Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система"

Поиск

Бессмертный "Варяг"

Бессмертный "Варяг"

Ровно 120 лет назад, в феврале 1904 года, началась русско-японская война. Как известно, эта война через полтора года закончилась поражением Российской империи, несмотря на все героические усилия русской армии и флота, храбро сражавшихся на полях под Мукденом и у стен Порт-Артура, в Цусимском проливе и на тихоокеанских просторах.

«Есть дела и подвиги, которые сразу восхищают и взрывают народное сердце…» — утверждал известный писатель-маринист А. С. Новиков-Прибой. К таким подвигам принадлежит сражение русских моряков в корейском порту Чемульпо 9 февраля (27 января по старому стилю) 1904 года. Там в неравном бою, геройски сражаясь, погибли два наших корабля – новый быстроходный бронепалубный крейсер «Варяг» и старая тихоходная канонерка «Кореец».

Весть о подвиге русских моряков быстро облетела не только Россию, но и весь мир. Кто-то сказал, что у кораблей, как и у людей, есть своя судьба.

История легендарного крейсера «Варяг» начиналась вдали от родных берегов. В мае 1899 года на верфи судостроительного завода фирмы «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии состоялась официальная церемония закладки бронепалубного крейсера 1-го ранга «Варяг». Строительство «Варяга» шло быстрыми темпами и 19 (31) октября 1899 года был спущен на воду. «Варяг» был одним из сильнейших и быстроходных кораблей в своем классе. Это был лучший крейсер своего времени!

Спуск крейсера «Варяг» на воду. 19 октября 1899 г.

В январе 1901 года на крейсере 1-го ранга «Варяг» торжественно был поднят Андреевский флаг, на грот-мачте затрепетал под порывами ветра вымпел корабля. С этого момента крейсер официально вошёл в состав Военно-морского флота России. В марте 1901 года «Варяг» навсегда покинул берега Америки и взял курс на родину. В этом же году он прибыл в Кронштадт, где был записан в Тихоокеанскую эскадру. В течение пяти месяцев крейсер переправляли на Дальний Восток через Атлантический, Индийский Тихий океаны. Здесь он присоединился к русской эскадре в Порт-Артуре.

крейсер «Варяг» на реке Делавэр, начало 1901 г.

В декабре 1902 года командиром «Варяга» был назначен капитан 1-го ранга Всеволод Фёдорович Руднев, опытный потомственный моряк. На корабле шли обычные будни военно-морской службы: артиллерийские стрельбы, десантные, шлюпочные, пожарные занятия. Осенью командир крейсера получил приказ перекрасить корабль в защитный зеленовато-оливковый цвет. А конце декабря 1903 года по приказу начальника эскадры Тихого океана «Варяг» прибыл в корейский порт Чемульпо. Здесь уже стояли канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана 2-го ранга Григория Павловича Беляева, а также английский, французский, итальянский крейсеры и американский военный корабль.

капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев

капитан 2-го ранга Г. П. Беляев

Войны с Японией тогда еще не было, но японцы активно готовились к ней. В Чемульпо они захватили телеграф. В городе появилось много японских солдат, переодетых в гражданскую одежду. В Корее и Маньчжурии столкнулись российские и японские интересы. Обстановка накалялась. Нашим кораблям необходимо было уходить из порта и идти на соединение с русской эскадрой. Однако в инструкциях командира крейсера В. Ф. Руднева было указано не предпринимать ничего, пока японцы не объявят войну, то есть приказ адмирала предписывал русским кораблям стоять в Чемульпо. В городе пошли первые слухи о разрыве дипломатических отношений между Россией и Японией. Над корейским портом нависла напряженная тишина. По всему было видно, что вот-вот начнется война, и «Варягу» необходимо было срочно уходить из порта и прорываться в Порт-Артур, но приказа от высшего командования не поступало. Когда же русский посланник в корейской столице Сеуле без ведома руководства разрешил кораблям выйти в море, было уже поздно – время было упущено.

