Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Николай Васильевич Гоголь - писатель ХХI века

Николай Васильевич Гоголь - писатель ХХI века

«… Ни в ком из наших писателей не выражалось так живо и ясно сознание своего патриотического значения, как в Гоголе. Он прямо считал себя человеком, призванным служить не искусству, а Отечеству, он думал о себе: «Я не поэт, я гражданин».

Н. Г. Чернышевский

В 2024 году мы отмечаем 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, одного из самых известных русских писателей-сатириков.

1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещиков среднего достатка Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских родился сын Николай. С детских лет в характере Николая обнаружилось то, что будет свойственно ему на протяжении всей жизни, — глубокая внутренняя сосредоточенность, и даже затаенность, и одновременно безудержная открытость внешнему миру. Любимыми занятиями Николая были чтение букваря, рисование и игра с географической картой. Он приходил в детский восторг от небесного покрывала, раскинувшегося над миром, от бесконечности простора украинской степи, уходящей далеко за околицу Васильевки. Уже в детстве в Гоголе проявилась казацкая душа, рвущаяся из тесноты родительского дома на волю, зовущая в дорогу. Гоголь всегда гордился своим казацким происхождением, с уважением относился к дедам и прадедам. По негласной традиции в роду Гоголей-Яновских предпочитали вторую часть фамилии: большинство родственников именовали себя Яновскими. И Николая в годы учебы довольно часто звали просто Яновским. Но в Петербурге все меняется: письма он подписывает уже как Гоголь, и первая книга, «Вечера на хуторе близ Диканьки», выходит под этой фамилией. Тем самым писатель показывает свою принадлежность к старинному казацкому роду и одновременно уважение к родословным корням.

Николай рано покинул родительский дом. В 1818 году вместе с братом Иваном поступает в Полтавское уездное училище. Но отец вскоре забирает сыновей оттуда – учителя оказались не только малообразованными, но и совершенно безразличными к своим воспитанникам. В мае 1821 года Гоголь поступает в только что открывшуюся Нежинскую гимназию высших наук. Она выгодно отличалась от других гимназий «высшей степенью преподаваемых в ней предметов и особенными ей дарованными правами и преимуществами», как говорилось в уставе лицея. Трудно привыкал Николай к гимназии. Общению с одноклассниками он предпочитал одиночество. Любимыми его местами стали лицейский сад, где он любил рисовать и мечтать; спальная комната и, конечно, лицейская библиотека, где юноша проводил все свое свободное от занятий время. Ее хранителем и душой был Гоголь. Выдача книг здесь рассматривалась как поощрение и представляла своеобразный ритуал. Ученик усаживался рядом с Гоголем, главным библиотекарем, на скамейку и не имел права вставать до окончания работы над томом. Перед тем как выдать книгу, Николай предлагал ее читателю надеть бумажный наперсток на указательный и большой пальцы, чтобы сохранить общественные книги как можно дольше.

Гоголь очень много читал и собирал собственную библиотеку, отказывая себе «даже в самых крайних нуждах, с тем, чтобы иметь возможность удовлетворить моей жажде видеть и чувствовать прекрасное», сообщал он в письме матери. «А ежели книгу было невозможно достать или она стоила слишком дорого, он тщательно переписывал ее на самой лучшей бумаге с рисунками собственного изобретения», — вспоминали его товарищи. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба нелюдимого мальчика, если бы не открытие в стенах лицея театра. С его появлением одиночество Николая закончилось, и все увидели совершенно другого человека – раскованного, эмоционального, радостного, в жизни которого наступила самая счастливая пора. В лицейском театре Гоголь проявил себя как «человек-оркестр»: он рисовал декорации, сооружал подмостки, шил костюмы. Но главное – ни один спектакль не обходился без его участия. Природа щедро одарила мальчика талантом лицедея, причем с равным успехом ему удавались и мужские, и женские роли. Друзья Гоголя пророчили ему актерскую славу.

