Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Они учили и учились, для того чтобы победить!

Они учили и учились,  для того чтобы победить!

2020 год принес нам не приятные сюрпризы. Весной наши дети не пошли в школы, а остались дома на дистанционном обучении. В сентябре, после долгих пяти месяцев они с радостью вернутся в школы, чтобы опять встречаться каждый день со своими любимыми учителями и лучшими школьными товарищами, познавать новое, открывать для себя мир неизведанного.

Сегодня нам, избалованным людям, с трудов выдержавшим дистанционное обучение, кажется совершенно удивительным, что осенью 1941 года в промерзшем, истощенном Ленинграде ученики вернулись в школы и сели за свои парты. Этих юных ленинградцев надо было учить, ведь именно в них, этих юных блокадниках, и было ленинградское будущее. И надо было их научить всему, что необходимо, чтобы восстанавливать город после войны.

В первые месяцы войны сотни тысяч ленинградских детей были эвакуированы вглубь страны. Но с блокадой Ленинграда массовая эвакуация прекратилась, поэтому в осажденном городе осталось около 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста. Из оставшихся в блокадном городе, свыше 12 тысяч составляли дети до трех лет, и еще примерно столько же от трех до шести лет, т.е дошкольники. Основную часть оставшихся в кольце блокады детей составляли школьники с первого по десятый класс. В начале блокаде в Ленинграде, по данным историков, в городе насчитывалось более 300 тысяч детей школьного возраста, от 8,5 до 16,5 лет.

26 октября, когда линия фронта более-менее стабилизировалась, Горисполком принял решение начать учебу. К этому времени множество школ были заняты под госпитали. Но 3 ноября в 98 школах начались занятия. В школу пошли, по данным отчетов ГорОНО, 30 152 ученика с 7 по 10 класс. Приблизительно столько же должны были пойти в 1-6 классы. Дети до 6 класса учились в красных уголках, бомбоубежищах или квартирах.

Вот как вспоминает эти занятия Кира Федоровна Новикова: «В начале октября в бомбоубежище, в доме на Загородном проспекте открыли школу. Я с удовольствием стала учиться в третьем классе. Учеников в нашем классе было мало — человек десять. Первую четверть я закончила отличницей, и меня приняли в пионеры. Мы много читали. Среди ребят даже образовался своеобразный клуб по обмену книгами. Школа перестала работать в середине ноября».

Старшие классы учились и зимой. Урок продолжался 20-25 минут — больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах не только мерзли худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Учились с более мягкими оценками: учителя прекрасно понимали, что в таких условиях учеба — скорее возможность поддержать детей.Детей, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941/42 годов, ленинградцы трогательно и с большим уважением называли «зимовщиками».

Беда была с тетрадями, их делали из старых газет, потому что не хватало бумаги. Чернила замерзали, дети писали карандашами, но они учились. В школе они играли на учебу. " Выглядело это так: если получил пятёрку, то убил «Ганса, фашистского офицера», если четвёрку – «Фрица, фашистского солдата», если тройку – промазал, ну а если двойку – вообще стрелял по своим. И дети старались.»

Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Каждый учитель обычно имел два плана урока: один – для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проводилось по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.

Учителя стремились проводить занятия с учащимися как можно более интересно и содержательно. « К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 года в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова-Рубец. – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь выучить их в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь они не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя».



Когда начался настоящий голод, то руководство города принимает решение кормить школьников супом без вырезки талонов. Четвертый урок давать было трудно, всё занятие дети настороженно ждали звонка «к супу», он приобрел для всех особую ценность. 

Получить две тарелки супу — мечта каждого: " Сегодня дежурила в школьной столовой. На моей обязанности — следить, чтобы учащиеся съедали суп в столовой, а не отливали его в баночки и кружки и не уносили домой. А многим очень хочется это сделать. Дома мать, отец, младшие дети не имеют тарелки супу.

— Позвольте отнести суп домой! — просит меня Надя. — Мне, правда, довольно одной тарелки, а дома у меня мама и сестренка.