Утром 9 февраля 1904 года на рейде в Чемульпо остановилась эскадра японского адмирала Уриу из 15 кораблей. Они блокировали порт и взяли под прицел своих пушек и торпедных аппаратов русский крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Ультиматум японцев был краток: русские корабли должны покинуть порт, выйти в море и принять там бой. В противном случае они будут расстреляны прямо здесь, на рейде.

Враг был сильнее во много раз, поэтому выходить из порта — означало идти на верную гибель. Можно было, конечно, остаться на месте. В порту было много иностранных кораблей, поэтому враг не посмел бы напасть на наши суда здесь, но русские моряки не привыкли прятаться за спины других.

На совещании капитанов всех находящихся в порту кораблей  В. Ф. Руднев объявил о решении выйти в море. Об этом командир поставил в известность своих офицеров и матросов. «Братцы! Безусловно, мы идём на прорыв и вступим в бой с эскадрой, какой бы она ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть – мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю», — обратился к личному составу командир. Экипаж «Варяга» не обманывал себя: было ясно, что шансов на спасение почти нет. Но мужественные матросы ответили командиру троекратным «ура!». Экипаж был готов сражаться до последнего. В. Ф. Руднев приказал, чтобы на флаг были поставлены лучшие матросы. Если корабельное знамя будет сбито, немедленно заменить его другим, чтобы японцы ни на секунду не могли предположить, что мы сдались. Когда всё было готово к бою, на «Варяге» и «Корейце» прозвучали команды: «Все наверх! С якоря сниматься!». Корабли дали ход и медленно пошли к выходу с рейда. Первой шла канонерка «Кореец». Обращаясь к своей команде, капитан 2-го ранга Г. П. Беляев произнёс простые слова: «На внешний рейд, ребята, мы выйдем впереди «Варяга»! По уговору! Старикам почёт! Такую честь мы заслужили!» «Кореец» шёл впереди, и вскоре «Варяг» опередил его, как бы стремясь прикрыть собой старого боевого друга.

Экипажи иностранных судов отдавали честь нашим кораблям. На итальянском крейсере оркестр играл гимн Российской империи. Все прекрасно понимали, как тяжело придется нашим матросам и их командирам. Величие духа русских экипажей потрясло всех! Все суда, как в праздник, подняли флаги расцвечивания. В своем донесении командир французского корабля «Паскаль» капитан 1-го ранга Сенес писал: «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!».

Японская эскадра состояла из семи крейсеров и восьми миноносцев. Они преградили путь нашим кораблям, идущим узким фарватером в открытое море. Враг предложил сдаться, но русские не сочли нужным ответить. На размышление японцы дали одну минуту. «Это много, — сказал капитан 1-го В. Ф. Руднев, снял головной убор, медленно перекрестился, — наш ответ: «Атакуем эскадру! С нами Бог!».

Начался тяжёлый, непрерывный бой. В основном огонь был сосредоточен на «Варяге». Трудно представить обстановку, более не соответствующую назначению этого корабля. Ведь крейсер принял бой в узком фарватере, где было много камней и отмели. Все достоинства корабля в этом случае сводились к нулю. Если бы «Варяг» встретился с врагом в открытом море, где мог развить скорость, то оказался бы сильным противником. Было еще одно обстоятельство, сыгравшее роковую роль в трагической судьбе крейсера: пушки на палубе корабля стояли совершенно открыто, они не имели ни башен, ни даже броневых щитов. Море кипело вокруг крейсера от разрывов снарядов. Падая в воду рядом с бортом, они нещадно разили осколками матросов. Экипаж «Варяга» вел огонь на два борта, залпами открыв стрельбу по вражеским кораблям. Морская история не знала таких тяжелых условий, в которых наши корабли приняли этот бой. И русские моряки совершили величайший подвиг. Во время сражения команды кораблей, выполняя наказ командира, проявляли спокойствие. Раненые матросы даже в самые тяжелые минуты жизни не теряли самообладания. Каждый чувствовал, что палуба под их ногами – это часть России, которую невозможно предать или посрамить.

