Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Исаакиевский собор – памятник русского величия и духовного наследия

Исаакиевский собор – памятник русского величия и духовного наследия

Международный день памятников и исторических мест отмечается 18 апреля. Эта традиция зародилась 40 лет назад, в 1984 году, когда Ассамблея по вопросам охраны достопримечательностей при ЮНЕСКО призвала разные страны мира позаботиться о культурном наследии. Девизом праздника стали слова: «Сохраним нашу историческую родину».

Санкт-Петербург – город неповторимых по красоте памятников русского и мирового градостроительного искусства. Это город-музей, архитектурные ансамбли и памятники которого в камне, бронзе и бетоне повествуют о его героической истории, отражают величие нашей Родины.

Исаакиевский собор – является самым известным и большим храмом Санкт-Петербурга. Это подлинная жемчужина российского религиозного зодчества, настоящий символ города и одна из основных его достопримечательностей. Основав Петербург в 1703 году Петр Первый выразил желание увековечить день своего рождения сооружением собора во имя св. Исаакия Далматского, день празднования памяти которого (30 мая) совпадал с днем рождения царя.

Первая Исаакиевская церковь начала действовать в 1710 году, но нынешний облик она приобрела после нескольких перестроек. В 1707 году на Адмиралтейском лугу была построена небольшая деревянная церковь, отличавшаяся скромностью архитектуры, характерной для первых зданий Петровской эпохи. В этой Исаакиевской церкви 1 марта 1712 года был совершен обряд венчания Петра I и Екатерины I. Но здание, слишком непритязательное по композиционному и художественному решению, не соответствовало архитектурному облику столицы. И 17 августа 1717 года по проекту архитектора Г. И. Маттарнови на берегу Невы, там, где теперь стоит памятник Петру I («Медный всадник»), при личном участии императора была заложена вторая Исаакиевская церковь. Архитектура ее напоминала сохранившийся до наших дней собор Петра и Павла в Петропавловской крепости, построенный по проекту Доменико Трезини. Но место для строительства новой церкви было выбрано неудачно: берега Невы еще были не укреплены. Начавшееся оползание грунта вызвало трещины в сводах. В мае 1735 года возник пожар, довершивший начавшиеся разрушения, в результате чего было принято решение – церковь разобрать. Строительство третьего храма затянулось на десятилетия, первоначальный архитектурный проект пришлось изменить, поскольку нужно было сократить сроки строительства. В итоге было построено приземистое здание, не гармонирующее с парадным обликом столицы. Это заставило правительство и Синод уже через семь лет после окончания строительства задуматься о перестройке собора.

Исаакиевская церковь петровских времен. Гравюра 1710 г.
Н. Ф. Гербель «Южный фасад церкви Исаакия Далматского». 1721

Проект Исаакиевского собора архитектора Ринальди.

При правлении Александра I в 1809 – 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было сохранение алтарной части существующего храма. Решить сложную задачу взялся О. Монферран. Огюст-Рикар Монферран родился во Франции, в городке Шайо близ Парижа. Окончив парижскую специальную школу архитектуры, он некоторое время работал под руководством известных архитекторов Шарля Персье и Пьера Фонтена. В 1816 году Монферран приехал в Петербург и прожил в России до конца жизни. Здесь он обрел вторую родину, состоялся как архитектор и получил широкую известность. Монферран по праву считается одним из выдающихся русских зодчих, а его основные творения – Исаакиевсий собор и Александровская колонна – гордостью русской архитектуры.

Е. А. Плюшар «Портрет архитектора А. А. Монферрана», не ранее 1834 г. 

Строительство Исаакиевского собора началось в 1819 году и продолжалось 40 лет. Его возведение стало важным этапом в развитии русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента. Монолитный фундамент собора стоит на 24 тысячах сосновых свай. Техника создания свайного основания была довольно сложной: из глубоких траншей откачивали воду, затем вбивали сосновые просмоленные сваи. Их диаметр равнялся 26 – 28 см, высота – 6,5 м. Расстояние между ними равнялся диаметру сваи. Работа была трудной. Летом, в августе, за день забивалось всего пять свай, а в ноябре уже не более двух. Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 монолитных гранитных колонн.

