как своего рода дополнение к знаменитому киногерою Минутке, из картины «Великий перелом». Несмотря на то, что роль Минутки была эпизодической, его героический подвиг – соединение проводов для восстановления телефонной связи с командным полком – запомнили все. Оптимистичного, смешного Минутку играл Марк Бернес, он же великолепно спел «Песенку фронтового шофера».

Поистине необычна история и другой замечательной военной песни «Синий платочек». В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. Тогда композитор Ежи Петерсбурский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петерсбурскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который вырази свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение «Синий платочек». Впервые песню «Синий платочек» исполнил солист «Голубого джаза» Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра. Любопытно, что в Польше к тому времени уже была песня на мелодию Ежи Петерсбурского. «Синий платочек», пели Изабелла Юрьева и Вадим Козин, но до войны эта песня не получила широкой известности. Наступила война, и в тексте произошли некоторые изменения. В Киеве, например, на стихи неизвестного автора, стали петь:

Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началась война.

Война началась на рассвете,

Чтоб больше народу убить.

Спали родители, спали их дети,

Когда стали Киев бомбить.

Привычный же «Синий Платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты «В решающий бой!» Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике. Однако Политуправление Рабоче-Крестьянской Красной армии посчитало песню «чрезмерно лирической» и выразило свое недовольство по этому поводу. Клавдия Шульженко перестала петь эту песню, но полюбившийся миллионам советских граждан «Синий платочек» уже навсегда остался в числе лучших военных песен.

История создания я всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь». Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от … слез, работницы завода, которая не смогла сдержать чувств, при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так, что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы.

Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы не полным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда осталась в репертуаре военных песен.

В 1940 году по просьбе руководства Политуправления Киевского военного округа для Окружного Ансамбля песни и пляски поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них, как Вы уже догадались, и «Смуглянка», написанная на основе молдавского фольклорного творчества. В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал «Смуглянку» на радио. Но «несерьезная» песня не произвела впечатления на руководство. Только в конце 1944 года песня о молдавской девушке-партизанке в числе прочих композиций Новикова была по достоинству оценена руководителем Ансамбля песни и пляски Красной Армии Александром Васильевичем Александровым. Так веселая лирическая песня о партизанах Гражданской войны стала любимой, как в тылу, так и на фронте.

Песня Дмитрия Покрасса, стихи Бориса Ласкина «Три танкиста». Первая танкистская песня полюбилась в народе. Сами танкисты и каждый экипаж были уверены, что это песня о них.

Три танкиста – это песня об экипаже танка типичного для 1938 г. Потом распространялись тяжелые танки с большим боевым расчетом. Но песня закрепила в сознании людей цифру 3.

Как сказал писатель, поэт, публицист Илья Эренбург, «не мы хотели этой войны». Но, несмотря на все трудности, и, как сегодня говорят, техническую невозможность защищать Родину, долгожданный День Победы настал. Сегодня мы хотим еще раз поблагодарить всех тех, кто даровал нам право на жизнь.

Им, защитникам Родины, живым и павшим, посвящается это стихотворение:

Отгремела война,

Отгремели кровавые зори,

Возвратились домой,

Кому выпало счастье прийти,

Но остались стоять

Обелиски вдоль пыльной дороги,

По которой пришлось им пройти.

Сколько их полегло?

И безусых мальчишек,

И сильных, здоровых мужчин,

Кому было дано

Дом построить и вырыть колодец,

Поднимать сыновей

И деревья сажать на земле.

Будем помнить всегда

Тех солдат, за Россию погибших, 

Чтить их память и фото

Вечно хранить на стене.

Пусть им наша земля

Будет легче лебяжьего пуха

И горит ярким светом

Над могилой героев звезда.  

Нет комментариев. Ваш будет первым!