Все чаще и чаще начались попадания в русский крейсер. Вскоре возник сильный пожар, стала выходить из строя артиллерия, был снесен грот-марс, уничтожены два дальномерных поста. «Варяг» начал выходить из боя и вскоре бросил якорь в гавани. Бой продолжался ровно час, за это время крейсер выпустил 1105 снарядов, нанеся повреждения японским кораблям «Асама» и «Такачио». Корабль во время боя стал подобен кромешному аду. Защита «Варяга» была титанической. Офицеры и матросы геройски оставались на своих местах, готовые отдать свои жизни.

На «Корейце» потерь не было. За всё время боя в него не попало ни одного снаряда. А дело всё в том, что командир канонерки Беляев, зная, что японцы определяют при прицеле дальность корабля по высоте мачт, приказал подрубить их. В результате снаряды с японских кораблей всё время перелетали канонерку. К тому же орудия «Корейца» стреляли дымным порохом, и при каждом залпе канонерка окутывалась такой пеленой дыма, что пристреляться к ней было непросто.

«Варяг» же получил значительные повреждения, и Руднев принял решение отправиться на рейд, в порт, чтобы их исправить и вернуться в бой, идти на прорыв. Отход крейсера прикрывала огнем своих пушек канонерская лодка «Кореец», вынудив японские корабли прекратить преследование.

Крейсер «Варяг» после боя на рейде Чемульпо, 27 января 1904 г.

Израненный, но непобеждённый «Варяг» вместе с «Корейцем» вернулись на рейд. Японцы прекратили огонь, чтобы не повредить иностранные суда. При осмотре крейсера повреждения оказались настолько серьезными, что ни о каком продлении боя не могло быть и речи. Выхода не было. Не желая дать неприятелю возможность одержать победу над полуразрушенным, горящим крейсером, на военном совете офицеров было решено уничтожить корабли, разместив раненых и команду на иностранных судах, которые сразу же прислали шлюпки с врачами и санитарами. Когда команда покинула «Варяг», последним с крейсера, поцеловав поручни, сошел командир корабля капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев. Были открыты все кингстоны и клапаны. Крейсер медленно погружался в воду. Экипаж до конца выполнил свой долг перед Родиной. Было принято решение о взрыве «Корейца». Мощный взрыв тысячи пудов пороха разметал корпус корабля.

Затопленный крейсер «Варяг» в Чемульпо, 10 февраля 1904 г.

Затопленный «Варяг» во время отлива, 1904 г.

Взорванная канонерская лодка «Кореец», 10 февраля 1904 г.

Россия ждала возвращающихся на Родину героев. Триумфальным был их путь. Бурлили Одесса, Севастополь, Петербург… Лишь горечь от потери близких, с кем сроднились на корабле, приглушала эти восторженные встречи. В Севастополе впервые в истории отечественного флота все члены экипажей были награждены Георгиевскими крестами, а офицеры – орденами Святого Георгия 4-й степени. В честь боя «Варяга» и «Корейца» была учреждена специальная серебряная медаль.

Как же в дальнейшем сложилась судьба героического крейсера? Еще не закончилась война, а японцы приступили к поднятию «Варяга». Летом 1905 года крейсер был поднят и после ремонта включен в состав японского флота. Переименованный в «Соя», он теперь выполнял роль учебного корабля. В 1916 году правительство России за золото выкупило у Японии несколько кораблей бывшей Тихоокеанской эскадры, в том числе и знаменитый крейсер. На «Варяге» снова был поднят Андреевский флаг, и корабль был отправлен на ремонт в Англию. Там его застала революция 1917 года – платить за ремонт было некому. Поэтому крейсер продали на металлолом Германии. На пути в Германию «Варяг» налетел на скалы, и снять его не смогли. Там он пролежал несколько лет. В 1925 году при буксировке крейсер попал в шторм и затонул в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Впоследствии крейсер был взорван. Такова последняя страница истории легендарного корабля, чье славное имя так дорого каждому русскому человеку.