В каменоломне Пюртерлакса, неподалеку от Выборга, шла вырубка гранитных монолитов для колонн. Более 30 лет Пюртерлакс снабжал материалом Петербург и другие города России. Близость к морскому заливу с глубоким фарватером, проходящий рядом почтовый тракт, по которому перевозили людей, инструмент и продовольствие, позволили прочно обосноваться в этих местах. Суровый климат, морозы и метели, сильные ветры и ощутимая близость моря не смогли помешать работам, которые велись круглый год. Монферран, побывавший в каменоломне, сделал запись в своем дневнике: «Удивление, которое мы испытывали, когда увидели… гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось прямо восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере семью еще необработанными колоннами…»

Посещая каменоломни, Монферран не переставал удивляться силе и умению русских рабочих, их способности трудиться дружно и слаженно. «Добывание гранитов, — писал он, — труд сего рода во всех иных местах не весьма обыкновенный, встречают в России очень часто и весьма хорошо разумеют… работы, возбуждающие наше удивление к произведениям древности, здесь не что иное суть, как ежедневное дело, которому никто не удивляется».

Заготовленные гранитные блоки колонн скатывали на берег и грузили на баржу. Баржа буксировалась двумя пароходами до пристани на Неве. Колонны выгружали и перевозили на строительную площадку для окончательной обработки и полировки. Выгрузка колонн, предназначавшихся для портиков собора, была одним из важнейших эпизодов строительства и явилась впечатляющим зрелищем. Публика не представляла себе, как можно выполнить эту перевозку. Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать колонну высотой 17 метров за 40 – 45 минут. Подобного строительная техника до той поры не знала. Декабрист Н. А. Бестужев, талантливый публицист и живописец, в одной из своих корреспонденций критиковал издателей газет и журналов за то, что в русской печати мало отражен этот народный подвиг. «Мы ищем, — писал он, — удивительных вещей в чужих краях, с жадностью читаем древние истории, повествующие нам об исполинских подвигах тогдашней архитектуры, за каждой строчкой восклицаем: чудо! Неимоверно!.. И проходим мимо сих чудных, неимоверных колонн с самым обыкновенным любопытством… Огромность колонн, простые способы, которые по секрету открыла сама природа нашим простым людям… всё оное… наполняет мою душу каким-то приятным чувством, от которого мне кажется, будто я, россиянин, вырос целым вершком выше иностранцев…»

Установка гранитных колонн оказалась не единственным техническим новшеством. Интересным было и принятое решение возведения купола. Монферран предложил заменить кирпичную кладку металлическими конструкциями и наружным медным покрытием. Золочение главного купола, куполов колоколен и крестов велось с 1835-го по 1843 год огневым способом: листы меди покрывали жидкой смесью золота и ртути, медленно прогревая листы над жаровнями, ртуть выпаривали. Этот вид работы был самым опасным. Все операции по золочению велись под открытым небом, и всё же рабочие подвергались вредному воздействию ядовитых паров. Золочение куполов стоило нескольких десятков жизней. Ртутное отравление постепенно, но неизбежно приводило к гибели. Золочение было трехкратным. В русских церквях золочёные купола встречаются часто, но огромные купола Исаакия – единственные в своем роде не только в России, но и в Европе.

Роспись купола

Купол Исаакиевского собора

Внутреннее убранство собора также поражает великолепием. На декоративное оформление Исаакия затрачено 400 килограмм золота, 1000 тонн бронзы; для облицовки колонн и других архитектурных деталей главного и малых алтарей потребовалось 16 тонн малахита и более 11 кв. метров бадахшанского лазурита. Для облицовки пола, стен и пилонов использованы полудрагоценный шокшинский порфир, черный сланец с Кавказа, мрамор: розовый тивдийский, серый финляндский, белый итальянский, зеленый генуэзский, желтый сиенский, красный французский. Академик А. Е. Ферcман считал Исаакиевский собор наряду с Эрмитажем сокровищницей цветного камня.