— Нельзя, девочка, суп вам дают, чтобы поддержать силы и помочь вашему ученью.

Глаза ее наполняются слезами, и она молча ест суп. У меня нехорошо на душе. Имею ли я право так поступать? Я учительница, которая всегда стремилась воспитывать в детях заботу о близких..."


Количество учащихся все время сокращалось.С каждым днем все меньше и меньше детей приходило в школу. Голодная смерть ежедневно уносила новые жизни. Поэтому в декабре 1941 года школам было разрешено временно прекратить занятия. В январе 1942 года в школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы.

После зимних каникул в январе 1942 года многие школы не возобновили уроки, но 39 школ все же работали и зимой 1942 года. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах.

В феврале 1942 года 39 тысяч ленинградских детей были приняты на полный рацион питания в школьных столовых.

Весной, когда появилась надежда на огороды, и за счет сокращения числа жителей города стало возможным увеличить нормы выдачи продуктов иждивенцам, тогда решено было восстановить школьное обучение в широких масштабах. В Ленинграде и Кронштадте действовало 148 школ, в которых занималось более 65 тысяч учеников. По постановлению Ленгорсовета план работы школ основывался на повторении учебной программы. В апреле 1942 года учителя стали получать рабочие продуктовые карточки. С 4 мая в школах начали выдавать обязательную горячую еду. Почти во всех школах было организовано горячее питание по повышенным нормам продовольственного снабжения.

Остаток учебного года длился два месяца с начала мая по 1 июля 1942 года. В июле 1942 состоялся выпуск десятиклассников, окончивших школу в первый блокадный год, из 540 выпускников 70 ребят получили аттестаты с отличием, «с золотой каёмочкой», то есть каждый восьмой!

Те, кто сумел закончить обучение в этот, самый трудный первый блокадный год, были настоящими героями. И им по праву вручили — каждому! — на выпускном балу в июле 1942 года книги с надписью: «окончившему полный курс такой-то школы в Ленинграде в 1941/42 учебном году в годы Великой Отечественной войны и блокады».

С весны 1942 года силами школьников, учителей и работников шефских предприятий велась подготовка школ города к новому учебному году. В 84 школьных зданиях были сооружены новые печи, восстановлены водопровод и канализация. К началу занятий учащихся постарались обеспечить учебниками и тетрадями, насколько это было возможно в условиях блокадного Ленинграда.

В условиях города-фронта обучение детей в 1942/43 учебном году было по-прежнему сопряжено с большими трудностями. Занятия нередко проходили под гул артиллерийской канонады, из-за недостатка топлива и электроэнергии в классах зачастую было холодно и темно.

С января 1943 года, когда было прорвана блокада Ленинграда, число учащихся стало расти с каждым днем. Но уровень подготовки детей очень различался из-за того, что многие дети не могли посещать школу в 1941/42 учебном году. Это обстоятельство очень осложняло процесс обучения.

В 1944/45 учебном году количество действующих школ в Ленинграде существенно возросло. Теперь насчитывалось почти 200 школ, а число обучающихся в них школьников по сравнению с предыдущим годом увеличилось почти в 3 раза, потому что началось возвращение детей из эвакуации.

Таким образом, в Ленинграде даже в самые суровые блокадные дни работала система народного образования. Работала, конечно, с поправками на блокадное время, с пропусками и послаблениями учащихся, но — работала! И этот факт, как и многие подобные ему, стал еще одним доказательством стойкости ленинградцев — и еще одним фактором, еще одним залогом победы здесь, на Ленинградском фронте, и всей Победы в целом.


Источники:

  • Буров А.В. Блокада. День за днем. 22 июня 1941 г. -27 января 1944 г. / А.В. Буров. — Ленинград: [б.и.], 1979. — 456 с.
  • Данилов П.П. И в блокадном Ленинграде дети учились/ П.П. Данилов //Отечественная история. — 2004. — №3. — С.53-60
Нет комментариев. Ваш будет первым!