В Нежинской гимназии, где Николай Васильевич проучился семь лет, углубилось его знакомство с культурой. Наблюдательность и остроумие, умение угадать человека и остро воспроизвести его черты, были заметны в писателе уже в это время. В его шутках, выступлениях на сцене гимназии угадывался будущий драматург. По окончании лицея в 1828 году Гоголь отправляется в Петербург. Молодой человек полон честолюбивых планов, собирается делать карьеру и вместе с тем везет с собой свою романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен» и заветный дневник, названный им «Книга Всякой всячины, или Подручная энциклопедия». Туда заносилось всё, на чем останавливался пытливый гоголевский взгляд: обряды, частушки, песни, блюда и кушанья, загадки, пословицы, слова, фразы малороссийские, имена, даваемые при крещении. Многое из этой «Книги» пригодится ему при написании «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Петербург встретил мечтателя-провинциала со всей столичной суровостью. Житейские проблемы – дорогое жилье, неудачные поиски службы, одиночество – тяготили и ужасали молодого Гоголя. Не принесла успеха и поэма «Ганц Кюхельгартен», напечатанная на собственные средства под псевдонимом В. Алов. В поисках заработка Николай Васильевич пытается поступить на сцену одного из императорских театров, но и тут получает отказ. В конце 1829 года Н. В. Гоголю удалось поступить на службу канцелярским чиновником в один из департаментов. В это же время он пробует свои силы в литературе. В 1830 году в журнале «Отечественные записки» появляется первая повесть писателя «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы».

В это же время молодой человек знакомится с А. Дельвигом, П. Плетневым, В. Жуковским, бывает на вечерах у В. Одоевского. Знакомство с А. С. Пушкиным – давняя мечта Н. В. Гоголя. Летом 1831 года Николай Васильевич живет в Павловске, недалеко – в Царском Селе – Пушкин и Жуковский, и почти каждый вечер они встречаются. Николай счастлив: он, молодой человек, еще ничем не прославившийся, принят в их обществе как равный. А. С. Пушкин становится помощником Гоголя во всех его делах.

Это светлое время в жизни Николая Васильевича. В Петербурге печатается первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и Гоголь описывает Пушкину веселье наборщиков, которые смеялись, читая рукопись. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» произвел сильное впечатление на читателей – своей свежестью, романтичностью, колоритностью образов. Произведение принесло Гоголю литературную известность, поставив его в первый ряд русских писателей. А. С. Пушкин писал русскому поэту, журналисту А. Воейкову: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувственность!» Для Гоголя Пушкин на всю жизнь останется непререкаемым литературным авторитетом и путеводной звездой.

Казалось бы, бесспорный успех «Вечеров» должен был укрепить писательский дух Гоголя, но в следующем, 1833 году его настигает страшный творческий кризис. В письме к историку и писателю М. П. Погодину Николай Васильевич сообщает: «Я стою в бездействии, в неподвижности. Мелкого не хочется! великое не выдумывается!.. Пожалейте обо мне и пожелайте мне!» Однако пройдет немного времени, и уже в начале января 1834 года Гоголь напишет М. П. Погодину строки, знаменующие выход писателя из кризиса: «Ух, брат! Сколько приходит ко мне мыслей теперь! Да каких крупных! полных! свежих!..»

И действительно, в том году им будут созданы почти все произведения, вошедшие в сборники «Арабески» и «Миргород». Так, герои повести «Старосветские помещики» раскрыли перед читателями мир украинской старины, мир трогательной взаимной привязанности немолодых людей, повести из петербургской жизни отразили жизнь и нравы большого города, а накопленный исторический материал о героическом прошлом своего народа нашел отражение в повести «Тарас Бульба». Оба сборника вышли в свет один за другим в самом начале 1835 года.

В октябре 1835 года Николай Васильевич приступает к комедии «Ревизор». 19 апреля 1836 года состоялось первое представление этой комедии на сцене Александрийского театра в Петербурге. Обращение Гоголя к комедийному жанру, кажется было предопределено. В писателе жили удивительное чувство смешного и способность смешить. Однако «Ревизор» вобрал в себя не только смех. Позднее Гоголь напишет в «Авторской исповеди»: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Гоголь писал «Ревизора» вдохновенно. Работа над ним заняла два месяца, хотя авторская редактура и исправления пьесы продолжались вплоть до самой смерти писателя. Но в жизни Гоголя далеко не все было радужно. Пьеса «Ревизор» не снискала понимания у зрителей. Во время представления аплодисментов почти не было, а большинство зрителей и вовсе негодовали: «Это – невозможность, это – клевета, это – фарс!» Конечно, это был фарс, просто современники не способны были оценить его по достоинству. Гоголь был очень сильно разочарован. Отъезд Николая Васильевича за границу в 1836 году был таким же внезапным и исполненным горечи, как и семь лет назад. Решив, что его комедию «Ревизор» никто не понял и великий замысел пал жертвой всеобщей пошлости, он вновь засобирался в дорогу. Каждая поездка за рубеж была вызвана желанием найти уголок, где можно было жить спокойно и независимо, где можно было целиком отдаться работе. Сама дорога, по словам Гоголя, «единственное лекарство» в пору внутренней смуты.