Живописное оформление Исаакиевского собора – результат творчества большой группы художников. В соборе работали К. П. Брюллов, П. В. Басин, Ф. Бруни, Т. Неффа. Вместе с ними над собором трудилось и множество менее известных художников, скульпторов и архитекторов. Вместе с живописью важное место во внутреннем художественном убранстве занимает скульптура. Интерьер оформляют более 350 рельефов, статуй и скульптурных групп. Внутренняя скульптура, как и наружная, в основном создана И. П. Витали. Удачно решено пластическое оформление трех больших дверей. Площадь каждой – 42 кв. м, вес – 20 тонн. Их мощные дубовые створки украшены литыми бронзовыми рельефами и отделочными скульптурными изображениями.

Благодаря созданию Исаакиевского собора в 1850-е годы в России возродилось искусство монументальной мозаики, забытое после смерти М. В. Ломоносова. Мозаичные произведения для Исаакиевского собора с 1851 по 1917 год тремя поколениями мастеров, среди которых наиболее известны Е. Г. Солнцев, И. С. Шаповалов, И. Д. Шаповалов, И. Д. Бурухин, И. А. Лаверецкий. Для точного воспроизведения многообразия живописной цветовой гаммы использовано до 12 тысяч цветов и оттенков смальты. В соборе 62 мозаики, их общая площадь 600 кв. м. 30 мая (по новому стилю 11 июня) 1858 года состоялось торжественное открытие Исаакиевского собора. На этом история собора не закончена, ему пришлось пережить много не только радостных, но и печальных дней.

После революции у Исаакиевского собора начался непростой период. В 1922 году большевики разграбили храм и вынесли 45 килограммов золота и две тонны серебра. В 1928-м в нём запретили проводить богослужения, после чего он стал музеем атеизма. К его куполу подвесили главный экспонат — маятник Фуко. Этот прибор доказывает, что Земля вращается вокруг своей оси. Сейчас маятник покоится в подвалах Исаакиевского собора и время от времени участвует в выставках. Во время Великой Отечественной войны в подвалах храма сотрудники музеев Петербурга прятали экспонаты и исторические ценности. Немецкие лётчики использовали купол собора как ориентир и не стреляли по зданию напрямую. Подвал остался невредимым, чего не скажешь о фасаде: осколки от взрывов оставили отметины на стенах и колоннах, которые видны до сих пор.

Музейный статус был присвоен храму в 1948 году. Благодаря своему культурному и историческому значению он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году, тогда же были возобновлены церковные службы по воскресениям и праздникам.

В 2023 году исполнилось 165 лет со дня освящения собора в честь преподобного Исаакия Далматского, день памяти которого святая церковь чтит 12 июня. Более полутора столетий назад величественный Исаакиевский собор стал домом Божиим и местом молитвы для многих православных людей, сердцем Санкт-Петербурга и национальной святыней. И он никогда и никого не оставлял равнодушным, поражая своим величием, красотой и уникальностью.

Источники:

Ленинград. Энциклопедический справочник. – М. – Л.: «Большая Советская Энциклопедия», 1957. – 808 с, ил.

Пыляев М. И. Старый Петербург. История былой жизни столицы Российской империи. – М.: Изд-во «Эксмо», 2007. – 544 с., ил.

Брикнер А. Г. История Петра Великого. – М.: АСТ: Астрель, 2005.

Памятники Отечества. Кн. 3. – М.: «Современник», 1977. – 279 с., фотогр. – (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры).

https://histrf.ru/read/articles/sohranim-nashu-istoricheskuyu-rodinu-rossiya-v-pamyatnikah-i-dostoprimechatelnostyah?ysclid=lugioyyzpx916807931

Источники изображений:

https://blog.ostrovok.ru/isaakievskij-sobor-v-sankt-peterburge/?ysclid=lurh22c2cn20167093https://histrf.ru/read/articles/kratkii-kurs-istorii-isaakiievskii-sobor?ysclid=lurhdo9ea3911913284

https://cathedral.ru/ru/isaac/building

https://trip-spb.ru/isaakievskij-sobor/?ysclid=lut...

https://mykaleidoscope.ru/x/mesta-i-dostoprimechatelnosti/8723-isaakievskij-sobor-v-sankt-peterburge-vnutri-64-foto.html — заглавное изображение

Нет комментариев. Ваш будет первым!