Славный корабль погиб, но не умерла память о «Варяге» и его героях, с честью пронесших сквозь бури войн и революций звание моряка русского военно-морского флота. Стойкость сыновей России была по достоинству оценена во всём мире. Художники, писатели, музыканты откликнулись своим творчеством на этот неравный поединок. Буквально через несколько дней после сражения были сложены песни о «Варяге». Их было написано около 50! Однако только двум песням была уготована заслуженная популярность. Одна из них – «Плещут холодные волны…», автором которой является скромный банковский служащий Я. Репнинский.

«Плещут холодные волны,

Бьются о берег морской.

Носятся чайки над морем,

Крики их полны тоской.

Там, среди шумного моря,

Вьётся Андреевский стяг.

Бьётся с неравною силой

Гордый красавец «Варяг»…

…Мы пред врагом не спустили

Славный Андреевский флаг.

Нет! Мы взорвали «Корейца»,

Нами потоплен «Варяг!»…

Текст другой известной песни «Гибель «Варяга», или «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»  австрийского поэта Р. Грейнца впервые был опубликован в немецком журнале «Югенд», затем на русский язык его перевела поэтесса и переводчица Е. Студенская. Текст стихотворения был положен на музыку русским военным музыкантом Алексеем Турищевым, и уже в 1905 году он впервые прозвучал в качестве патриотического марша на торжественном приеме императора Николая Второго, данном в честь героических экипажей «Варяга» и «Корейца», вернувшихся на родину.

«Наверх, вы товарищи, все по местам

Последний парад наступает

Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг,»

Пощады никто не желает!..

… В предсмертных мученьях трепещут тела

Вокруг грохот, и дым, и стенанья,

И судно охвачено морем огня -

Настала минута прощанья!

Прощайте, товарищи! С Богом, ура!

Кипящее море под нами!

Не думали мы ещё с вами вчера,

Что нынче уснём под волнами!

Не скажут ни камень, ни крест, где легли

Во славу мы русского флага

Лишь волны морские прославят одни

Геройскую гибель «Варяга!»

Корабли не умирают. Они просто уходят в дальнее плавание. Их силуэты с гордо реющими на мачтах флагами растворяются в сияющей дымке истории… А имена ушедших, по флотской традиции, получат новые корабли. С 24 ноября 2003 года на Тихоокеанском флоте несёт службу малый противолодочный корабль «Кореец», получивший свое имя в честь легендарной канонерской лодки «Кореец». Современный ракетный крейсер «Варяг» — это грозный, хорошо вооруженный корабль, флагман Тихоокеанского флота России. Бережно хранят на корабле память о его прославленных героях, свято чтут «честь русского имени и достоинство русского флага».

Ракетный крейсер «Варяг»

Малый противолодочный корабль «Кореец»

Источники:

Энциклопедия будущего адмирала: Искусство войны на море. – СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2004. – 400 с., ил.

Озерецкая Е. Л. Доблесть русского флота. – Л.: Детская литература, 1972. – 111 с., ил.

Мельников Р. М. Крейсер «Варяг». – Л.: Судостроение, 1983. – 288 с., ил.

Крейсер «Варяг»: журнал «Детская энциклопедия». – М.: ООО «Детская энциклопедия», 2017, № 10.

https://weekend.rambler.ru/read/52222830/?utm_content=weekend_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

Источники изображений:

https://war-book.ru/bronepalubnyj-krejser-varyag-krejsera34/

http://www.navy.su/1850-1917/kanboat/koreets/index-photo.htm

http://www.navy.su/1850-1917/cruisers/varyag/index...

https://maina.club/1723-gvardejskij-raketnyj-krejser-varjag.html

https://dzen.ru/a/X8emA1JkLzO5xORH

3812
Нет комментариев. Ваш будет первым!