Судьба Гоголя как писателя неразрывно связана с поэмой «Мертвые души». Работа над ней началась еще в 1835 году. В своей «Авторской исповеди» писатель указывает, что сюжет для «Мертвых душ» ему подарил А. С. Пушкин: «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров… Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь». Однако в процессе работы Н. В. Гоголь замыслил уже не один, а три тома, в которых можно было бы показать Русь уже не «с одного боку», а всесторонне. В Париже Гоголя застало известие о смерти Пушкина, которое повергло писателя в тоску и уныние, он больше не мог работать, перо падало из рук, единственное лекарство – опять сменить обстановку. На сей раз Гоголь отправился в Рим, и вечный город совершенно очаровал его. Здесь он чувствовал себя комфортно и спокойно. Гоголь снова много работал: писал продолжение «Мертвых душ», написал рассказ «Шинель» и большую трагедию из быта запорожцев, но в итоге остался недоволен трагедией и уничтожил рукопись.

В 1842 году, после мучительных переделок отдельных страниц из-за цензуры, поэму «Мертвые души» все-таки удалось издать. Книга была встречена современниками неоднозначно. Одни, в основном образованная молодежь, приняли ее с восторгом, другие – считали многое неверным и неправдоподобным, а третьи, узнав в персонажах поэмы себя, с остервенением накинулись на автора.

Все, что случилось потом, — было ужасно. Десять лет один человек и целый мир никак не могли примириться друг с другом. Гоголь считает, что спасительное слово, способное преобразить общество, переродить человека, могло родиться только из просветленной души. Его больше начинает занимать сама душа, а не продолжение «Мертвых душ». Это время, когда писатель вырабатывает новые для себя жанры – молитвы, проповеди, поучения, задумывается о монашеском уделе. Однако в нем продолжал жить неугасимый писательский дар, не дающий оставить мир, отгородиться от него иноческой кельей. Гоголь хочет стать другим, хочет писать другие книги. Он много читает, ездит, пытается найти свой путь к Богу. Продолжая искать света, он все больше погружался во мрак.

Новых художественных произведений после первого тома «Мертвых душ» Николай Васильевич так и не создал. Ценой нечеловеческих усилий он в конце 1851 года завершил второй том поэмы и уже готовился его отдать в печать… Тяжелая душевная болезнь прогрессировала. В ночь на 11 февраля 1852 года Н. В. Гоголь сжег готовую рукопись второго тома «Мертвых душ». Через десять дней после этого, утром 21 февраля, Николай Васильевич умер в Москве.

Николай Васильевич Гоголь вошел в русскую литературу как один из великих и самобытных писателей, сыгравших огромную роль в развитии отечественной литературы и культуры. Он оказал большое влияние на развитие сатирического творчества А. И. Герцена, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Литературное наследие вдохновляло русских композиторов и художников на создание прекрасных произведений.

Жизнь Н. В. Гоголя была яркой и стремительной. Он ушел из жизни в сорок три года, оставив нам бессмертную комедию «Ревизор», гениальную поэму «Мертвые души», многочисленные рассказы и повести. В сознание современников и последующих поколений он вошел прежде всего, как образец писателя, живущего мыслью о личной ответственности за то дело, которому призван. Время не властно над творениями великого писателя и драматурга. На сценах российских театров идут пьесы Гоголя, книги писателя продолжают волновать и тревожить сердца миллионов людей, как и много лет тому назад.

Источники:

Соколов Б. В. Гоголь. Энциклопедия. – М.: Алгоритм, Эксмо, Око, 2007. – 736 с. – (Энциклопедия великих писателей).

Труйя А. Николай Гоголь. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 640 с., илл.

Золотусский И. П. Гоголь в Диканьке. – М.: Алгоритм, 2007. – 240 с.

Николаев Д. П. Сатира Гоголя. – М.: Художественная литература, 1981. – 367 с.

Макогоненко Г. Гоголь и Пушкин: Монография. – Л.: Советский писатель, 1985. – 352 с.

Золотусский И. П. По следам Гоголя. Очерк. – М.: Детская литература, 1988. – 191 с., фотоил.

Источники изображений:

https://triptonkosti.ru/4-kartinki/gogol-interesnye-kartinki.html — заглавное изображение

Марченко Н. А. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. – М.: Детская литература,1979. – 64 с., фотоил.

Нет комментариев. Ваш будет первым!